Воскресенье, 22 Дек 2024, 17:29
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Административные страницы [4]
База рефератов [24]
Интересные новости [40]
Новости образования [1059]
Голые факты [0]
Новости психологии [651]
Новости медицины [1302]
Новости в сфере знаний о мозге и поведении [959]
Открытия и события
Научные открытия и др. [953]
Новости разные [232]
Железо компьютера [548]
Новости развития и воспитания детей [954]
Soft [1710]
Другое [7]
Книги и публикации [130]
Конкурсы [160]
Интервью [131]
Мероприятия [585]
Премии [135]
ЛитГазета [0]
Фестивали [207]
Персоналии [174]
Закон [33]
Здоровье и красота [29]
Кредиты и деньги [39]
Общество [83]
Веселые конкурсы [90]
Поздравления с днем рождения [194]
Поздравления на свадьбу [4]
Гороскоп по знакам зодиака [15]
Юмор в картинках [23]
День защитника Отечества [20]
Международный день Спасибо [5]
День работника прокуратуры РФ [3]
День Святого Валентина - День всех влюбленных [32]
День студента - Татьянин день [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51653


Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Главная » 2012 » Декабрь » 1 » «Я Б В ПИСАТЕЛИ ПОШЕЛ…»
03:12
«Я Б В ПИСАТЕЛИ ПОШЕЛ…»
«Я Б В ПИСАТЕЛИ ПОШЕЛ…»

(Антология–2007)

Сами мы — неместные… То есть хотела сказать, что поэтом я
не являюсь. Потому что писать стихи при большом желании и должном усердии можно
таки научиться, а вот поэтом — надо только родиться. Рождаются — единицы, а
пишут — тьмы, и тьмы, и тьмы… Сами пишем — сами читаем. Похваливаем друг друга,
поругиваем. Такая вот самодостаточность.

Но так ли это плохо, как считают многие? Почему
обязательно должны быть читатели —
сами-не-пишущие, эдакие абсолютные читатели-потребители? Что существенно
изменится в мире, будь это так? Мне могут возразить, что вот, мол, раньше… Но
ведь очевидно: тот пласт социума, который раньше потреблял стихи
(в любом случае — в качестве «развлечения»), сегодня находит себе «зрелища»
позрелищнее: сериалы, различные телешоу, компьютерные игры и т.п. — перечислять
можно долго.

Так что же потеряли поэты
(=стихописатели) с потерей такого читателя? Неужели святую ВЕРУ в то,
что собственным «словом» однажды переиначат мир?! Смешно, ей-богу. Не
переделали раньше, не переделать и теперь. Да и кто сказал, что подобные
«переделки» — к лучшему? Вон в ХIХ веке
русские прозаики критиковали-критиковали окружающую действительность…
Докритиковались. Мир получил Октябрьскую революцию и всё из неё вытекающее. Об
этом ли мечтал тот же Николай Гаврилович, подробно расписывая — что
делать? Так что угомонитесь,
дорогие мои поэты и «поэты», а также остальные что-нибудь-писатели.

Другая больная тема для
страдающих — графомания. Я бы
даже сказала Графомания с большой буквы — так величественно и самоуверенно
царит она на современном поэтическом Олимпе. Факт? Факт. Но опять-таки:
катастрофа ли это мирового масштаба? Почему плохо, если человек, не родившийся
божьей милостью поэтом, все-таки трепещет
душой и пытается этот трепет выразить словами? Как говорил А. Вознесенский,

Можно и не
быть поэтом,
Но нельзя
терпеть, пойми,

Как кричит
полоска света,

Прищемлённая
дверьми!

Неужели лучше, если он от этого душевного беспокойства
возьмет биту и выйдет на вечернюю улицу? Или — при недостатке сил (или духа) — просто допьется до белой
горячки? По мне, так лучше пусть вирши слагает (тренькает на гитаре, малюет
закат etc.).

Впрочем, «страдателей» можно понять. Если бы графоманили
мы втихую, написали стиш — и в стол… Не было бы и проблемы (или
псевдопроблемы). Но нам ведь этого мало! Как только радости-боли души (или скрежет извилин) сложились в слова и предложения (хорошо ещё, если внятные), мы тут же спешим
подарить их МИРУ!!!

Раньше, честное слово, было то же самое… Только
возможностей «подарить» было гораздо меньше. Каких-нибудь 30–40 лет назад
напечататься в журнале или издать книгу для простого смертного было практически
нереальным. Разве что выступить перед миниаудиторией в каком-нибудь завалящем клубе…
Это сейчас самиздатовские (но с ISBNом!) книжки пекутся, как пирожки, только на тираж
раскошелься, — и все дела! Не говоря уже о бесконечных интернетовских сайтах. А
ещё есть поэтические фестивали, на которых можно даже заполучить какое-нибудь
лауреатство… Не, жить стало лучше,
господа, жить стало веселее. А если вдруг не печатают нас в журналах — и тут
есть выход: скидываемся по копеечке — и в братскую могилу. То есть в альманах
какой-нибудь. Или антологию…

Так случилось и в этот раз.

И вот перед нами —
свежеиспеченная «Антологія
сучасної новелістики та лірики України – 2007». При её
издании ни цензуры (слава Богу!), ни
какого-то особого редакторского отбора, по всей видимости, не было. Каждый, кто
посчитал себя «сучасным»
новеллистом или лириком, отправил, ничтоже сумняшеся, свои нетленки издателю. И
вот мы — здесь! Поэты-прозаики? Или графоманы-эпигоны? Если принять за аксиому,
что истинных поэтов
(музыкантов, художников)
рождается один на миллион
(условно), то ответ очевиден.

Пожалуйста, не задавайте вопроса — кому же тогда ЭТО
нужно?! Это нужно нам, «написателям». К тому же мы великодушны, и можем не
только полюбоваться на свои творения, но и почитать соседствующие. То есть и
самим приятно, и соседи не обделены вниманием…
Поверьте, я не юродствую. Возможно, чуть гиперболизирую, но по сути —
так оно и есть. Правда, читаем «соседей» мы по-разному. Чаще всего — чтобы ещё раз схватиться за
голову (ах, графомания, ах, какой кошмар), подчиняясь при этом извечному закону
— «в своем глазу бревна не замечая», иногда — все-таки радуемся, что
брату-сочинителю где-то как-то что-то удалось…

И тут есть два важных момента. Первое: уровень
«недопоэтов» тоже ведь разный — бывают даже
гениальные графоманы, если вы помните! И второе. Чаще всего мы, даже
самые искушенные читатели-писатели, судим о том, что является поэзией, а что
нет, исключительно в силу своих представлений об этом или даже просто полагаясь
на собственные «ощущения», так сказать. Я не исключение. И если в своих
«писательских» способностях перманентно сомневаюсь, то вот читательских — у
меня никому не отнять! Уж я-то точно знаю, где
поэзия, а где — только рядом
лежало!

Но вот слышу мнение уважаемого человека («Плохо и
недопустимо <…> Хорошо и допустимо…»), не совсем совпадающее с моим
собственным, — и грустно улыбаюсь. Да что там, — смеюсь!!! Над ним, над собой,
— над всеми нами… И именно потому не позволяю себе — «это хорошо», «это плохо»;
исключительно — «это мне нравится». А о том, что «не нравится» — как правило,
предпочитаю промолчать.

Но не сегодня! Очень уж
проникновенными оказались отдельные строки и даже страницы в
новенькой «Антологии»…

Во чреве
антихриста выносит мать,

И вскормит
грудями, то надо признать…

— читаю на стр. 72. Представив, как антихриста вскармливают грудями,
понимаю, что картина ужаса автору вполне удалась — то надо признать. Дальше
полегче, правда: «Он духа во чреве, уже не святого, // По умолчанию, что тут
такого?» Действительно — что тут такого? По умолчанию же ведь…

На 85-й странице автор ждёт «вновь // Святой поэзии
мгновенья!»:

И пью я их
взахлёб, когда

Иль днём,
иль ночью постучатся,

И хлынет
слов поток тогда,

И мысли
вихрем закружатся!

Не знаю, как насчет
потока слов, но Святой
поэзии читателю здесь дождаться уж
точно не придется, увы…

Не успела я оклематься от одних словопотоков, как на
114-й меня подстерегли новые:

Всё былины
да сказанья!

Сладкий мёд
от них струит.

Просто поражаешься суперпоэтическому открытию: мёд-то,
оказывается, сладкий! Но самое главное — психическое спокойствие читателя
подвергнуто реальной опасности: стоит только ему вообразить, как от былин да
сказаний — струит сладкий мёд!.. Словом, если б струил хотя бы
солёный, что ли, я б так не переживала.

А вот начиная со 115-й, можно цитировать подряд все пять
страниц, отданные на откуп «авторке» сборника «Песня сердца». Говорящее
название, однако. Тут удивляют рифмы, ритмы, формы слов, ударения в них… Но
содержание переплёвывает любую форму:

Я пошла по
следам мечты.

Непростое
нас ждет скитанье.

По тропе той
отправишься,

Исполняя
земное призванье.

Стойкое впечатление: автор никогда в жизни не читал
никого из поэтов. Иначе всё это — просто необъяснимо…

Но, как говорил Уильям Блейк, «способность удивляться и
восхищаться — первая ступенька к познанию, тогда как скептицизм и насмешливость
— первый шаг к деградации»!

