Воскресенье, 29 Июн 2025, 01:26
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Административные страницы [4]
База рефератов [24]
Интересные новости [40]
Новости образования [1059]
Голые факты [0]
Новости психологии [651]
Новости медицины [1302]
Новости в сфере знаний о мозге и поведении [959]
Открытия и события
Научные открытия и др. [953]
Новости разные [232]
Железо компьютера [548]
Новости развития и воспитания детей [954]
Soft [1710]
Другое [7]
Книги и публикации [130]
Конкурсы [160]
Интервью [131]
Мероприятия [585]
Премии [135]
ЛитГазета [0]
Фестивали [207]
Персоналии [174]
Закон [33]
Здоровье и красота [29]
Кредиты и деньги [39]
Общество [83]
Веселые конкурсы [90]
Поздравления с днем рождения [194]
Поздравления на свадьбу [4]
Гороскоп по знакам зодиака [15]
Юмор в картинках [23]
День защитника Отечества [20]
Международный день Спасибо [5]
День работника прокуратуры РФ [3]
День Святого Валентина - День всех влюбленных [32]
День студента - Татьянин день [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51666


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Главная » 2012 » Декабрь » 1 » Михаил Бойко: «Бороться без надежды на успех…»
05:09
Михаил Бойко: «Бороться без надежды на успех…»
<div style="text-align: center;"></div>

Что такое нонконформизм? При чём тут премиальный процесс? Как нонконформисты противостоят мейнстриму? Зачем награждать траблмейкеров и аутсайдеров?

Это как будто тенденция: появление критиков-универсалов — пишущих прозу, сочиняющих стихи, балующихся философскими и филологическими трактатами. Михаил Бойко выделяется из их числа естественно-научным образованием (окончил физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова).

Ныне М. Бойко — замредактора литературного приложения к «Независимой газете» — Ex Libris. Сотрудник Российского института культурологии (РИК). Автор книг «Диктатура Ничто» (критика, 2007), «Метакритика метареализма» (критика, 2010) и «Аннигилингус» (проза, 2010). Член Союза писателей Москвы. Координатор премии «Нонконформизм».

— Михаил, что такое, по-вашему, нонконформизм?— Почему-то вспоминается начало романа Сомерсета Моэма «Бремя страстей человеческих». Английский городишко Блэкстебл. На главной улице — дом англиканского священника мистера Кэри и других богатеев. А в сторону гавани тянутся убогие переулки, где селятся рыбаки и беднота. Почти все бедняки — нонконформисты: баптисты, пресвитерианцы, квакеры, унитарии, методисты и другие сектанты.

Для почтенных англикан сектанты-нонконформисты — это люди не совсем полноценные. Если миссис Кэри встречала кого-нибудь из них на улице, она переходила на другую сторону, чтобы не здороваться, а столкнувшись невзначай лицом к лицу, принималась разглядывать мостовую у себя под ногами.

Очень точное описание современной русской литературы. Население главной улицы: лауреаты престижных премий, завсегдатаи «толстых» журналов, обладатели бесконечных титулатур, брендовые фигуры в крупнейших издательствах. Нет людей преснее, кичливей, зауряднее...

Меня притягивают обитатели убогих коленчатых переулков, ведущих к гавани. Но, если вы отправитесь туда на экскурсию, вам гарантированы: вонь, нищета, разбитые окна, канавы, грязь, пьяные драки…

Сегодня, конечно, значение слова «нонконформизм» изменилось. Словари предлагают понимать под этим словом «стремление индивида придерживаться и отстаивать установки, мнения, результаты восприятия, поведение и так далее, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе». Социологически верно, но как-то сухо.

В одной из статей я дал такое определение: «Нонконформизм — это готовность к борьбе, не обещающей успеха». Но это высшая форма нонконформизма.

Другие разновидности — экзотические способы проникновения в мейнстрим, так называемую элиту, вожделенный элизиум.

А вообще, чтобы понять, что такое нонконформизм не только в статике, но и динамике, не только в синхронии, но и диахронии, рекомендую изучать историю группы Sex Pistols.

— Вы позиционировали себя как принципиального противника премиального процесса. И вдруг — второй год подряд координатор премии «Нонконформизм»…— Мне не нравятся преобладающие формы поддержки культуры: премиальная и грантовая. Поскольку в их основе — человеческий фактор. А человек всегда субъективен. И всё упирается в личности тех, кто раздаёт премии или гранты. Как правило, это люди чванливые и ангажированные.

Лучше уж энтузиазм одиночек и книжный рынок. Подразумевается книжный рынок, в котором возможна честная конкуренция, а не такой, как у нас (олигополия), — захваченный двумя-тремя книгоиздательствами с собственными сетями книгораспространения.

Однако выживал же среди этих акул Илья Кормильцев со своим уникальным издательством «Ультра.Культура»? Коммерческий потенциал у нонконформистской литературы существует — он не исчез. А вот отсутствие Ильи Кормильцева — по-настоящему невосполнимая утрата 2000-х годов.

Так что премия «Нонконформизм» — это жест вынужденный. Когда главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков решил, что у газеты должна быть собственная премия, я предложил свой проект. Первый эскиз был забракован (он назывался «Чёрная метка»). Следующий эскиз — это в общих чертах та премия, которая 9 июня сего года будет вручаться во второй раз.

Вообще стоит напомнить историю антимейнстримных премий. История «Антибукера», на мой взгляд, печальна. Это был «Букер-2» —зеркальный близнец с премиальным вознаграждением на 1 (один) доллар больше, чем у «Букера».

«Нацбест», в первые годы существования эпатажный, задиристый, занозистый, опустился, кажется, ниже «Букера». «Русский Букер» сейчас скорее мёртв, чем жив, но Елизаров и Колядина — это нонконформистский выбор, который чуть-чуть реабилитировал вампирическую премию.

Говорю «вампирическую», потому что она обязательно воскреснет и будет дальше высасывать кровь из русской литературы.

Когда-то мне нравилась премия Андрея Белого. Это изначально нонконформистская награда с достойным премиальным вознаграждением: рублём, яблоком и водкой. Всё испортил спор Карла с Кларой о кораллах. Вроде Карл и Клара помирились, но никакого доверия к кораллам не осталось.

Появилась премия «Неформат», просуществовала всего год и благополучно исчезла. Не думаю, что у Дмитрия Липскерова закончились деньги. Просто концепция была провальной. Лауреатом «Неформата» в главной номинации стала Ульяна Гамаюн.

А дальше произошла вещь курьёзная, но поучительная. Ульяна Гамаюн опубликовала очередную повесть в «Новом мире» и получила за неё премию Белкина. Один уважаемый блогер порекомендовал Ульяне Гамаюн отказаться от премии. Гамаюн с готовностью последовала совету.

Моё мнение: Ульяна Гамаюн должна была отказаться не от премии Белкина (она вполне её заслужила; в конце концов, так решило жюри), а чуть раньше — от премии «Неформат». Потому что проза Ульяны Гамаюн — это типичный толстожурнальной мейнстрим, квинтэссенция формата.

Надеюсь, проект «Ульяна Гамаюн» закрыт навсегда и будет служить предостережением от попыток использовать внесистемную премию в качестве трамплина на литературный олимп.

Такова предыстория культурно-просветительской премии «Нонконформизм». Кое-что было очевидно: премия должна быть малобюджетной (премия-то нонконформистская, кроме того, это залог долгожительства проекта).

Она должна поощрять нонконформистов, незаслуженно обнесённых наградами в прошлом, и, разумеется, делать это вне конкурса. А в ходе конкурса выявлять лучшие нонконформистские произведения минувшего года.

Таким образом, родились две основные номинации: «Нонконформизм-судьба» (вручается по совокупности заслуг) и «Нонконформизм-поступок» (вручается победителю в конкурсе). Допускается и спецноминация (меняется каждый год).

В прошлом году лейтмотивами злопыхателей были: порнография, наркомания, сатанизм и детоубийство. В этом году хочется услышать что-нибудь новенькое.

— Но встанем на место оппонентов премии. Зачем двигать людей сомнительных, траблмейкеров, заведомых аутсайдеров? Лауреаты других премий пусть и графоманы, но зато люди безобидные…— Напомню слова Ханны Арендт, утверждавшей, что нацистские палачи, вкалывавшие у отлаженных конвейеров смерти, вырастали из нормальных, до отвращения нормальных личностей.

Не думаю, что Андрей Чикатило читал Лотреамона или маркиза де Сада, зато почти уверен, что он штудировал «Молодую гвардию» Фадеева и «Повесть о настоящем человеке» Полевого.

— Вы хотите побороться с мейнстримом? — Зачем? Если мы победим, всё перевернётся, но останется на своих местах, как это произошло в конце 80-х — начале 90-х годов. Нет, пусть мейнстрим остаётся мейнстримом и сам хоронит своих мертвецов.

Но пусть у писателей-нонконформистов будет своя территория: свои журналы, свои издательства, свои премии. Свой параллельный периферийный достойный мир.

Но после кончины Ильи Кормильцева у нас почти ничего нет. Полный вакуум. Ассортимент некогда нонконформистского издательства Ad Marginem ужасает.

Есть дружественная нам премия «Звёздный фаллос», но она слишком эпатажна. Правда, в этом году она вручалась в третий раз, а премия как коньяк — чем старее, тем престижней.

Есть, конечно, нонконформистские журналы. Но кто, например, слышал про такой замечательный журнал, как «Слова»? Нет, с мейнстримом и его паскудством мы бороться не будем.

Но противостоять, конечно, будем. Потому что наша задача — поднять статус писателя-нонконформиста и защитить его. На мой взгляд, если все 1990-е — начало 2000-х годов на поверхности шла борьба реалистов и постмодернистов, то теперь она позади.

Реалисты обогатились приёмами постмодернистов, и наоборот. А раздувавшие эту борьбу махровые патриоты и ультралибералы лишились всякого влияния.

— По вашему мнению, борьба реалистов и постмодернистов была фиктивной? — Не совсем. Оба термина относятся к числу так называемых открытых понятий, то есть не содержат строгого набора необходимых и достаточных свойств. А потому злоупотреблять ими можно было сколько угодно. А за фасадом этой борьбы происходил передел реальных и символических ценностей в поле литературы. Кое-что до сих пор не поделили, но нас это не касается.

Основное литературное противоречие 2010-х годов, по моему мнению, — это противостояние неореалистов и нонконформистов. Под неореализмом я понимаю широкое литературное течение (а не маленькую секту с похожим названием).

Это все те, кто продолжает пользоваться старыми повествовательными техниками. Приведу пример, позаимствованный у Александра Гениса: «Иван Петрович встал со скрипучего стула и подошёл к распахнутому окну» .

Этот нарратив не умер. Стул по-прежнему скрипит, Иван Петрович пытается встать, окно надо закрыть… Проще говоря, это наш мейнстрим: и беллетристика, и то, что печатается в «толстых» журналах.

Нонконформизм включает всё остальное — экспериментальные, маргинальные, эпатажные, обсценные, не признанные экспертным сообществом повествовательные практики. Нонконформисты — это люди с иной орбитой судьбы, иными фасонами мыслей, иными способами коммуникации.

— Вы, наверное, и себя считаете нонконформистом? — Готов ли я бороться без надежды на успех? Пожалуй, да. Я хотел бы обсудить с Творцом кое-какие нюансы мироздания.

Однако церемонию премии «Нонконформизм-2010» я завершил словами «feci quod potui faciant meliora potentes» (сделал, что смог, пусть те, кто смогут, сделают лучше). Жду тех, кто сделает лучше меня. И верю, что появится новый Кормильцев.

Сам же, возможно, вообще уйду из литературной критики. От критика требуется написать сотню рецензий и пройти инициацию — поразить самую раскрученную фигуру своего времени. Сотню рецензий я написал. Одна из них называлась «Сахарный прилипала». Калибан узнал себя в зеркале и взвыл. Инициацию, таким образом, я тоже прошёл.

Сейчас эпицентр моих интересов — в философии. С детства меня интересовали две вещи — ничто (nihil) и боль. Сегодня я разрабатываю два теоретико-познавательных проекта — нигилософию и алгософию (помогает мне мой учитель - философ Вадим Петрович Руднев ). Знаю, что и в старости меня будут интересовать только две вещи. Те же самые.

Пишу трактаты и научные статьи. Вадим Руднев говорит, что в них слишком много математики. Меня очень интересует возможность формализации литературной критики и использование модальной логики в литературоведении.

— Выработали ли вы свой собственный литературно-критический метод? — Признаюсь, что очень ценю тысячу раз осмеянную книгу Эмиля Эннекена (Геннекена) «Опыт построения научной критики» (1888, русский перевод — 1892).

В ней проводится мысль, что на читателя оказывает наибольшее впечатление та книга, психические качества автора которой аналогичны психическим качествам данного читателя.

Можно перефразировать: автор прячет в тексте свою Травму, а читатель её отыскивает и испытывает катарсис, если его собственная Травма и находка совпадают.

Меня интересуют Травмы, спрятанные в книгах. Я изучаю «алгорисунки» («алго» — «боль» по-гречески) текстов. Бывает, что вместо алгорисунка — пустые словесные кружева или что Травма автора слишком далека от моей Травмы, — тут я ничего не могу поделать.

— В издательстве «Независимая газета» вышла книга вашей прозы, которой вы хотели сказать, что…— Это ранние рассказы, написанные в 2000—2005 годах. Я сам приложил все усилия, чтобы книга не получила распространения.

Дело в том, что меня очень волнует заочный спор Канетти с Брюкнером. Элиас Канетти как-то сказал Джорджу Стайнеру: «Вам никогда не написать великих книг, если вы когда-нибудь не переживёте глубочайшего потрясения» .

А Паскаль Брюкнер в «Вечной эйфории» возразил: «Неверно расхожее мнение о том, что познать людей можно, только много выстрадав; несчастье ничему не учит, оно лишь делает нас несчастными и озлобленными» .

На мой взгляд, прав Канетти. Надо впитать в себя ещё больше человеческой боли, пережить ещё больше глубочайших потрясений. А тогда… а тогда, может быть, и писать перехочется.

Бороться с графоманами — не мой удел. Мой удел — помогать людям с оригинальными идеями, темами, замыслами...

Беседовал Дмитрий Бавильский

Источник: Частный корреспондент
Категория: Интервью | Просмотров: 249 | Добавил: Lerka | Рейтинг: 0.0/0
| Жаловаться на материал
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Профиль
Воскресенье
29 Июн 2025
01:26


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz