<div style="text-align: center;"></div>
Виктория Шохина
31 января 1923 года родился писатель, который воспел хипстера
Художник должен «всё время рисковать, возмущать покой, затрагивать больные вопросы в той мере, в какой ему позволяют его энергия и мужество... И влиять хоть в какой-то мере на историю своего времени. Хотя ход истории непредсказуем и будущее неизвестно», говорил Мейлер. Своё мировоззрение он определял как «смесь марксизма, консерватизма, нигилизма и больших порций экзистенциализма».Мальчик из благополучной еврейской семьи, он рос в Бруклине, пролетарском и бандитском районе Нью-Йорка. А учился в Гарварде — это не только старейший и самый престижный университет США, но и стиль, манеры, ощущение элитарности.
Услышав, что началась Вторая мировая война, он сочинил рассказик: «Мы продирались сквозь колючую проволоку, когда застрочил пулемёт. Я шёл и шёл, пока не увидел свою голову, лежащую на земле. «Боже мой, я умер», — сказала голова. И моё тело споткнулось о неё».
На фронт Мейлер уходил с «Уделом человеческим» Мальро в башке и с «Анной Карениной» в вещмешке. Он мечтал оставить шрамы на карте истории. И — написать Великий Американский Роман. Кроме того, он хотел попасть в Европу, чтобы быть в первых рядах наступающих войск. А его отправили на Филиппины, воевать с японцами. Но зато роман «Нагие и мёртвые» (1948) — о том, как американский разведвзвод отбил у японцев остров Анапопей, — сделал его знаменитым.
Откуда приходят хипстеры
В середине 1950-х модный писатель Норман Мейлер и журналист Лайл Стюарт затеяли спор о свободе слова в Америке. Будучи оптимистом, Стюарт заявил, что нет ничего, что бы он не мог напечатать в своей газете под скромным названием «Независимая» (The Independent). Мейлер же, будучи скептиком, накатал тогда полстранички об отношениях между белыми и неграми на Юге. Белый южанин, писал он, ощущает сексуальное превосходство негра и пасует перед ним. Для южанина расовое равенство — всё равно что сексуальная победа негров…
Стюарт послал текст на экспертизу южанину Фолкнеру. Нобелевский лауреат ответил коротко и язвительно: дескать, нечто подобное ему доводилось слышать от женщин климактерического возраста — уроженок Севера и Среднего Запада. И ещё что-то обидное про психиатра.
Мейлер, боготворивший Фолкнера, ощутил, как его отлучают от литературы. Изживая травму, он пошёл по заявленному пути дальше и написал манифест хипстеризма — «Белый негр: Беглые размышления о хипстере»(1957).
Слово «хипстер» пришло из жаргона джазовых музыкантов. В 1944 году вместе с альбомом Boogie Woogie In Blue пианиста Гарри Гибсона, выступавшего под ником Гарри Хипстер, вышел словарик «Для тех типов, которые не въезжают в джазовый сленг». В нём объяснялось: хипстеры — это те, кто любит hot jazz, а скауэр (square) — тот, кто обжирается попкорном.
В литературный обиход хипстераввели битники. Но именно благодаря Мейлеру явился на свет хипстер как первый американский экзистенциалист, изощрённый психопат, герой грядущей сексуальной и моральной революции. Он живёт как негр, то есть с постоянным ощущением опасности, в состоянии войны, на пределе. (Кстати, ещё в 1920-х джазовый музыкант Мезз Меззроу, еврей, но белый, объявил себя «добровольным негром».)
В Beat Generation есть и хипстеры, и битники, говорит Мейлер, но они — разные. Хипстер — ленивый пролетарий; если у него есть выбор, работать он не будет. Битник, часто еврей, выходец из среднего класса, не работает в знак протеста против конформизма своих родителей.
В книге «Самореклама» (1959) Мейлер предложил антиномии, чтобы каждый мог определить, хипстер он или скауэр (обыватель, поражённый конформизмом и консюмеризмом). Вот кое-какие пары из этого списка.
Хип Скауэр
|