Формы реализации изделий декоративно – прикладного творчества (из опыта работы)
Почему дети посещают тот или иной кружок? Какова мотивация, какие цели? Чего хотят достичь? Если раньше, в основном, преобладал интерес, то теперь, в силу материального неравенства, основными причинами являются: • самоутверждение при демонстрации своих достижений • работа на перспективу • возможности заработать карманные деньги Цель педагога – привить любовь к творчеству, путем реализации возможности достижения цели ребенка Этому способствует не только хорошо поставленный процесс обучения, но и удачное осуществление конечного целевого момента – момента реализации продукта детского творчества – картины, игрушки, изделия из бумаги и ниток,… Формы реализации можно разбить на два типа: некоммерческие и коммерческие 1. Некоммерческие (дети первого года обучения) • Для себя лично. Важно услышать запрос ребенка; - хочу именно красное - есть нитки, мама сказала использовать - … К мотивации надо отнестись внимательно, поддержать или аккуратно трансформировать. Результат похвалить, если явно не получилось – оправдать: ( зато научился) • Подарок. Перед выполнением изделия ребенок должен хорошо представлять кому будет подарок, когда и как он его подарит. Творчество - душа подарка. Целесообразно перед основными праздниками посвящать 1 – 2занятия изготовлению подарков. Учить дарить: что-то под ёлку, с сюрпризом, на память, обереги, писанки. • Благотворительность. Проведение своеобразных акций: «Защитникам страны» (варежки, носки) – воинская часть «День пожилого человека» (сувениры) – дом престарелых «Малышам» (пинетки) – дом ребенка
Остальные формы реализации творческого продукта связаны с понятиями: реклама, заработок, прибыль. Важно цивилизованно получить эту прибыль, чтобы коммерция не захлестнула творчество и индивидуальность. Любой доход предполагает отчисление налога. Я не специалист в этой области. Думаю, что есть специфические законы, которые помогут уменьшить налогообложение. Я – о формах и методике их осуществления 2. Коммерческие • Выставка Участие в выставках – оценка творчества обучающегося и своего рода его реклама. По тематике выставки могут быть очень разнообразны; широкой тематики, на заданную тему, персональные. Часть работ может продаваться по заранее выставленной цене (дорого). Итоги выставок тоже должны быть оценены – грамоты, призы,… • Ярмарка Можно совместить с выставкой. Является частью общего массового действия – праздника. Участникам, желающим реализовать свои изделия, предлагается инструктаж по ценообразованию и правилам продажи. Ярмарочная продажа – прекрасный урок реальной самооценки, понимания достоинств и недостатков своего труда. Не проданные работы разыгрываются в беспроигрышной (дешевой) лотерее. • Лотерея При проведении важно сохранять баланс дорогих и дешевых изделий. Лучше «дорогие» номера отложить и периодически разбавлять ими лототрон. Цена билета должна быть чуть выше среднего выигрыша • Аукцион На аукцион должны быть представлены качественные изделия. Цель аукциона должна быть хорошо объяснена детям (благотворительность, акция, развлекательное мероприятие). Определен процент прибыли. Аукционы могут проводиться по простой (прямая реализация) и по сложной (конкурс работ, лучшие – на аукцион, призы за конкурс – из прибыли на аукционе • Выполнение изделия на заказ Одна из форм реализации своих знаний и умений для сильных детей, умеющих выполнять все от начала до конца. Педагогу надо помочь ребенку правильно оценить свои возможности. Принять во внимание: личность заказчика, его требования; лимит времени, недостаток знаний и т.д. • Реализация через торговую сеть Старшие школьники, достигшие определённого мастерства и желающие заработать, могут реализовывать свои изделия на договорной основе через магазины типа «Лавка художника». Изделия лучше выполнять серийно, доводя технологию и внешний вид до совершенства. • Через Интернет Дает информацию о спросе и предложении, позволяя соединить покупателя с продавцом. Позволяет осуществлять реализацию не только самих изделий, но и их технологий. У этого способа широкие возможности.