Понедельник, 06 Май 2024, 00:20
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Административные страницы [4]
База рефератов [24]
Интересные новости [40]
Новости образования [1059]
Голые факты [0]
Новости психологии [651]
Новости медицины [1302]
Новости в сфере знаний о мозге и поведении [959]
Открытия и события
Научные открытия и др. [953]
Новости разные [232]
Железо компьютера [548]
Новости развития и воспитания детей [954]
Soft [1710]
Другое [7]
Книги и публикации [130]
Конкурсы [160]
Интервью [131]
Мероприятия [585]
Премии [135]
ЛитГазета [0]
Фестивали [207]
Персоналии [174]
Закон [33]
Здоровье и красота [29]
Кредиты и деньги [39]
Общество [83]
Веселые конкурсы [90]
Поздравления с днем рождения [194]
Поздравления на свадьбу [4]
Гороскоп по знакам зодиака [15]
Юмор в картинках [23]
День защитника Отечества [20]
Международный день Спасибо [5]
День работника прокуратуры РФ [3]
День Святого Валентина - День всех влюбленных [32]
День студента - Татьянин день [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Главная » 2012 » Декабрь » 2 » День рождения сомнамбул
20:40
День рождения сомнамбул
<div style="text-align: center;"></div>

Автор материала: Глеб Давыдов
Поэт — шаман, спустившийся с небес и пляшущий, подобно пьяному, одержимому Дионисом духовидцу. Философ же стремится обуздать в себе это экстатическое дионисийство…
Обнаружение между Лермонтовым и Ницше любого сходства — следствие попыток рассматривать поэзию как нечто, на базе чего можно выстроить систему (социальную, политическую, морально-этическую, любую другую).

15 октября отмечался день рождения двух поэтов, чьи имена знакомы каждому. Михаилу Лермонтову — 196 лет, Фридриху Ницше — 166.

Так случилось, что эти двое связаны не только общей датой рождения, но и общим поэтическим полем. Образы двух поэтов часто оказывались сходными, и это давало повод многим российским философам и литераторам усматривать в их текстах сходство мировоззренческое...

Первым об этом сходстве заговорил Владимир Соловьев. В своей знаменитой статье-лекции «Лермонтов» он прямо утверждал, что Михаил Юрьевич — предшественник Ницше. Текст Соловьева с этого и начинается:

«Произведения Лермонтова, так тесно связанные с его личной судьбой, кажутся мне особенно замечательными в одном отношении. Я вижу в Лермонтове прямого родоначальника того духовного настроения и того направления чувств и мыслей, а отчасти и действий, которые для краткости можно назвать «ницшеанством» ― по имени писателя, всех отчётливее и громче выразившего это настроение, всех ярче обозначившего это направление».

Вслед за Соловьевым к этой виртуальной нити, протянутой им между Лермонтовым и Ницше, стали пристально приглядываться другие.

Этой темы касались и Мережковский, и Белый, и Айхенвальд, и Гершензон, и Розанов, и «беспросветно умный» (по иронической характеристике Розанова) Лев Шестов. И много кто ещё.

К концу XIX ― началу XX века нить между лермонтовским «демонизмом» и сверхчеловеческим ницшеанским под влиянием всех этих взглядов и вглядываний окрепла до плотности струны и натянулась до предела.

А потом ещё весь XX век резонировала странным навязчивым звуком…

Например, Александр Кривомазов в своих воспоминаниях об Арсении Тарковском рассказывает: «Как-то мимоходом сказал ему, что подумал о возможном влиянии на его стихи, мировоззрение и мироощущение идей Ницше о сверхчеловеке, возможном влиянии романа Гамсуна «Пан».

Он был в гневе (кажется, единственный раз видел его в таком состоянии):

— Какой Ницше? Какой Гамсун? Зачем мне нужно всё их многословие и посредничество переводчиков? За сто лет до них — с недосягаемой для них краткостью, художественностью и силой мысли — всё это сказал на чистейшем русском языке наш бедный юный Миша Лермонтов! Как вы можете этого не знать? Стыдитесь! Читайте!!!

Он сверхсильно заволновался и заплакал...»

Не будем сейчас вдаваться в подробности этого уже совсем отзвучавшего дискурса. Не будем говорить о нюансах философии Ницше и о том, какие переклички с мировоззрением Лермонтова можно в этих нюансах расслышать, а какие нельзя. Не будем и о мнимых сходствах их трагических биографий.

Лучше вспомнить, собственно, о том главном, что они делали. О поэзии. И сойтись на том, что никакой другой связи между Лермонтовым и Ницше, кроме энергопоэтической, не было.

И что обнаружение между этими поэтами любого идейного и идеологического сходства — лишь следствие попыток рассматривать поэзию как нечто, на базе чего можно выстроить систему (социальную, политическую, морально-этическую, любую другую).

Конечно, из такого слишком лобового («утилитарного», как говорили в XIX веке) подхода к поэтическим образам не может выйти ничего путного. В лучшем случае получится какая-нибудь ерунда, а в худшем — трагедия; примеры и того и другого долго искать не потребуется.

О том, почему это так, хорошо сказал, например, Розанов. В статье «М. Ю. Лермонтов (к 60-летию кончины)» он пишет о Гоголе (а заодно и о Лермонтове, а впрочем, конечно, и о любом настоящем поэте, в том числе и о Ницше), что его тексты вообще-то не от мира сего и ничего общего не имеют со знакомой нам всем повседневностью.

«Протираем глаза и спрашиваем себя, о чём речь? где движется рассказ и где рассказчик? Да рассказчик — малоросс, всё это видавший, но грезит-то он о совсем другом мире, никем не виденном, и грезит так беззастенчиво, точно в самом деле потерял сознание границы между действительностью и вымыслом или не обращает никакого внимания на то, что мы-то, его читатели, уж конечно знаем эту границу и остановим автора. Перед нами сомнамбулист».

И вот ещё чуть ниже, о Лермонтове с Гоголем:

«Один писатель взял «Днепр», и другой — «Петербург», взяли реальные предметы, но тотчас они почувствовали или какое-то отвращение, или скуку к теме; надпись, заголовок — остались: «Днепр», «Петербург»; но уже в их голове зашуршали какие-то нисколько не текущие из темы мысли, о которых Лермонтов оставляет даже след в стихотворении: «грешных снов неясные слова», «следы роковые роковых событий», «голубые звёзды»,— и смело, мужественно, беззастенчиво в отношении к читателю оба унеслись, в рисовку картин неправдоподобных».

Множество примеров такого сомнамбулизма можно найти и у Ницше. Да вся почти его философия ― это набор ярких поэтических грёз, которые далеко не всегда укладывались в какую-то определённую философскую систему и часто бывали истолкованы современниками и потомками как-то очень по-своему (так по-своему можно интерпретировать разве что музыку).

Розанов, кстати, философию Ницше философией вообще не считал , а склонен был видеть в нём только хорошего поэта:

«Стрелка попорченных часов может делать какие угодно любопытные движения, но она не может показывать время; Ницше, в течение 14 лет медленно сходивший с ума (наследственная болезнь) и в эти именно годы написавший свои сочинения, мог написать в них много любопытного, но всё это любопытное имеет тот недостаток в себе, что оно — не истинно. <…> Заблуждаться же можно многими способами, на многие манеры, и между ними есть тот, который нашел Ницше и который зовут, без всякого на то права, его «философией».

Понятно теперь, почему Шестов, по мнению Розанова, — «беспросветно умён». Шестов-то, в отличие от Розанова, считал философию не «истиной», а только «исканием истины» и в связи с этим выдавал философии вечную индульгенцию, снимал с философии всяческую ответственность за неправильно понятые кем-то философские концепции и идеи и за последствия этого превратного понимания. «Требовать от философии, чтобы она дала отчёт за каждую жертву истории! Да разве это её дело?!» — писал Шестов.

Понятно, что философия, как и поэзия, — это область грёз и удел тех, кто способен впадать в состояние «сомнамбулиста». Но есть некоторая граница: поэзия может и даже, по словам Пушкина, «должна быть немножечко глуповатой», а философия — стремиться к мудрости.

Поэт ― это шаман, спустившийся с небес и пляшущий, подобно пьяному, одержимому Дионисом духовидцу. Философ же стремится обуздать в себе это экстатическое дионисийство, перевести его в новое качество…

Гершензон предложил как-то говорить о Лермонтове словами Белинского о Пушкине: Лермонтов «принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них своё суждение...».

Ницше, очевидно, тоже принадлежит к таким явлениям. Но «произносить свои суждения» о поэтах и их образах и делать попытки перенести сомнамбулические образы в обыденную социально-политическую плоскость (с которой эти образы имеют столько же общего, сколько Петербург Лермонтова с Петербургом Николая I или Валентины Матвиенко) — это дело неблагодарное: уже много раз пытались, а получалась не очень.

Так что давайте просто читать их стихи и находить забавные переклички, иногда выявляющие коренное несходство двух гениев. Вот, например, Лермонтов: «Смотреть до полночи готов / На пляску с топотом и свистом / Под говор пьяных мужичков».

Но Ницше: «Пока Заратустра так говорил, кто-то крикнул из толпы: «Мы слышали уже довольно о канатном плясуне; пусть нам покажут его!» И весь народ начал смеяться над Заратустрой. А канатный плясун, подумав, что эти слова относятся к нему, принялся за своё дело».

У Ницше и Лермонтова — день рождения. Пляшите, шаманы! «А ещё лучше: встаньте-ка также и на голову…»

Источник: Частный Корреспондент
Категория: Персоналии | Просмотров: 549 | Добавил: Lerka | Рейтинг: 0.0/0
| Жаловаться на материал
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Профиль
Понедельник
06 Май 2024
00:20


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz