Воскресенье, 24 Ноя 2024, 23:16
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Административные страницы [4]
База рефератов [24]
Интересные новости [40]
Новости образования [1059]
Голые факты [0]
Новости психологии [651]
Новости медицины [1302]
Новости в сфере знаний о мозге и поведении [959]
Открытия и события
Научные открытия и др. [953]
Новости разные [232]
Железо компьютера [548]
Новости развития и воспитания детей [954]
Soft [1710]
Другое [7]
Книги и публикации [130]
Конкурсы [160]
Интервью [131]
Мероприятия [585]
Премии [135]
ЛитГазета [0]
Фестивали [207]
Персоналии [174]
Закон [33]
Здоровье и красота [29]
Кредиты и деньги [39]
Общество [83]
Веселые конкурсы [90]
Поздравления с днем рождения [194]
Поздравления на свадьбу [4]
Гороскоп по знакам зодиака [15]
Юмор в картинках [23]
День защитника Отечества [20]
Международный день Спасибо [5]
День работника прокуратуры РФ [3]
День Святого Валентина - День всех влюбленных [32]
День студента - Татьянин день [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51647


Онлайн всего: 38
Гостей: 38
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Главная » 2012 » Декабрь » 2 » ААА: мифология вокруг
20:44
ААА: мифология вокруг
<div style="text-align: center;">$IMAGE1$</div>

23 (11) июня 1889 года родилась Анна Андреевна Ахматова
Автор материала: Виктория Шохина
Жизнь её была прекрасной и трагической. Мифология о ней — красочна и парадоксальна. В печально знаменитом докладе 16 августа 1946 года Жданов сказал об Ахматовой: «Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой». Слова эти до сих пор воспринимаются как хамский выпад безграмотного партийного идеолога.

На самом деле в докладе была использована статья об Ахматовой из первой советской Литературной энциклопедии. В статье цитировался Борис Эйхенбаум, писавший в 1923 году о героине Ахматовой: «не то монахиня, не то блудница», у неё «на шее мелких чёток ряд», клятвы любовные перемешиваются с церковными заклятиями. Оттуда же была взята цитата:

Но клянусь тебе ангельским садом,Чудотворной иконой клянусьИ ночей наших пламенных чадом.

Всё это Жданов (надо полагать, с подачи референтов) и пересказал (что не отменяет его хамства).

На те же самые свойства ранней поэзии Ахматовой обратил внимание и Набоков; он спародировал их в романе «Пнин» (1957):«Я надела тёмное платье / И монашенки я скромней: / Из слоновой кости распятье / Над холодной постелью моей. / Но огни небывалых оргий / Прожигают моё забытьё, / И шепчу я имя Георгий — / Золотое имя твоё!»

Пародию Ахматова сочла пасквилем и обиделась. Но, кажется, напрасно: пародия была точна и остроумна. (Если, конечно, не вспоминать о докладе Жданова и о постановлении оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград».)

А вообще Ахматова шутку умела ценить (особенно литературную). Она была умна, насмешлива, красива, в поздние годы — величественна, как королева («Мама, не королевствуй», — говорил ей Лев Гумилёв). Как настоящая королева, она нуждалась в свите. Говоря прозаически, не могла оставаться одна. Она была совершенно не приспособлена к быту, не умела распоряжаться деньгами (впрочем, и денег особенных у неё никогда не было). Ей нужно было кому-то прочесть только что написанное стихотворение. И чтобы за ней ухаживали. Ей нужен был свой Эккерман (эту роль на себя взяла Лидия Чуковская).

Зато благодаря такой нелюбви к одиночеству мы имеем не одно жизнеописание поэта. Что в свою очередь породило множество мифов. Мифотворчеству, впрочем, способствовали и стихи Ахматовой, воспринимавшиеся как её интимный дневник, как исповедь. (Разговоры о том, что это «лирическая героиня», «маска», в расчёт принимать не стоит.)

Один из первых и очень устойчивых мифов — роман Ахматовой и Блока. Или по крайней мере любовь Ахматовой к Блоку.

Началось всё с того, что Блок посвятил ей мадригал (1914):

«Красота страшна» — Вам скажут, —Вы накинете ленивоШаль испанскую на плечи,Красный розан — в волосах.«Красота проста» — Вам скажут, —Пёстрой шалью неумелоВы укроете ребёнка,Красный розан — на полу…

Испанская шаль, розан в волосах и прочая испанизация Ахматовой не понравились. Но в ответном стихотворении, исполненном в том же ритме (1914), она писала о другом:

Я пришла к поэту в гости.Ровно полдень. Воскресенье.Тихо в комнате просторной,А за окнами мороз

У него глаза такие,Что запомнить каждый должен;Мне же лучше, осторожной,В них и вовсе не глядеть.

Всё это, а особенно, как ни странно, надрывный (но совсем не бабий!) плач по умершему Блоку («Принесли мы Смоленской заступнице, / Принесли Пресвятой Богородице / На руках во гробе серебряном Наше солнце, в муке погасшее, — / Александра, лебедя чистого». 1921), порождало толки о каком-то совершенно невероятном их романе. («Вся литература — это сплетни», — заметил один американский писатель.)

Правда, Варлам Шаламов утверждал категорично: «Блок не любил Ахматову». А сама Ахматова всю жизнь настойчиво повторяла, что никогда не принадлежала к «блоковскому гарему». Что наедине они не встречались. И т.д. Зато именно она нашла верные слова о Блоке — «трагический тенор эпохи».

Красивая, стильная, женственная — суперженщина (в отличие от Цветаевой) — она часто влюблялась. И очень по-женски ревновала даже тех, с кем (настоящего) романа не было: случай Исайи Берлина (в 1945—1946 годах он был вторым секретарём британского посольства в СССР).

Ему Ахматова посвящала стихи («Как у облака на краю, вспоминаю я речь твою…», 1945). О нём идёт речь в знаменитом «Третьем и последнем» посвящении «Поэмы без героя»:

Полно мне леденеть от страха,Лучше кликну Чакону Баха,А за ней войдёт человек...Он не станет мне милым мужем,Но мы с ним такое заслужим,Что смутится Двадцатый Век.

А когда Берлин там, у себя в Англии, женился, Ахматова восприняла это как предательство. Да чего там Берлин! Она даже Пушкина ревновала к Наталье Николаевне.

Она очень по-женски сосредотачивалась на себе. Иногда проявляла сугубо женский (впрочем, даже обаятельный) эгоцентризм:

Эта женщина больна,Эта женщина одна,Муж в могиле, сын в тюрьме,Помолитесь обо мне.

Исследователи спорят, имела ли право Ахматова говорить о Гумилёве как о муже, если они давным-давно развелись. Но, сдаётся, проблема в другом: она просит помолиться о ней, а ведь молиться нужно о них: о расстрелянном и о сидящем в тюрьме.

Но самое удивительное в её стихах — сочетание сугубой (вроде бы) женственности и неженской, даже какой-то нечеловеческой, силы. Всего один пример — её стихи о Сталине. «Что делает монахиня?» — спрашивал вождь. А она писала стихи. И даже если вопрос Сталина — миф, то стихи — жуткие и гениальные — реальность:

Я приснюсь тебе чёрной овцою.На нетвёрдых сухих ногах,Подойду, заблею, завою:«Сладко ль ужинал, падишах?Ты вселенную держишь, как бусу,Светлой волей Аллаха храним. И пришёлся ль сынок мой по вкусу.И тебе, и деткам твоим?»

…Кажется, не осталось ни одной потаённой подробности её жизни и судьбы. Ахматову сейчас уличают, разоблачают, обвиняют. Появляются странные книги: «Анти-Ахматова», «Ахматова без глянца»… Но все они детсадовский лепет по сравнению с тем, как изобразил Ахматову в «Голубом сале» (1999) Владимир Сорокин. Цитата: «Когда серебристо-чёрный сталинский «Роллс-Ройс» в сопровождении двух «ЗИМов» охраны выехал из Спасских ворот, толстая женщина в лохмотьях кинулась наперерез кортежу с диким криком. В руках охранников появилось оружие. «Не стрелять! — приказал Сталин. — Это ААА. Останови». Остановимся и мы. Просто перескажем дальнейшее. Чудовищно омерзительная Ахматова рожает чёрное яйцо, кто его сумеет проглотить, тот и восприемник её творческого наследия. (Сумел только рыжий мальчик Иосиф, тоже довольно страшненький.) Это новый миф, созданный в противовес мифу шестидесятников, для которых Ахматова была иконой.

Что ж, приходится платить за славу, за то, что стала иконой и кумиром («Кто знает, что такое слава!» — писала она в стихотворении «Пушкин» в 1943-м).

Строки Ахматовой в обиходе: «Я на правую руку надела / Перчатку с левой руки»; «Столько просьб у любимой всегда, / У разлюбленной просьб не бывает...»; «Как не похожи на объятья / Прикосновенья этих рук».

«Могла ли Биче словно Дант творить, Или Лаура жар любви восславить?»! Что же, Биче, может, и не могла. А вот Ахматова могла.

И творила. «Всё расхищено, предано, продано…»; «Когда человек умирает, изменяются его портреты…»; «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был»… Ахматова — медиум. Гениальный посредник между небом и коллективным бессознательным. Отсюда и слава, и мифы.

…А всё-таки в кайф порой перечислить её возлюбленных (Гумилёв, Модильяни, Недоброво, Шилейко, Лурье, Пунин, Гаршин, Берлин…). Осудить Бунина с его с дурацкой и до сих пор не прояснённой эпиграммой («Любовное свидание с Ахматовой / Всегда кончается тоской: / Как эту даму ни обхватывай, / Доска останется доской»). Поговорить о подтекстах трёх посвящений. Оборонить (к месту): «Россия Достоевского. Луна». Вспомнить (не к месту) об «ахматовских сиротах»…

Источник: Openspase.ру
Категория: Персоналии | Просмотров: 513 | Добавил: Lerka | Рейтинг: 0.0/0
| Жаловаться на материал
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Профиль
Воскресенье
24 Ноя 2024
23:16


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz