Среда, 01 Май 2024, 17:42
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Административные страницы [4]
База рефератов [24]
Интересные новости [40]
Новости образования [1059]
Голые факты [0]
Новости психологии [651]
Новости медицины [1302]
Новости в сфере знаний о мозге и поведении [959]
Открытия и события
Научные открытия и др. [953]
Новости разные [232]
Железо компьютера [548]
Новости развития и воспитания детей [954]
Soft [1710]
Другое [7]
Книги и публикации [130]
Конкурсы [160]
Интервью [131]
Мероприятия [585]
Премии [135]
ЛитГазета [0]
Фестивали [207]
Персоналии [174]
Закон [33]
Здоровье и красота [29]
Кредиты и деньги [39]
Общество [83]
Веселые конкурсы [90]
Поздравления с днем рождения [194]
Поздравления на свадьбу [4]
Гороскоп по знакам зодиака [15]
Юмор в картинках [23]
День защитника Отечества [20]
Международный день Спасибо [5]
День работника прокуратуры РФ [3]
День Святого Валентина - День всех влюбленных [32]
День студента - Татьянин день [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Главная » 2012 » Ноябрь » 23 » Илья Риссенберг: «Поэзия - язык молчания...»
10:26
Илья Риссенберг: «Поэзия - язык молчания...»
- Илья, Вы поэт теоретизирующий, скажите, каковы признаки и критерии современной поэзии.- Бывает же так: задание получено, а попытки приблизить его к себе, взять в своё распоряжение всё так же затруднительны. Но тут сквозь системное отчуждение проступают безотносительно-универсальные вопросы, сама по себе важность их приступает к делу, идёт на помощь, укрепляя определяющую (по Мартину Хайдеггеру) предметное размышление «решимость к сбывающейся истине», а уже та кстати напомнит о своей рождаемости в споре, столь банальной, сколь и жизненной. Теперь самое время (а оно не терпит...) взять на себя и нести ответственность за возложенные на меня тяжкие вопросы - и надежды.

<div style="text-align: center;"></div>

Поэт теоретизирующий - это на подходе к вопросам. Есть основание приметить, что если предмет теоретизирования совпадает с чистой свободной мыслью, то оно станет тожественно философствованию в том поэтическом деле, что стихотворит мысли и обдумывает стихи. Такой философствующий поэт - мыслитель, метафизик, мистик, учитель (а вам добавят: пророк, целитель) - определит, произнесёт и герменевтически повторит формулу: поэзия учит мыслить, мышление - поэтизировать. Ещё один (из многих) подход востребован теми обобщениями, что определяют целостное восприятие поэзии как предмета и идеи. Я слышу так: Поэзия про-из-носит идею Человека в переходе границ времени и вечности и сама есть этот (рискованный, жертвенный, ибо сакральный) переход, устремляя в центр сферичной культурообразующей толщи материальных и духовных вещей обращение взгляда от себя и к себе как исход и возвращение, вопрос и ответ. Здесь культура представляет собой всеобщую и всевышнюю степень человеческого в образе его видового в себе и для себя бытия, утверждаемого священным законодательством. А форма собеседования, получается, имманентна самому-по-себе бытийному двуголосью поэзии, как Любовь, как Песнь песней. Дам ещё два определения - для прояснения моих подходов к теме.
Поэзия - язык молчания и молчание языка. Она овеществляет мысль - словом - и одухотворяет вещность - возвращением к дословесному источнику замысенного (в «пустоте») Творения. Эта человекопоэтическая рекурренция (взаимообусловленная подвижность) невербально-вербальной непрерывности в сознательной действительности человека указывает в его внутренней гармонии - души с телом - и внешней - духа с материей - на важнейшее со-бытие: здесь и теперь присутствует в так осуществлённой поэтической субстанции её центроположная категория - музыка. Время - форма языка, язык - форма времени. Условия публикации, ограничивающие, наряду со сложностью задания, возможности автора, оставляют данную двойную теорему в покое, при доверии к читателю. Теперь на языке вертится ещё одна категоричность: нет и не может быть поэзии несовременной. Если речь именно и действительно о поэзии. Можно себе представить, хотя вряд ли написать, идеальное стихотворение. Но в контексте поэтического времени актуальность выражается борьбой двух ситуаций: модерна и постмодерна.

<div style="text-align: center;"></div>

Модерн, изображая и символизируя дискретное, вещное, хронологическое, поверхностное время, утверждает «что-то одно истинное» (Хайдеггер) как сугубо открытую формальность. Постмодерн утверждает «целую для восприятия сбывающуюся истину», помещая её в интимно-осевое, вертикальное, духовное, вечное время и тем самым (сакральным) образом возвращая плану содержания глубину и высоту. Подобным образом духовная работа Языка Молчания иначит проблему поэтического высказывания, гармонизируя идейные различия в понимании и проговаривая его в духе обновлённой традиции. Вернёмся к эпифеномену стихотворения, представленного как «идеальное». Эта перекодировка святописьменных речений для голоса и оркестра я-народа, возносящего Песнь песней-ступеней в пути образного самопознания духовного существа, - как такового Человека, в ныне живом, слава Богу, первообразе которого земное (эмпирическое) удваивается в небесном (трансцендентальном) и небесное - в земном.

Теперь от стихотворного события, в хронотопе которого молчание расширяется в язык, который сжимается в молчание (подобно вселенной, изначально пульсирующей элементами жизни, согласно новейшей астрономической науке), - обратимся к поэзии, в сущности которой бесконечное пребывает внутри конечного. В ней представлена история духа, а с учётом того, что история понимается нами как полнобытие духа во времени, поэзия есть удвоение духа во времени. Как же теперь, зная духовную историю в лицо, целостное восприятие которого открылось мне по угоде умозрительных и глаголющих просветов бытия, различить отдельные черты - «признаки», - менее чем ничтожные - и достоинства текста - «критерии», - более чем сомнительные?! Общее уже главным образом высказывалось, а на отдельные критерии найдётся «профанирующая» (согласно Мишелю Фуко) критика... - Что такое плохая поэзия?- «Плохая поэзия» - нонсенс, популярная оговорка, невольно дающая добро подходящим к случаю рассуждениям по существу дела. Дело в том умопостигаемом вос-произведении вечного момента, гдекогда взаимодействуют Поэзия и Свобода - так путеводная богоданная свобода выбора жизнеутверждает первообраз Человека как цель и средство Творения. Творец не устаёт благословлять человека Своим даром Ничто, что только и есть то, что свобода воли претворять в дела бытия сущего Добро и Любовь. И Чудо Поэзии стихотворит из Ничего То, что достойно Высшей оценки: очень хорошо. И хорошее (никогда, или неизвестно когда, не идеальное) стихотворение высокого и многообразного Искусства пробуждает духоподъёмным богосближением память о первослове Творца: Хорошо!.. Да, отдельное стихотворение может быть - и чаще всего бывает - плохим. В его существе не-поэзии правит не-свобода; путь благословенных испытаний чистым и правдивым риском свободного самопостижения (возвратиться к себе, понять - значит спастись) пресекается безудержно наполняющим сосуды ума и сердца лжеистинным пустословием. Но суешумный оксюморон «плохая поэзия» нишкнет в «начерно, шёпотом» Слове Правды - духочеловеческом восхождении непрерывных моментов ответственности: «Вот я» - перед Вопрошающим, взыскующим твоего всего, всего дара речи, всей души... Это «Вот я» и есть Поэзия, и она самим естеством своего благородного происхождения и самоотверженно действующего - по образу Божьему - присутствия всегда Хороша.
- Обязателен ли для поэзии зритель, читатель, или она нормально обходится без него?- Если вновь обратить внимание на моё «Вступление» (книга «Третий из двух»), то там найдётся ответ, а сам вопрос тут же лишится смысла. Я уже проводил разъяснительную профилактику от смешения и подмены понятий о поэзии и стихотворении. Здесь же опять называется первое, а имеется в виду второе. Для данного, по необходимости, ответа достаточно привести идею триединства: автор, текст, читатель, - взаимопринадлежного субъекту проникающего понимания. Но вот вдруг отвлёкся от уже так истолкованного вопроса - и вспыхивает новый поворот, даже не коннотация, а сама идея. Поэзия без стихотворения. Песня без слов. Наконец, одно-единое-самовитое Слово Первоначала. Именно то идеальное, невозможное стихотворение, тайная мысль о котором давно просилась на язык, ибо в конце концов должна стать явной. Достигнув предела, дна сущих вещей, она именно так должна вспыхнуть светом-из-тьмы, как знак знаков, имя имён, и дать вседушевный ответ на Хороший Вопрос: Вот я, Твой первенец, свободно избранный сыновней и вечной любовью странник в пути миросвета. И теперь значит, вопрос открытый. Как стояние перед глубокой пропастью, отчаянно смелый. Спасибо за него! - Чья поэтическая традиция сейчас в фаворе, мейнстриме, а чья, как Вы считаете, несправедливо забыта?- Я уже указывал: калькуляция, рационализация всего этого безмерного материала - специальное дело критиков, а вовсе не моё. Всей душой моего словесного дела смею надеяться, что, проведя в истории культуры титаническую работу, ответственную перед самим собой, Слово в заветном смысле конца времён наверное способно редуцировать, пресечь злую механику безудержного самовластия в уме и сердце, где не болит Красота, Музыка, суетную риторику, пустые нарративы, застойные до непристойностей мысли, чуждые слои, чтобы поставить себя в чистом, созвучном голосу и свету божественного бытия качестве в центр возвращённой исконному смыслу культурной революции, предсказанного мировой истории - как пророческое обращение Поэзии - конечного события Первоначала. Вот оно, то самое место - местечко для моей души - в жизни я-народа, где поэтизирующая свобода в пути образного самопознания подвигает встречу стихотворца и филолога, человека и языка, разлучённых эпохой Древа познания добра и зла, - в центр Сада, где ждёт своего первопоэтического хозяина и труженика вечное Древо жизни. Интервьюировал Андрей Краснящихфото: Анатолия Степаненко, из архива "Русской премии"
Категория: Новости разные | Просмотров: 430 | Добавил: Lerka | Рейтинг: 0.0/0
| Жаловаться на материал
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Профиль
Среда
01 Май 2024
17:42


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz