Статистика | Зарегистрировано на сайте: Всего: 51635
Онлайн всего: 20 Гостей: 20 Пользователей: 0
|
|
Каталог статей
Формы подростковой нарко и алкозависимости. Методы работы по профилактике.
Подростковый возраст - возраст становления. Подросток еще пло-
хо знает окружающий мир, плохо знает самого себя. Он торопится
жить, он торопится войти в мир взрослых людей. Все хочет попробо-
вать, обо всем хочет составить собственное мнение. Если добавить
к этому массу новых проблем, от экономических до социальных, пер-
вые личные драмы и разочарования, неумение справиться с собствен-
ными чувствами, то можно понять, почему именно подросток так уяз-
вим для наркотиков.
Понимание того, каковы причины наркотизации и алкоголизации
подростков и как происходит приобщение подростка к алкоголю и
наркотику, имеет исключительное значение для планирования и про-
ведения профилактической работы. Результаты обследования школьни-
ков, употребляющих наркотики и алкоголь позволяют составить рей-
тинг причин, которые, по мнению самих подростков, сыграли решаю-
щую роль в их приобщении к алкоголю и наркотикам (Научно-исследо-
вательский проект "Наркотики в школе",
г. Кемерово, 1997 г.).
1. Желание походить на друзей, знакомых, соответствовать своей
группе сверстников.
2. Желание испытать те приятные ощущения, которые так расхва-
ливают друзья, знакомые, имеющие опыт приема алкоголя и наркоти-
ков.
3. Любопытство, стремление испытать себя в новой, почти эк-
стремальной ситуации.
4. Желание пережить эмоционально приятное состояние "кайф".
5. Влияние старшего по возрасту или значимого для подростка
человека.
6. Стремление забыться, расслабиться, снять напряжение, неп-
риятное ощущение.
7. Демонстративный протест.
Таким образом, наиболее действенной причиной приобщения под-
ростков к алкоголю и наркотикам является желание походить на
своих друзей, знакомых, соответствовать своей группе сверстников.
Рассмотренные выше причины приобщения к алкоголю и наркотикам,
как их видят сами алко и наркозависимые подростки, не исчерпы-
вают всей сложности проблемы формирования пагубной зависимости.
Включенный в сложную систему социальных, экономических, семейных
отношений подросток испытывает действие самых различных факторов,
которые могут как способствовать, так и припятствовать алкоголи-
зации и наркотизации. Чтобы адекватно строить профилактическую
работу, необходимо представлять себе в целом ситуацию, в которой
находится подросток, и уже затем выыбирать те звенья, на которые
можно реально воздействовать.
Объективные факторы.
Экономическая или социальная неустроенность. У детей из со-
циально неблагополучных семей с неудовлетворительными бытовыми
условиями, родители которых имеют малопрестижную или малооплачи-
ваемую работу, больше шансов приобщиться к наркотикам.
Неблагополучное соседство и общественная необустроенность. Ра-
йоны, характеризующиеся высоким уровнем преступности, с часто ме-
няющимися жильцами и высокой плотностью населения отличаются бо-
лее высоким распространением алко и наркозависимости.
Переводы и частые переезды. Переводы, например, учащихся из
начальной школы в среднюю, из младших классов в старшие сопровож-
дается ростом употребления психоактивных веществ. Чем чаще семья
переезжает, тем выше опасность возникновения проблем, связанных с
употреблением алкоголя и наркотиков. Однако, если семья умеет ор-
ганично вливаться в жизнь общества на новом месте, данный риск
понижается.
Доступность наркотиков и алкоголя. В школе где наркотики бо-
лее доступны существует более высокий показатель употребления
наркотиков. Невнимательность и непонимание выжности данной проб-
лемы продавцов и распространителей алкоголя, наркотиков и токси-
ческих веществ также играют решающую роль в приобщении к пагуб-
ным привычкам подростков.
Субъективные факторы.
Семейная предрасположенность. Дети, рожденные или воспитанные
в семьях с алкогольными или наркотическими традициями, подверже-
ны большему риску пристраститься к наркотикам. В этом, по-видимо-
му, свою роль играют как генетические факторы, так и влияние ок-
ружения.
Неумелость и непоследовательность воспитания. В семьях, где
родители не устанавливают четких норм поведения, где дети остают-
ся предоставленными сами себе и где дисциплинарная практика чрез-
мерно сурова и непоследовательна, дети подвергаются большему рис-
ку наркотизации.
Неуспеваемость и нежелание учиться. Подростки, которым школа
ненавистна и которые не стремятся продолжать обучение в ней, тер-
пят неудачи в учебе, имеют большую склонность к алкоголю и нарко-
тикам.
Общение с употребляющими алкоголь и наркотики сверстниками.
Это является одним из наиболее надежных индекаторов, указывающих
на возможность употребления алкоголя и наркотиков подростками, не
зависимо от того, имеют место или нет другие факторы риска.
Положительное отношение к алкоголю и наркотикам. Когда алко-
голь у подростков ассоциируется с хорошо проведенным временем,
существует очень большая вероятность, что они будут выпивать и
употреблять наркотики. Существуют также факторы, которые удерживают подростков от
употребления наркотиков даже в самой неблагоприятной обстановке.
К таким защитным факторам относятся:
1. Внутренний самоконтроль и целеустремленность подростка.
2. Привязанность к своим близким.
3. Возможность активного участия в значимой деятельности.
4. Успешность в овладении знаниями и умениями.
5. Признание и одобрение со стороны окружающих. Формирование
ценностей, альтернативных наркотику, обращение к
ресурсам личности подростка - вот та область, где усилие педаго-
гов и психологов могут принести наиболее ощутимые результаты.
Специалист, занимающийся профилактикой наркозависимости дол-
жен хорошо представлять себе, что такое наркомания и как происхо-
дит формирование данной зависимости в подрастковом возрасте.
Наркотиком называется вещество, однократное применение которо-
го способно вызвать привлекательное психическое состояние, а сис-
тематический прием - психическую или физическую зависимость. Тер-
мин "наркотическое вещество" содержит в себе три критерия: меди-
цинский, социальный и юридический. Они взаимосвязаны, и наркоти-
ком можно признать какое-либо вещество только при единстве этих
критериев:
а) медицинский - вещество оказывает специфическое действие на
центральную нервную систему;
б) социальный - применение вещества приобретает масштабы социально
значимого явления;
в) юридический - вещество включено в список наркотических веществ
Министерством здравоохранения.
Наркоманией называется болезнь, вызванная систематическим
употреблением веществ, включенных в список наркотиков, и прояв-
ляющаяся зависимость от этих веществ - психической, а иногда и
физической.
Токсикомания же представляет собой болезнь, проявляющуюся по-
добно же психической, а иногда и физической зависимостью от ве-
щества, не включенного в официальный список наркотиков.
Развитие наркомании и алкоголизации принято разделять на три
стадии.
Границы между ними условны. Поэтому иногда прибегают к обозна-
чению вроде "наркомания I-II стадии" или "алкоголизм II-III ста-
дии".
Основным признаком I стадии является индивидуальная психичес-
кая зависимость. Основным признаком II стадии алкоголизации и
наркомании считается развитие физической зависимости и связанно-
го с ней выраженного абстинентного синдрома при перерыве регуляр-
ного злоупотребления. III стадия является итогом многолетнего те-
чения болезни. В подростковом возрасте ее развитие не успевает
достичь III стадии.
Не смотря на существенные различия, существующие в среде нар-
команов, всех их объединяют:
1) общие или одинаковые цели, задачи в плане приобретения нар-
котика и получения "кайфа";
2) признаваемы большинством нормы поведения: совместная покуп-
ка или приготовление наркотика;
3) объективные или субъективные трудности, возникающие в ходе
поиска, приобретения наркотиков, ломки, перекумаривание и т.д.
Наличие перечисленных выше параметров дает возможность гово-
рить о существовании наркоманов как асоциальной группы. Однако
контингент наркоманов очень неоднороден, что позволяет выделить
несколько оснований для классификации различных типов групп:
1. В зависимости от места создания, существования:
- по месту жительства (из одного двора, улицы, микрорайона);
- по месту учебы;
- члены одной семьи: муж и жена, два брата, брат и сестра.
Это наиболее опасная тенденция, когда наркомания становит-
ся семейной болезнью.
2. Состав группы по половому признаку:
- преимущественно мужская группа;
- смешанный состав по полу.
3. Образовательный состав группы. Большая часть респондентов
из числа наркозависимых - это люди с неполным средним обра-
зованием. И дело не только в молодости, сегодня часть руко-
водителей учебных заведений (особенно школ и техникумов)
видят смысл борьбы с наркоманией и алкоголизацией в исклю-
чении неблагополучных учащихся. Хотя последние и сами не
имеют большого желания учиться.
4. В зависимости от употребления наркотиков:
- курят: анашу, план, драп и все производные конопли (га-
шишная наркомания). Основными проявлениями гашишного
опьянения у подростков служат аффективные перепады от бе-
зудержного веселья до мгновения страха и ужаса, склон-
ность к "эмоциональному заражению", потребность дви-
гаться, общаться, высказываться.
- колются: ханка (или черняшка, как называют ее наркоманы -
самый распространенный наркотик в Кемерово), опиум, эфед-
рин и др. лекарственные препараты, ЛСД (диэтиламид лизер-
гиновой кислоты), героин (названый по степени распростра-
нения в Кемерово). Основные проявления: расширение зрач-
ков, тахикардия, повышение артериального давления. Иног-
да возникают симптомы, напоминающие ОРЗ. При длительном
применении развивается телесное истощение до дистрофично-
го состояния. При применении ЛСД - галлюцинации.
- токсикоманят: хлорэтил, дихлорэтан, клей "Момент", "Ток",
растворители и т.д. Однако, токсикомания в меньшей степе-
ни, по сравнению с другими наркотиками, носит групповой
характер. При данном виде опьянении имеют место сужение
сознания, торможение двигательных функций, быстрая смена
настроения, тахикардия, галлюцинации и т.п.
Данная классификация достаточно тесно коррелирует со следующей:
- степень наркотизации групп (частота применения и доза);
1) однократное, "экспериментальное" потребление;
2) эпизодическое потребление. В данном случае наркотик не
представляет самостоятельного интереса и является, ско-
рее, способом проведения досуга. Эпизодическое употребле-
ние наркотика свойственно в большей степени группам, где
курят "травку" (драп, анашу, план и т.д.);
3) систематическое употребление, когда наркотик становится
самоцелью. Группы с систематическим употреблением нарко-
тика ориентированы в большей степени на ханку, опиум, ле-
карственные препараты. Первые две выше названные группы (однократное применение и
эпизодическое) носят в основном социальный характер. У них может
отсутствовать интерес к учебе (хотя далеко не всегда), активное
желание преобрести какую-либо специальность. Но в будущем они хо-
тят создать семью, "жить нормально".
Группа, где преобладает систематическое употребление алкоголя
и наркотика, носит в основном асоциальный характер: ее члены за-
нимаются вороством, квартирными кражами, вымогательством денег,
вещей и т.д. Основные причины вороства и вымогательства - необхо-
димость добыть деньги на алкоголь и наркотики.
Проблема наркомании в России больших размеров никогда не дос-
тигала, и колосальных размеров, по мнению многих специалистов по
психиатрии, не достигнет. Этот прогноз строится на том, что рус-
ский народ имеет другие стойкие, глубокие традиции, свои со-
циально-психологические и биологические особенности. Россию мож-
но охарактеризовать, как пьющую страну - отсюда, скорее всего,
проблема алкоголизма. Интересен, так называемый "правительствен-
ный эксперимент". В России в 1985 году введены жесткие меры кон-
троля над потреблением алкоголя. В основе этих мер лежало сокра-
щение производства и продажи спиртных напитков.
Это привело на первых порах к великолепным результатам. Резко
пошла на убыль заболеваемость алкоголизмом, это сказалось, естес-
твенно, и на заболеваемости алкогольными психозами. Но затем -
"свято место пусто не бывает" - произошел стремительный рост пот-
ребления наркотических средств и заболеваемости наркомании.
В предупреждении и лечении наркомании должны быть три меры
воздействия:
1. Административные меры (борьба с распространением психоак-
тивных веществ).
2. Социальные (семья, школа, общество) - это профилактика
употребления наркотических средств и профилактика рецидивов пос-
ле лечения.
3. Медицинские меры - это методы и средства терапевтического
воздействия, основными принципами которого являются:
а) добровольность;
б) максимальная индивидуализация;
в) комплексность;
г) отказ от употребления психоактивных веществ.
Методами и средствами терапевтического воздействия при лечении
наркологических заболеваний является:
1. Биологически ориентированное воздействие (нейролептики, ан-
тидиприсанты, транквилизаторы и др.).
2. Психотерапевтически ориентированное воздействие.
3. Социально-терапевтическое воздействие (семейная терапия,
терапевтические сообщества, клубы, группы само- и взаимопомощи,
социально психологические тренинги и др.).
4. Духовно-ориентированные методы лечения, имеется в виду,
прежде всего, метод групповой психотерапии - идеологии движения
общества "Анонимных алкоголиков" и "Анонимных наркоманов".
Бороться с наркоманией очень сложно. Большое значение имеет
первичная профилактика. Но, прежде всего, необходимо ограничить
ввоз наркотических веществ, а по возможности - вообще прекратить,
потому что идет приобщение молодежи к наркотикам, а среди молоде-
жи всегда есть достаточно большая группа лиц, которая ищет себя.
Как раз такая поисковая реакция выливается в наркоманию.
Первичная профилактика достаточно сложна. Школа, средние и
высшие учебные заведения, производство должны работать в тесном
контакте с медиками и правоохранительными органами, кроме того
необходима индивидуальная работа с каждым ребенком, подростком,
молодым человеком (лекции, беседы, тренинги с малыми группами бо-
лее эффективны).
Необходимы программы, начиная с детского сада. Но начинать на-
до с семьи. Особенно сейчас, когда идет разобщенность в обществе,
коллектив, как таковой, потерял свою значимость. Родители либо
мало обращают внимания на детей, либо присутсвует гиперопека в
семье, т.е. из ребенка лелают кумира. Гиперопека, вседозволен-
ность приводит к плохим последствиям.
Одним из факторов, влияющих на распространение наркомании, ал-
коголизации, является незанятостьподростков, отсутствие возмож-
ности чем-то заниматься. Основное профилактическое звено в пре-
дупреждении наркологических заболеваний несовершеннолетних яв-
ляется трезвеническое воспитание, программа ориентирования жиз-
ненных навыков и профилактики потребления психоактивных веществ,
проводимых наркологической службой. Цель этоц программы-обучение
подростка здоровому образу жизни и навыкам сопротивления приобще-
нию к психоактивным веществам.
В целях дальнейшего улучшения антиалкогольного, антинаркоти-
ческого обучения и воспитания учащихся, усиления пропоганды педа-
гогических и медицинских знаний для учителей по даннным вопросам
с сентября 1996 года проводятся спецкурсы по проблемам подростко-
вой наркологии на базе института усовершенствования учителей Ке-
меровской области.
Для этих целей разработан план для учителей по противоалко-
гольному воспитанию учащихся, профилактики наркомании и токсико-
логии у детей и подростков.
В дальнейшем планируется обеспечить совершенствование антиал-
когольного и антинаркотического обучения и воспитания учащихся с
1 по 11 класс силами учителей и подростковых наркологов.
Подросткам и детям надо говорить о страшных вещах, связанных с
наркотиками, надо говорить, о том, что это добровольное сумашед-
ствие, патологическое восприятие мира, психогенные расстройства.
Беседы в школах нужны, но это должны быть очень грамотные беседы,
если мы будем говорить неграмотно о наркотиках, то только тол-
кнем подростков к запретному плоду. Нельзя торопиться в беседе
наркологу, надо тонко и грамотно подходить к такому разговору, в
то же время внедрять элементы психокоррекции и пояснения. Очень
сложно проводить такую беседу, нельзя, чтобы их проводил неспе-
циалист, только самые большие специалисты.
Обязательно нужны лекции на эту тему, чтобы подростки понима-
ли, как надо вести себя в компании, чтобы срабатывала система за-
щиты. Если человек грамотный, он сам сделает выбор. Но если нег-
рамотный человек попался на удочку, это вина всего общества.
Нужны научные фильмы, программы о наркотиках с обязательными
комментариями специалистов. Возможно, надо показать более страш-
ные последствия от наркотиков. У нас даже то , что страшно, пока-
зывают совсем не страшно. Может быть над такими фильмами надо
специально работать.
|
|
Просмотров: 939
| Теги: подростковой, Методы, алкозависимости., Формы, профилактике., по, работы, нарко
| Рейтинг: 1.0/
7
Оштрафовать
| Жаловаться на материал |
|
|