- Бакытжан Турсынович, шаг за шагом воплощаются в реальность интеграционные инициативы Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. Действительностью стал Таможенный союз, а с нового года и Единое экономическое пространство. Как сфера образования реагирует на эти процессы?
- Интеграция государств - жизненная необходимость, обусловленная объективным ходом истории. Общепризнана особая роль Президента Казахстана, Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева в интеграционных процессах на евразийском пространстве. Феноменальный талант предвидеть ход истории, выбирать наиболее оптимальные пути развития и уникальная способность объединять не только собственный народ, но и руководителей, и население других государств во имя достижения общих целей объясняет неизменную успешность политического курса нашего президента.
Через шесть лет после памятного выступления Нурсултана Абишевича Назарбаева в МГУ с идеей Евразийского союза 1 июля 2010 года начал функционировать Таможенный союз, в который вошли Казахстан, Россия и Беларусь.
С наступающего года процесс интеграции переходит на новый уровень уже в рамках Единого экономического пространства, что закладывает основу для формирования в перспективе Евразийского экономического союза. Тем самым интеграция уверенно набирает обороты.
Не остаются в стороне от этих глобальных процессов и системы образования. Идет интенсивный обмен экспертами, вырабатываются совместные решения. Однако процесс формирования общего образовательного пространства объективно не может произойти одномоментно. Это обусловлено рядом факторов.
Во-первых, сфера образования в силу своей большой инерционности и длительного периода последействия является достаточно консервативной. Во-вторых, не надо забывать, что сфера образования - это долговременный, стратегический гарант обеспечения социально-экономических преобразований и реформ. Именно данная сфера оказывает непосредственное влияние на формирование общественного менталитета, мировосприятия и мировоззрения, которые предопределяют устойчивые мотивы жизнедеятельности, поступков и поведения людей, особенно молодежи. А любые изменения, касающиеся ценностных традиций, устоявшихся систем и форм социальности, требуют особой осторожности. С другой стороны, сфера образования находится не только в социально-экономической и социокультурной среде, но и в динамичном идеологическом и политическом пространстве. А это значит, что политические процессы влияют на систему образования, предопределяя, прежде всего, ее общие целевые установки и критерии.
- Можно ли утверждать, что интеграция систем образования государств Таможенного союза стала реальностью? Опирается ли казахстанская образовательная политика на тенденции развития образования в мире?
- Считаю, что пока еще рано говорить об интеграции образовательных систем как свершившемся факте, более правильно - о сближении, выработке единых подходов, программ и т.д. Кроме того, данный процесс связан с глобальными тенденциями развития образования в современном обществе. При определении перспективных направлений развития образования мы во многом опираемся, во-первых, на оценки международных организаций, которые на протяжении последних десятилетий ведут анализ образовательного процесса в большинстве стран, планеты и на научные разработки специалистов. Во-вторых, учитываем степень новизны, масштабности влияния на общество тех или иных аспектов образования. В-третьих, отталкиваемся от социально значимых факторов, которые в настоящее время оказывают на образование наибольшее воздействие и формируют новые тенденции образовательного процесса. Одним из важнейших трендов, оказывающих влияние на образовательную систему, является, прежде всего, научно-технологическая революция, которая в Казахстане реализуется через Государственную программу индустриально-инновационного развития. Она резко усилила общественную востребованность знаний, создает новые производства и индустриальные технологии, развивает качественно новые потребности людей. Другой тенденцией представляется усиление государственного влияния на систему образования. Это наблюдается в большинстве стран, независимо от политического устройства: в Северной Америке и на Ближнем Востоке, в Западной Европе, Японии, Китае, Южной Америке и т.д. Объясняется это, по нашему мнению, следующими моментами. Во-первых, все более ощутимо превращение образования в один из самых важных и значительных потенциалов государств, в мощное средство влияния на мировой арене. В ряде стран, в том числе развитых, образование рассматривается как высший приоритет в системе государственных интересов и задач.
Во-вторых, это значительное удорожание современного образования, в особенности высшего, связанного с подготовкой высококвалифицированных специалистов, с осуществлением научных разработок. Поддержание современного уровня системы образования требует постоянных капитальных вложений, причем в таких объемах, какие под силу только государственным бюджетам или крупным источникам финансирования при большом участии государства. Естественно, что экономически развитые, богатые государства опережают в этом отношении другие страны. Конкретное выражение роста роли государства в образовательной сфере находит свое отражение в политических установках государства и законодательной обусловленности образования, во введении в повсеместную практику государственных образовательных стандартов, в расширении государственного финансирования образовательных учреждений, в социально-профессиональных рекомендациях государственных органов разного уровня, а порой - в укреплении государственного контроля над деятельностью образовательных структур. С учетом сказанного, в настоящее время нам наиболее близки образовательные системы государств ЕврАзЭС, которые имеют общие корни, близкий менталитет и отсутствуют языковые преграды. Хотя, справедливости ради надо сказать, что за 20 лет в результате разноскоростного и разновекторного развития системы образования в наших странах стали значительно различаться.
- По Вашему мнению, как должен идти процесс формирования общего образовательного пространства государств Таможенного союза? Сверху через формирование единых нормативных документов или снизу, через межуниверситетское сотрудничество, где определяющую роль должны играть вузы?
- На сегодняшний день решение такой актуальной задачи, как формирование общего образовательного пространства, остается достаточно сложным. Хотя этот процесс неизбежен, а сотрудничество взаимовыгодно для всех его участников. При этом движение должно идти как сверху, так и снизу. На данный момент на межгосударственном уровне разработана необходимая нормативно-правовая база, которая не ограничивается только участниками Таможенного союза, а включает все государства СНГ. Так, 15 мая 1992 года в рамках СНГ заключено Соглашение о сотрудничестве в области образования в целях реализации согласованной политики в области образования, разработки путей и механизмов практического осуществления совместных программ и проектов на многосторонней основе. Через пять лет подписаны Концепция и Соглашение о сотрудничестве по формированию единого образовательного пространства Содружества Независимых Государств.
Для государств содружества в качестве международного нормативного документа по вопросам интеграции образования были рекомендованы модельный Закон “Об образовании”, “Модельный образовательный кодекс для стран СНГ”, в разработке которых активное участие принял и Казахстан. 31 мая 2001 года на заседании Совета министров иностранных дел Содружества были одобрены проекты соглашений: о координации усилий в области лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации учебных заведений; о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений на территории государств-участников СНГ. Конференция министров образования государств-участников СНГ приняла решение о выработке общих подходов к развитию системы дистанционного образования в СНГ, к сотрудничеству с Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Министрами образования Армении, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, России подписан Протокол о признании и эквивалентности документов государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях стран Содружества и утверждена Концепция информационного обмена в сфере образования. Таким образом, процесс интеграции сверху идет полным ходом.
В деле же ее реализации определяющее значение играют высшие учебные заведения сторон, что является следствием возрастающей роли вузов в современном обществе. Ни один университет не может развиваться и прогрессировать в одиночку. Объективно они испытывают потребность во взаимодействии с государством, бизнесом, другими вузами. Сегодня именно межвузовское сотрудничество может и должно стать ключевым фактором в формировании общего образовательного пространства. Болонский процесс - яркий пример такой интеграции. Подписанию Болонской декларации министрами образования предшествует подписание Великой Хартии университетов ректорами вузов. Тем самым проходит процесс “притирки” на уровне межвузовского сотрудничества, через программы совместных и двойных дипломов, совместных и совместимых программ, учебных планов и т.д.
Подписанию Казахстаном Болонской декларации в 2010 году предшествовало вовлечение в болонский процесс, начиная с 2003 года, 30 ведущих вузов страны, число которых на сегодня удвоилось. Очень эффективной и широко развитой формой сотрудничества являются программы академических и научных обменов и стажировок. В целом межвузовское сотрудничество является выгодным для всех сторон, участвующих в данном процессе.
Во-первых, расширяется техническая база для проведения исследований, происходит обмен новыми идеями и технологиями. Хорошо известно, что многие эксперименты требуют уникального оборудования и объединения усилий ученых разных сфер и даже разных государств. Это можно видеть на примере Большого адронного коллайдера, где трудятся представители более 100 стран.
Во-вторых, совершенствуются учебные программы в процессе обмена преподавателями и студентами. Кстати, в Казахстане программа академической мобильности впервые финансируется государством, на нее в текущем году было выделено 200 миллионов тенге. Только в вузах России в рамках этой программы проходят обучение в течение одного или двух семестров около ста казахстанских студентов. Данный процесс помимо обмена знаниями сближает наши народы, способствует экономической и политической интеграции государств Таможенного союза.
Сегодня в вузах России обучаются и проходят различные формы научных стажировок около 15 тысяч казахстанских студентов и молодых ученых. Начал активизироваться данный процесс и с вузами Беларуси. Думаю, в целом межвузовское сотрудничество в рамках государств Единого экономического пространства будет из года в год только нарастать. Пользуясь случаем, хочу поздравить своих соотечественников с 20-летием независимости страны, пожелать всем казахстанцам процветания, благосостояния и плодотворной работы!
|