Пятница, 22 Ноя 2024, 02:29
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Административные страницы [4]
База рефератов [24]
Интересные новости [40]
Новости образования [1059]
Голые факты [0]
Новости психологии [651]
Новости медицины [1302]
Новости в сфере знаний о мозге и поведении [959]
Открытия и события
Научные открытия и др. [953]
Новости разные [232]
Железо компьютера [548]
Новости развития и воспитания детей [954]
Soft [1710]
Другое [7]
Книги и публикации [130]
Конкурсы [160]
Интервью [131]
Мероприятия [585]
Премии [135]
ЛитГазета [0]
Фестивали [207]
Персоналии [174]
Закон [33]
Здоровье и красота [29]
Кредиты и деньги [39]
Общество [83]
Веселые конкурсы [90]
Поздравления с днем рождения [194]
Поздравления на свадьбу [4]
Гороскоп по знакам зодиака [15]
Юмор в картинках [23]
День защитника Отечества [20]
Международный день Спасибо [5]
День работника прокуратуры РФ [3]
День Святого Валентина - День всех влюбленных [32]
День студента - Татьянин день [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51645


Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Главная » 2012 » Декабрь » 2 » Анатолий Рыбаков: человек нормы.
19:56
Анатолий Рыбаков: человек нормы.
<div style="text-align: center;"></div>

14 января 2012 года исполняется 101 год со дня рождения автора «Кортика», «Тяжёлого песка» и «Детей Арбата».
Анатолий Рыбаков умел писать бестселлеры. На протяжении более 50 лет он был, наверное, единственным настоящим русским автором бестселлеров. Не зря чуткие к успеху американцы поместили его портрет на обложке журнала Time (из русских писателей до Рыбакова подобной чести удостаивался только Солженицын).
Биография Рыбакова, по сути, та же, что у Солженицына, разве что в другой последовательности. Арест, ссылка, война. Но он не стал творить из своей жизни идеологический миф.
1933-й и другие
В 1933 году, будучи студентом Московского института инженеров транспорта, он получил три года ссылки по статье 58.10 (антисоветская пропаганда и агитация) — за стенгазету и выступление на дискуссии «как бы примиренчески по отношению к троцкистской оппозиции». Отбыв ссылку, мотался по стране, работал на разных работах — там, где не надо заполнять анкеты. «Став своего рода «бомжем», я как бы выпал из поля зрения органов, которые всё время «подбирали» тех, кто однажды побывал у них в лапах…»
Прошёл всю войну — от обороны Москвы до штурма Берлина. Начал рядовым, закончил в звании гвардии инженер-майора. Осенью 1945-го «за проявленное отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками» был признан не имеющим судимости. Но полностью реабилитирован только в 1960-м.
Литературный дебют Рыбакова состоялся, когда ему было 37 лет. «Кортиком» (а потом и «Бронзовой птицей») наслаждались школьники нескольких поколений. Свежесть чувств, острота переживаний, манящие тайны, пионерская романтика, запутанные дворы Арбата, бронзовая змейка на рукоятке кортика («с открытой пастью и загнутым кверху язычком»)…
Потом он ударился в так называемую производственную прозу — эту территорию он знал вдоль и поперёк. За роман «Водители» (1950) получил Сталинскую премию 2-й степени. Вроде бы при обсуждении сам Сталин сказал: «Хороший роман, лучший роман минувшего года». А потом напомнил собравшимся, что автор — контрреволюционер и имеет судимости. Автора тут же выкинули из списка. Потом выяснилось, что судимость одна, притом снятая, и его, опять же по воле вождя, в списке восстановили…
Три повести про Кроша (1960—1970) тоже имели успех. И стали своего рода классикой юношеского чтения.
Но Рыбаков готовил бомбу — разорвалась она в 1978-м. Это был «Тяжёлый песок» — первый (и, пожалуй, единственный такого масштаба) роман на еврейскую тему. История непростой еврейской семьи с 1910-го до 1943-го была рассказана в колоритной русско-еврейской интонации: «Что было особенного в моём отце? Ничего. Правда, он родился в Швейцарии, в Базеле. В нашем городке не так уж много уроженцев Швейцарии. Говоря точнее, им был только мой отец. В остальном — обыкновенный сапожник. Плохой сапожник…» Роман читался как откровение, особенно на фоне эмиграции евреев и антисионистской пропаганды.
Надо сказать, что Рыбаков не был зациклен на антисемитизме. Говорил, что никогда не подвергался антисемитским нападкам. Он вообще представлял собой привлекательный тип независимого и свободного русского еврея. Но притом ощущал себя частью еврейского народа: «Я видел, что немцы с ним сделали. Я видел ТОТ Освенцим. Я был под Краковом во время войны. Я видел могилы, рвы, заваленные еврейскими телами… Я видел уничтоженные города, выжженные местечки… это моя кровь проливалась…»
Ещё в 1950-е он начал работать над романом «Дети Арбата». В 1964-м отнёс его в «Новый мир». Твардовский прочёл рукопись за сутки и очень хотел её напечатать. Роман анонсировали на 1966 год, автору даже заплатили аванс, но не пропустили.
«Дети Арбата» были опубликованы только в 1987 году, в журнале «Дружба народов». Роман, наряду с фильмом «Покаяние» Абуладзе, стал символом перестройки. И принёс автору мировую славу.
История Саши Панкратова — это (в значительной мере) история самого Рыбакова. Другой главный герой здесь — Иосиф Виссарионович Сталин.
Сталин как образ
Сталин — сосредоточие и проекция не только нашего коллективного подсознания, но и писательского эго. Два принципиально разных подхода к изображению вождя — в романах Солженицына и Рыбакова, которые писались в одно и то же время.
«В круге первом» Сталин — «незаконный сын, приписанный захудалому пьянице-сапожнику» (хорошо, хоть не плотнику!). Заурядный «маленький желтоглазый старик» «с жирными влажными пальцами, оставляющими следы на бумаге» (жирные пальцы, конечно, из стихов Мандельштама). Ничтожество вождя, сбрасывание его с поднебесных вершин власти Солженицын осуществляет, артикулируя неприятные физиологические моменты: Сталин переедает (на своём юбилее), ему и «отрыгивается тухло», и в животе каменная тяжесть, и слабительное не помогает. Сталин с удовольствием читает свою биографию, комментируя по ходу: «Да, народу повезло», «Скромность — это очень верно» и т.п. Он тоскует по настоящему Другу, которого у него никогда не было и быть не могло. Здесь присутствуют все штампы либерального антисталинизма, следующие известным словам Троцкого — «наиболее выдающаяся посредственность нашей партии».
В «Детях Арбата» Рыбакова образ вождя возникает вначале отражённым светом — из чьих-то разговоров: «Говорят, он небольшого роста. — Как и мы с тобою. — А на трибуне кажется высоким. — Да. <...> Правда, Ленин писал, что Сталин груб и нелоялен? — Откуда ты знаешь? — Какая разница... Знаю. Писал ведь?!» Потом вождь предстаёт так, как видели его большинство советских людей, — на демонстрации. «Черноусое лицо, точно сошедшее с бесчисленных портретов и скульптур. Он стоял, не шевелясь, в низко надвинутой фуражке. Гул нарастал. Сталин! Сталин!» На другой демонстрации «все на трибуне в тёплых шапках, но уши опущены только у Сталина, ему холодно, и это делало его облик ещё более простым и человечным».
Сталин здесь читает не свою биографию, а историков — Соловьёва, Ключевского, Покровского и классиков — от Пушкина и Гоголя до Чехова. И, конечно, Горького... Бренную оболочку вождя писатель тоже не оставляет без внимания. Но выбирает более нейтральную территорию — протезирование зубов (вообще Сталин как пациент — обязательная примета почти всех произведений, где он появляется…)
На Сталина Рыбаков смотрит не со стороны, а как бы изнутри. Он объяснял когда-то: «Я разговаривал как Сталин. Я настолько в него вошёл, что, кажется, могу думать как он, рассуждать как он, так, как он рассуждает...» Фраза, вложенная Рыбаковым в уста вождя: «Смерть решает все проблемы. Нет человека, и нет проблемы», воспринимается как настоящая сталинская...
Да, Рыбаков был антисталинистом, и «Дети Арбата» — прежде всего антисталинский роман. Тем не менее образ вождя здесь не карикатурный, но адекватный. И потому позволяет приблизиться к пониманию Сталина.
Согласно одному из расхожих стереотипов, «Дети Арбата» были тогда опубликованы вместо книг Солженицына — как паллиатив и эвфемизм. В этой точке тогда сошлись и «либералы», и «патриоты» — степень идеологизированности у них была одинаково запредельная.
Были, конечно, и оттенки. Так, «либералы» требовали от Рыбакова «договорить всё до конца» (как будто у истории и у литературы есть конец!). А один представитель «патриотического стана» говорил: «Образ Сталина у него неплох, но лучше бы Рыбакову писать про Кагановича». В ответ Рыбаков посоветовал ему писать про Пуришкевича…
В партиях не состоял
«Дети Арбата» воспринимались не только как литературная, но и как политическая акция. Хотя отношение к политике у Рыбакова было скорее настороженное. «Политик и писатель — это не только разные, но и сугубо противоположные профессии, — говорил он. — Для политика главное — власть. Для писателя, настоящего, главное — держаться подальше от власти». Он и держался. С гордым достоинством писал в автобиографии: «Ни в каких политических партиях никогда не состоял и не состою».
При этом он искренне верил, что большевики первого призыва «были чистые, бескорыстные люди… Они были бескомпромиссны, нетерпимы к чужому мнению, имели другие недостатки. Но в них было много хорошего. В них было жертвенное начало — они могли принести себя в жертву другим людям, и они думали о других». Может, и наивно. Но симпатично.
Он был воплощением нормы. Той самой нормы, которой нам так не хватает. Ему претила переоценка Великой Отечественной войны, вошедшая в моду в начале 1990-х. Он не понимал, как предателя Власова можно объявлять борцом со сталинизмом и тоталитаризмом.
Не принимал позиции авторов «письма сорока двух», которые приветствовали расстрел Белого дома в 1993-м. «Писатель не может одобрять пролития крови…»
…В ноябре 1995 года в Музее Герцена на Сивцевом Вражке Анатолий Рыбаков читал главы из «Романа-воспоминания». Красивый, породистый, элегантный (тёмно-синий пиджак, голубая рубашка, красная жилетка), седые до голубизны волосы, смуглое живое лицо. «Классный дедушка!» — выдохнула юная студентка.
Он читал мерно, без нажима, о чём бы ни шла речь — о войне, революции, голоде, смерти… Читал про дедушку и бабушку из местечка, про то, как ходил с дедушкой в синагогу, про родителей социал-демократов, про себя, комсомольца и атеиста. Про похороны Есенина и про Яна Дзержинского, рыхлого мальчика в очках, сына чекиста. Изредка Рыбаков позволял себе едва уловимую усмешку умного человека (вообще он легко и хорошо смеялся). «Устали?» — спрашивал время от времени. «Ещё!» — просила аудитория. Почти полтора часа его слушали как заворожённые. Таково было обаяние текста. И обаяние автора.
В конце «Романа-воспоминания» Рыбаков объявил о новом романе. Он начал работать над ним, когда ему было 86 лет. Рабочее название — «Сын».
«Мой муж — Анатолий Рыбаков, умер 23 декабря 1998 года ночью, во сне. Не вскрикнул, не застонал» — так Татьяна Рыбакова, жена писателя, начала свою книгу «Счастливая ты, Таня!». Умная, красивая, весёлая жена была ему под стать.
Категория: Персоналии | Просмотров: 480 | Добавил: Lerka | Рейтинг: 0.0/0
| Жаловаться на материал
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Профиль
Пятница
22 Ноя 2024
02:29


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz