<div style="text-align: center;">$IMAGE1$</div>
15 августа 1872 года родился Шри Ауробиндо Гош — выдающийся индийский йогин, поэт, философ и революционер Сказать, что Ауробиндо был необычным человеком, — значит, почти ничего не сказать. Многие верили и верят, что он был воплощением Бога на Земле, аватаром Кришны. Сам мыслитель, будучи в высшей степени скромным, на этот счёт всегда отнекивался.
Час приходит, когда бессильны все средства Природы,Из защищающего Неведения вытолкнутый,И отброшенный к своей обнажённой главной нужде,Он наконец должен выбросить из себя свою душу поверхностную,И быть сущностью неприкрытой внутри:Этот час теперь настал... Шри Ауробиндо, Савитри В Индии как ни появится видный духовный учитель, толпа так и норовит назвать его каким-либо аватаром и начать почитать как бога. Но понятно, что Ауробиндо был действительно выдающейся, редчайшей личностью, человеком Перемен, которых один на миллион, а то и на целое поколение. Он проявил удивительные таланты в самых разных областях знаний... Но при этом, как ни странно, в итоге не оставил после себя, по сути, буквально ничего. Так, несколько книг по философии да поэму белым стихом...
В политической деятельности Ауробиндо требовал радикальной борьбы за независимость — но в какой-то момент совершенно забросил политику. В сфере философии ратовал за путь карма-йоги, то есть активного действия, — а последние 24 года жизни провёл в практически полном уединении и тайных йогических практиках, о которых никто так ничего и не узнал. Человек-загадка. Шри Ауробиндо Акройд Гош родился в семье видного хирурга д-ра Кришны и дочери религиозного и социального реформатора Сварналатты Деви. Родился не как-нибудь, а в 4 часа 52 минуты утра, то есть в священное для индусов время — Брахма-мухурту, или «час Брахмы». Такое вот знаковое, прямо скажем, время рождения, а в Индии к таким вещам относятся более чем серьёзно. Впечатлённый этим подарком судьбы отец (хоть и был хирургом) воодушевился и назвал ребенка Аравинда, или Ауробиндо, — «лотос» на бенгальском наречии. Однако потом оказалось, что судьбы для своего отпрыска доктор Кришна желал вовсе не «лотосной». Он прочил сыну блестящую карьеру на службе у англичан — фактически поработителей Индии, сделавших эту страну своей колонией. Прожив по долгу службы какое-то время в Великобритании, доктор Кришна до глубины души проникся ценностями британской культуры, сделал для себя вывод об очевидном её превосходстве над индийской и поэтому решил совсем оградить сына (и двух его братьев) от зловредного, по его мнению, дыхания родной Индии. С такой вот совершенно не патриотической целью в возрасте пяти лет будущего индийского националиста Ауробиндо сначала послали в закрытое монашеское учреждение (преподавание велось на английском), а затем и вовсе отправили учиться в Великобританию. Менторам Ауробиндо — пасторской чете Дрюэттов — доктор Кришна дал строгий наказ: вообще не упоминать Индию в программе домашнего обучения, не позволять контактов с соплеменниками. Классическое повторение биографии Гаутамы Будды! Тому при рождении астрологи нагадали быть либо выдающимся духовным учителем, либо победоносным царём, и отец-раджа тщательно ограждал его от любых проблем, которые могли бы напомнить ему о духовных целях в жизни. И в том и в другом случае судьба, как мы знаем, распорядилась по-своему. Ауробиндо проявил выдающиеся способности к наукам, особенно к языкам. Он выучил латинский, греческий, французский, итальянский, немецкий и испанский языки практически в совершенстве, причем итальянский, немецкий и испанский молодой человек освоил сам, без посторонней помощи, и вскоре с жадностью читал Данте, Гёте и Кальдерона в оригинале... Ежегодно получал награды за стихосложение. Особенно выделялся Ауробиндо знанием латыни. С блеском — у него были лучшие оценки на всем курсе — выдержав экзамены в Королевском колледже Кембриджского университета, «маленький Будда», по одним сведениям, специально не явился на один из финальных зачётов (по верховой езде), фактически бойкотировав аттестацию, а по другим — молодому человеку просто не хватило денег на конные тренировки, и он почёл за лучшее вообще не садиться на лошадь. В программе же подготовки молодого чиновника колониального правительства верховая езда считалась одним из главных предметов: предполагалось, что новоиспечённый менеджер будет разъезжать по городам и весям, добиваясь тотального подчинения... В общем, карьера в правительстве англичан Ауробиндо была заказана. Но юноша вовсе не расстроился: к тому времени он уже вдоволь насмотрелся на английскую культуру, и она произвела в нём впечатление, прямо противоположное отцовскому. Ауробиндо то ли возненавидел англичан, то ли начал их презирать — в общем, никакого желания иметь с ними дело у него не возникло. Более того, молодой человек был так поражён царившей в Европе религиозной нетерпимостью, что твердо зачислил себя в агностики. Вот так и прошла ученая юность аватара. А потом случилось чудо: в последние дни пребывания в Англии в руки Ауробиндо то ли случайно, то ли волею судьбы всё-таки попали книги по Веданте, и его настолько заинтересовала концепция Атмана (души), что он стал тщательно размышлять (медитировать, даже, наверное, можно сказать) на эту тему и испытал некое духовное озарение, которое назовёт в своем дневнике «мысленным опытом». Оно станет первым в череде всё более мощных озарений, направлявших его духовную жизнь. Едва ступив с корабля на родную землю, Ауробиндо испытал второе прозрение — «нисхождение безбрежного покоя». Однако он не успел поделиться своим новообретённым счастьем с отцом: доктор Кришна не дожил до его приезда. Ему по ошибке доложили, что корабль, на котором плыл его сын, затонул у побережья Португалии. Такого шока захворавший в ту пору отец перенести не смог и скоропостижно скончался. Однако Ауробиндо всё-таки суждено было стать чиновником и в какой-то степени воплотить в жизнь мечты и планы отца. Благодаря состоявшемуся в Лондоне знакомству с махараджей Бароды (теперь г. Вадодара) Саяджирао Гаеквардом III ему удалось получить пост в секретариате Бароды, где Ауробиндо занимался написанием речей для махараджи. В Бароде Ауробиндо стал жадно восполнять недостатки своего образования в отношении индийской культуры. Он за короткое время самостоятельно выучил сложнейший язык санскрит (на котором написано большинство священных текстов Индии), а также хинди и бенгали. В это время Ауробиндо публикует свой первый сборник поэзии — «Риши» (1906). Биографы отмечают, что первым делом после того, как выучил санскрит, Ауробиндо стал читать «Махабхарату», в частности, «Бхагават-Гиту». Впоследствии эта первая книга станет для него и самой главной, будет его путеводной звездой. Ауробиндо отождествится с сознанием Кришны, примет на себя роль Арджуны в «сражении» жизни и станет — по-своему, конечно — воплощать описанный там идеал карма-йоги. Но пока что Ауробиндо был ещё молод, горяч и увлекся политической агитацией, а затем и подпольной революционной деятельностью (впрочем, сам в покушениях на англичан не участвовал, в отличие от брата, ставшего настоящим религиозным фанатиком-террористом). Это начавшееся увлечение политикой бросило тень на его службу при махарадже, и молодого человека переводят в Колледж Бароды на должность преподавателя французского языка. Но этим было не побороть характер Ауробиндо! Тихий «француз» поражает всех экспрессивностью, необычностью стиля преподавания. А в свободное от занятий время продолжает подпольную политическую карьеру. Ауробиндо поддерживает движение за независимость Индии («сварадж»), постепенно становится активным политическим лидером, оказывает влияние на Национальный конгресс. Политическая активность Ауробиндо продолжалась восемь лет, причем сначала он работал «за кулисами», а затем, когда в Бенгалии вспыхнуло восстание, отбыл туда в качестве преподавателя независимого от англичан колледжа и присоединился к Новой партии — недавно сформированной организации с неясной ещё политической программой. Ауробиндо немало поработал над тем, чтобы выдвинуть новую, радикальную программу, имевшую целью приближение независимости Индии вместо популярной в то время политики нацеленности на колониальное самоуправление. Среди политических лозунгов его партии был бойкот английских товаров, судов, университетов и колледжей, создание собственной национальной полиции. В этот период Ауробиндо активно пишет журнальные статьи на животрепещущие политические темы, а подписывается просто, но веско: «Кали»... В дальнейшем эта невинная шутка станет вполне серьёзным преклонением перед гневным воплощением богини-женщины. А может, уже тогда это не было шуткой — сложно сказать. В конце концов Ауробиндо остыл к политике: он просто понял, что страна не готова к такой радикальной реформе, которую он хотел провести. Народным массам требовалось ещё какое-то время, чтобы «дозреть». К восстанию они еще не был готовы. И «аватар» отошёл от политики. К тому времени он уже был последним активистом своей партии, оставшимся на свободе. А вскоре в стране появилась и стала ярко светить другая Великая душа — Махатма Ганди, так что Ауробиндо мог со спокойной совестью отойти от политики. Точнее, он решил взяться за устройство судеб страны — и, как мы узнаем чуть позже, всего человечества! — с другой стороны. Как бы зайти с чёрного, магического хода. Ауробиндо начал заниматься хатха-йогой еще с 1904 года — правда, сначала безуспешно. Биографы отмечают, что его нерегулярная практика пранаямы (а может быть, добавлю от себя, и не совсем верная практика) привела его к болезни, от которой он не мог оправиться более полугода. Выздоровев, Ауробиндо стал искать компетентного наставника, мастера йоги, и нашёл его в лице Вишну Бхаскара Леле, опытного йогина. Леле был последователем бхакти-йоги, при этом входил в Теософское общество. Он предложил Ауробиндо провести, как бы мы сейчас сказали, «ретрит» — уединиться для интенсивной практики в течение семи дней в укромном месте. На третий день ретрита, в продолжение которого они медитировали, сидя рядом, Ауробиндо, выражаясь на сленге, «вскрыло». Он испытал то, что потом назовёт своей «первой великой реализацией». Основной практикой, которую давал Леле Ауробиндо, — насколько можно судить — была медитация на пустоту, очищение сознания от мыслей. Как бы то ни было, под руководством этого мастера наш «аватар» впервые испытал нирвану. Вскоре после этого «ретрита» судьба преподнесла ещё один ценный подарок — самое ценное, что дала Ауробиндо неудавшаяся политическая карьера, — пребывание за решёткой. Оказавшись в Алипорской тюрьме в качестве подследственного по делу о покушении на английского чиновника, которое замышлял его брат, в мае 1909 года Ауробиндо вышел на свободу совершенно другим человеком — настоящим йогом. Дело в том, что в тюрьме Ауробиндо сначала на полтора месяца посадили в одиночную камеру — и это, конечно, был «ретрит», который позволил Ауробиндо сделать качественный скачок в своей практике. Он провёл ряд глубоких медитаций, в результате чего к нему явился Вивекананда (ученик знаменитого Рамакришны) и регулярно в течение двух-трёх недель давал наставления по практикам. По крайней мере, так утверждал сам Ауробиндо. Как бы то ни было, он испытал в тюрьме ряд духовных прозрений, укрепивших его на новом пути. Затем Ауробиндо перевели в общую камеру, где ему удалось достать экземпляр «Бхагават-Гиты» и продолжить изучение этой священной для индусов книги. Само собой, от былого студенческого агностицизма не осталось и следа. Когда наконец Ауробиндо дождался суда (за недостатком улик его оправдали), он даже не открывал глаз — самозабвенно медитировал, не заботясь о том, что происходит кругом. Он уже уверовал в своё предназначение. До «аватарства» оставалось совсем чуть-чуть.
Выйдя из тюрьмы, Ауробиндо продолжает писать в газеты, журналы, но акцент в его статьях постепенно смещается с политики на йогу. Он издает газету «Карма-йогин» (на английском), еженедельник на бенгальском языке «Дхарма». Несмотря на то что эти издания в основном затрагивали вопросы долга и веры, печатное слово Ауробиндо набирает силу, и в том числе политическую. Вскоре губернаторы обеих Бенгалий, а также вице-король стали отзываться о нём как о самом опасном противнике британской администрации в Индии! В 1910 году Ауробиндо становится известно, что готовится его арест в связи с журнальной деятельностью. По наущению «внутреннего голоса» он бежит во французскую колонию Пондишери, где целиком посвящает себя йогической садхане (практике). Он много пишет, создавая свою собственную, новую философию — своеобразную адаптацию ведического знания. В этом период Ауробиндо создал все свои основополагающие книги: «Жизнь божественная», «Синтез йоги», «Эссе о Гите», «Тайну Веды», «Идеал человеческого единства» и др. После 1920 года Ауробиндо практически прекращает писать, впоследствии он лишь редактировал свои книги и вёл переписку на духовные темы с ищущими его совета (она была затем оформлена в сборник «Письма о йоге»). 24 ноября в тело Ауробиндо (как утверждал он сам) сошло сознание Кришны; этот день считается днём его окончательного просветления. (Это также день основания Ашрама Ауробиндо — духовной общины, которая спонтанно выросла вокруг него.) Что бы это ни был за опыт, он полностью изменил жизнь Мастера. Ауробиндо-просветлённый становится отшельником, удаляется в полное затворничество, иногда встречается с избранным кругом учеников (по некоторым данным, их было 12) и лишь несколько раз в год даёт даршаны (общие встречи). С 1926 по 1950 гг. Ауробиндо совершал интенсивную садхану (йогическую практику). Он держал её в секрете даже от своей ближайшей помощницы — Мирры Ришар, впоследствии обожествлённой им и получившей громкий псевдоним Мать, — хотя и утверждал, что они — одно сознание. Строго скрывал свои продвинутые йогические штудии даже от избранных учеников, переложив всю ответственность за них на Мать. О настроении, направленности садханы Ауробиндо в этот последний период — на «финишной прямой» перед уходом из тела — мы мало что можем сказать. Остались лишь отрывочные записи в дневнике практик Ауробиндо, который он вёл с 1909 г., и то в какой-то момент (с 1927 года) он перестал его вести: возможно, чтобы не раскрывать секретных техник. Противоречивые чувства вызывает, например, такая запись в дневнике Ауробиндо (всего-навсего 1914 год, задолго до ухода в углубленные практики!): «Я пытаюсь наладить нормальную работу сиддхи... во-первых, восприятие мыслей, чувств и событий, связанных с другими существами и другими областями мира без посредства слов или подобного рода информации; во-вторых, передачу избранных мыслей и чувств окружающим (людям, группам, нациям) простым усилием воли; в-третьих, принуждение этих людей, групп и наций поступать в соответствии с переданными им чувствами или идеями; в-четвёртых, влияние на события, происшествия и их последствия для мира простым волевым усилием». Ещё более шокирующая информация о магической «кухне» Ауробиндо: в одной из бесед с избранными учениками он заявлял, что в течение трёх лет работал над успехом русской революции! Причем, Ауробиндо, по всей видимости, имел в виду Февральскую революцию, а не Октябрьскую, так как в другой раз заявил, что «диктатура серпа и молота обречена на крушение подобно всем предшествующим формам деспотизма»... «Диктатура серпа и молота» пережила его почти на полвека. Ауробиндо также заявлял, что его манипуляции с мировым порядком пошатнули баланс сил на планете («на физический мир низвергнулся враждебный витал»), и... вызвали Вторую мировую войну, а также появление ряда деспотических режимов (видимо, имелись в виду фашизм и сталинизм). Вторую мировую Ауробиндо, уверенный в своей божественности, вообще воспринимал как свою внутреннюю борьбу! Известный ученик Матери Сатпрем вспоминает: «1942 год. Обложившись картами и сводками со всех фронтов, Он боролся с нацизмом сутки напролёт». Стоит лишь добавить, что в теории йоги проявление сиддх (йогических сверхвозможностей) является серьёзным препятствием и опасным искушением, которое продвинутый адепт должен во что бы то ни стало преодолеть на пути к высшему достижению йоги — духовной реализации, самадхи. По некоторым данным, Ауробиндо искренне считал себя последним аватаром Калки, чьей миссией является преображение мира и завершение текущего мирового периода... На деле же карьера Ауробиндо как духовного лидера не удалась. Если поначалу он активно передавал «сиддхи» своим 12 ученикам, поддерживал и направлял их, то потом постепенно всё больше переходил на режим «самообеспечения», фактически бросил их на произвол судьбы, точнее, на попечение Матери, требуя безоговорочного подчинения и поклонения ей как самой Богине-Матери Шакти... Эта женщина создала впоследствии своеобразную нью-эйдж общину Ауровилль — коммуну, состоявшую в основном из обеспеченных хиппи и примкнувших к ним маргиналов; Ауровилль и в настоящее время существует и даже процветает. Практически до самого ухода из тела Ауробиндо (видимо, параллельно с утончёнными практиками) увлечённо пишет эпическую поэму «Савитри» (индийский вариант мифа об Орфее и Эвридике), которую заканчивает совсем перед уходом из тела: некоторые верят, что он специально оттягивал смерть, завершая это произведение. Есть мнение, что в образах главного героя и героини он запечатлел себя и Мать. Стоит отметить, что это чрезвычайно объёмное произведение обладает специфической поэтикой, читается довольно тяжело. Впрочем, приверженцы интегральной йоги Ауробиндо искренне считают эту поэму «пятой Ведой». Ещё в 1948 году у Ауробиндо начали проявляться признаки диабета (которые он вначале смог подавить), затем уремии. В середине 1950 года симптомы обострились. Ауробиндо решил не применять свои целительные способности, и 5 декабря 1950 года он ушёл из тела. В надгробной речи Мать заявила, что обращалась к его духу с просьбой о воскрешении, а Ауробиндо ответил: «Я покинул тело преднамеренно, я не возьму его обратно. Я проявлюсь снова, в первом сверхразумном теле, созданном сверхразумным способом». Пытаясь анализировать духовный и жизненный путь Ауробиндо, невольно испытываешь двойственное чувство. С одной стороны, этот безусловно великий человек создал ряд вдохновляющих книг по индийской философии, да и сам, безусловно, являл собой живой пример духовности, нравственной чистоты и силы. Ауробиндо не «пиарил» себя, он просто делал свою практику, а люди сами приходили к нему — и оставались. С другой стороны, что есть его философское наследие? Ауробиндо ещё раз переиначил бессмертные истины Вед, пересказал некоторые их положения простым языком. Но при этом не удержался от соблазна — вставил в законченную, стройную, выверенную систему пару-тройку чуждых терминов («супраментальный», «субментальный» и т. п.), переиначил некоторые понятия на свой лад, кое-где по-другому расставил акценты, а потом прилепил свой «бренд» — «Интегральная йога» — и повесил копирайт на этот странный «ведический ремикс», увековечив собственное имя. Беспроигрышный, но не безупречный ход. Очень неприятное ощущение вызывают его заявления о желании влиять на отдельных людей и целые нации своими йоговскими сверхспособностями; ведь разве так действует истинный гуру? Не вызывает ничего, кроме искреннего удивления, и «мантра», которую давал своим ученикам Ауробиндо: «ОМ Шри Ауробиндо Мира» (Мира — это имя Матери). То есть это, собственно, ни много ни мало заклинание прославления самого Ауробиндо и Матери! Стоит также отметить, что Ауробиндо ещё при жизни сакрализировал Мать, а Мать после ухода Ауробиндо из тела стала открыто называть его аватаром Кришны, способствуя, в свою очередь, окончательной сакрализации Ауробиндо... Вообще с приходом Матери вся йога в ашраме Ауробиндо стала «мирроцентричной», превратилась в фарс, практически был создан персональный культ этой женщины. А светлый идеал карма-йоги, воздвигнутый Ауробиндо, так и остался идеалом... Но, видимо, такова уж судьба этого таинственного аватара, истинного или мнимого: он пришёл, сотворил нечто непостижимое, тайное, а затем оставил после себя лишь красивую и противоречивую историю. Возможно, этот великий человек просто сделал то, что было нужно ему для своего собственного духовного развития, — и ушёл в запредельные области. А за ним тянется яркий, как комета, хвост разрозненных и потерявших практическую ценность фактов: такими были, например, Гурджиев и Кастанеда... Чудо упорхнуло, и осталась лишь скорлупа — в который уже раз...
|