На уходящей неделе был представлен графический ускоритель NVIDIA нового поколения, в основу которого положен процессор с архитектурой Kepler. В настоящий момент все обзоры изучены, а общественность может смело рассуждать о сильных и слабых сторонах видеокарты GeForce GTX 680. Воспользовавшись традиционным для выходного дня информационным затишьем, мы можем проанализировать сложившуюся ситуацию, и определить место Kepler не только по отношению к конкурирующему решению, но и в сфере графических технологий в целом.
Нельзя оспорить тот факт, что стратегическая инициатива в нынешнем раунде противостояния между NVIDIA и AMD перешла в руки последней: за Radeon HD 7970 навсегда закреплено звание самой первой видеокарты на основе GPU, изготовленного по 28 нм технологии. Все три месяца, что разделяли Radeon HD 7970 и GeForce GTX 680 от прямого "столкновения", NVIDIA находилась под большим давлением. С одной стороны, компании не давал покоя успех конкурента, задавшего новые стандарты для видеокарт, с другой - приверженцы марки, "любовь" которых к своему кумиру нередко принимает удивительные формы, не могли простить NVIDIA ни малейшей ошибки.
Преемником графических процессоров GF100 и GF110, самых производительных носителей архитектуры Fermi, должен был стать GPU под обозначением GK100. Но судьба этого решения нам хорошо известна: по причинам, известным только NVIDIA, процессор никогда не увидит свет, и почётная обязанность стать лицом Kepler возложена на более скромный по всем параметрам GPU - GK104. Таким образом, GeForce GTX 680 стал безусловным флагманом линейки видеокарт NVIDIA, а значит спрос с новинки будет не менее высоким.
Слайды, позаимствованные на сайте VR-Zone, наглядно отображают "игровую" направленность GeForce GTX 680. Если в компьютерных играх видеокарта демонстрирует достойные результаты, то в специализированных вычислениях GK104 едва ли может соперничать с решениями конкурента классом ниже (и, естественно, заметно более дешёвыми). Например, расстановка сил в бенчмарке Sandra 2012 SP2 в операциях с плавающей точкой одинарной точности выглядит следующим образом:
<div style="text-align: center;"></div>
Намного хуже обстоят дела в операциях двойной точности, где GeForce GTX 680 не способен опередить своего предшественника, а прямым конкурентам проигрывает в несколько раз:
<div style="text-align: center;"></div>
Невольно напрашивается вывод, что GK104 "заставили" противостоять решениям более совершенным в технологическом плане. Истинное место новинки там, где некогда царствовала GeForce GTX 460, а не в сегменте высокопроизводительных видеокарт, облюбованных энтузиастами и профессионалами, полагающимися на выдающуюся вычислительную мощь ускорителей.
Играть чужую роль GK104 придётся, по меньшей мере, до выхода процессора GK110, который сможет продемонстрировать весь потенциал, заложенный в архитектуру Kepler. Оптимистичные слухи, возникшие в Сети ещё до премьеры GeForce GTX 680, приписывают GK110 развитую GPGPU-направленность, не в пример "однобокому" GK104.
Не менее оптимистично к будущему архитектуры Kepler относится сам бессменный глава NVIDIA, Дженсен Хуан (Jen-Hsun Huang). В своём письме, направленном сотрудникам компании и "случайно" опубликованном на сайте AnandTech, господин Хуан пишет, что энергоэффективная архитектура Kepler найдёт применение за пределами игровых систем: в центрах обработки данных, в ультратонких ноутбуках и даже "суперфонах".
|