Я очень старалась, и мои труды увенчались успехом: таки
энное количество строк и строф сборника достойны… ну пусть так и будет —
восхищения. Итак, «по рангу» размещения в «Антологии».

Павел Бессонов:

Серого цвета
рассвет, а ведь был голубым.

Но не
уверен, что это природы загадка.

Просто
жирнее и гуще над домнами дым,

В чашке воды
кипячёной всё больше осадка.

Бывает зарифмованная гражданская позиция, а бывает — гражданская
лирика. «Почувствуйте разницу!»

Ольга Подлесная:

Вы видели,
как тают облака,

беззвучно и
бесследно растворяясь

в голубизне?
О, если б так легка

была нам
смерть — горчайшее из таинств…

Иногда любые комментарии хуже, чем просто лишние, — и это
именно тот случай.Не всё безупречно на страничках Елены Морозовой, но «Улочка в Покхаре» удалась без сомнения!
Под баньяном
раскидистым купишь заморских фруктов,
Fresh-салат по-тибетски мой с бабочкой из моркови.
И в
полуденный зной эта улочка сходит с рук мне,
инородке,
взращенной судьбою на русском слове.

Из картинки заката, нарисованной Сергеем Ердяковым:

Вишнёво-алую
стезю граня,
свет из
печурки стелется упруго.
Горчит зима,
и на исходе дня,
мешая снег с
листвой, петляет вьюга.

Можно было бы, конечно, придраться к стезе,
но не хочется…

У Снежаны
Малышевой настолько цельно
каждое отдельное стихотворение, что трудно выделить строфы, не боясь разрушить
впечатление. Попробую:

А навстречу
летят доберманы,

Острой мордой
прицелившись в пах.

И экраны,
повсюду экраны,

И в глазах
только страх, только страх.

Пианино без
клавиш чернеют.

Музыканты
забыли про звук.

Их костры
больше души не греют.

Всё — разлука,
и встречи разлук…

Вопрос — что за
костры? — можно оставить без
внимания. Остальное перевешивает.

Александр Белоус:

Не страшны
познающему

нежить, брюзжанье, опала,

ибо пафос
движенья

к неложной ведет красоте.

Вот тяжёлое
слово

под честным пером заблистало

путеводной
звездой

на заждавшемся чистом листе.

Пусть смысл банален, но, надо признать, уложен в форму не
без изящества.

Гуляя по Осколу, Алла
Сыса видит, безусловно своё:

Здесь свет и
тайна, небо и вода,

И тишину
сверчки на части пилят.

Я трелями
прострелена навылет,

И в дыры
истекает суета.

Околополитических стихов в сборнике раз–два — и обчелся.
Особенно радует, что Владимиру
Дмитрику удалось свои взгляды
выразить не просто рифмованной прозой, — строчки цепляют не только рассудок, но
и чувства:

Дырявые донья дней…

Понимаешь? —
Ни капли влаги.

Пало что-то
и покатилось

по моей

Независимости,

и твоей.

И валялось
на площади сердце, бледнея…

Не устаю повторять на студии, что вместо слов-называний в поэзии надо уметь создать задуманный образ.
Идеальный пример — строчки Вячеслава
Пасенюка:

По углам, где
висит словьё,

пауки пасут
паучих.

Вот и ты
получил своё,

вот и ты
своё получил.

Из далёких и
ближних мест,

не придёт
никто, не спасёт.

Под звездой,
что одна, как перст,

сладко пить,
забывая всё.

Разве способно безликое слово «одиночество» вызвать такой
же душевный резонанс?!

К стихам Марины
Матвеевой можно относиться
по-разному, но только не равнодушно:

— Мамочка,

слышишь, я все-

рьез:

душу не
греет мне твой плед…

Если б

у Господа

был

пёс,

он бы нашёл
тот потерянный след…

Неоднозначна, но небезынтересна и гражданская лирика Николая Кузёмского:

Помолюсь

за сирых

и бездольных.

За страну.

За попранную

честь.

Гордых.

И коленопреклонённых.

Принимаю
жизнь —

какая есть.

Вот, пожалуй, и всё. В целом же «Антология», несмотря на
яркую глянцевую обложку и немалую толщину, получилась невзрачной, серенькой. За
исключением упомянутых выше авторов, всё остальное (речь о русскоязычных
стихотворных текстах) выглядит написанным одной рукой. И душой… Всё-таки
отсутствие редакторского отбора (да и элементарной корректуры) сводит на нет
всю внешнюю «солидность» издания. И как-то не очень хочется, чтобы о
современной литературе Украины судили по этому сборнику…
Категория: Книги и публикации | Просмотров: 737 | Добавил: Lerka | Рейтинг: 0.0/0
| Жаловаться на материал
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Профиль
Воскресенье
22 Дек 2024
17:29


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz