Понедельник, 06 Май 2024, 18:00
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю химии

Комплексные соединения
Дворникова Елена Георгиевна учитель химии МАОУ СОШ№ 9 ст. Отрадная Отрадненский р-н Краснодарский кр.

Комплексные соединения (лекция)
Цель: сформировать представление учащихся о составе, строении, номенклатуре, видах и классификации комплексных соединений; научиться давать названия комплексным соединениям по формулам, составлять формулы по названию. Изучить химические свойства комплексных соединений; уметь составлять уравнения соответствующих реакций.
Оборудование: растворы глицерина, CuSO4, NaOH, FeCl3, FeSO4, BaCl2, фенола, желтой и красной кровяных солей, аммиака, глюкозы, HCl, AgNO3, NaCl, спиртовка, спички, зажим.
Ход урока
Лекция: Комплексные соединения широко распространены в природе (это гемоглобин и хлорофилл), используются в медицине, в технике, аналитической химии, в химической промышленности как катализаторы.
Комплексные соединения – это сложные вещества, в которых можно выделить внутреннюю сферу, в которую входят: центральный атом (ион)-комплексообразователь; связанные с ним донорно-акцепторными связями лиганды; и внешнюю сферу, связанную с внутренней ионной связью.

Внутренняя внешняя координационное число- величина, которая сфера сфера показывает количество лигандов и зависит от
[Cu(NH3)4]SO4 заряда центрального иона.
координационное число
лиганды
ион комплексообразователь
Лигандами могут быть – атомы, ионы, молекулы, имеющие неподелённые электронные пары –
H2O0, NH30, Cl-, Br-, F-, I- , CN-, NO2-, OH-, CO0.
Классификация комплексных соединений:
1. По заряду внутренней сферы
а) катионные- [Cu(NH3)4]+2SO4-2 (сульфат тетраамин меди (II))
б) анионные- K3+[Fe(CN)6]-3 (гесацианоферрат (Ш) калия)
в) катион-анионные – [Cu(NH3)4]+2[PtCL4]-2 (тетрахлороплатинат (II) тетрааммин меди (II))
г) нейтральные – [Fe(CO)5] 0пентакарбонилжелезо (0)
2. По составу
а) кислоты – Н+[AuCl4]-(тетрахлороаурат (III) водорода)
б) основания – [Ag(NH3)2]+OH- (гидроксид диамин серебра (I))
в) соли – Na3+[AlF6]-3 (гексафтороалюминат натрия)
г) неэлектролиты – [Pt(NH3)2Cl2-] (хлорид диамин платины (II))
Номенклатура комплексных соединений
Сначала называют анион, потом катион, как бы читая формулу с конца к началу. В названиях используют числительные: 2-ди; 3- три; 4- татра; 5- пента; 6- гекса; и т.д.
Лиганды имеют свои названия: H2O- акво; NH3- аммин; Cl- -хлоро-; Br—бромо-; F-,фторо-; I- -йодо-; CN- - циано-;NO2- -нитро-; OH- - гидроксо-; CO0- карбонил; CSN- - циано- и т.д.
Если центральный ион входит в состав комплексного аниона, то он называется: Fe –феррат; Cu – купрат; Ag – аргентат; Au – аурат; Hg – меркурат; Zn – цинкат; Al- алюминат; и т.д.
После названия центрального иона в скобках указывается его валентность равная заряду.
Если центральный ион входит в состав комплексного катиона, он называется по русски.
Примеры:
[Cu(NH3)4]+2SO4-2 - сульфат тетрааммин меди (II)
K3+[Fe(CN)6]-3 - гесацианоферрат(Ш) калия
[Cu(NH3)4]+2[PtCL4]-2 тетрахлороплатинат (II) тетрааммин меди (II)
[Fe(CO)5] - пентакарбонилжелезо (0)
Н+[AuCl4]- -тетрахлороаурат (III) водорода
[Ag(NH3)2]+OH- -гидроксид диамин серебра (I)
Na3+[AlF6] -3 - гексафтороалюминат натрия
[Pt(NH3)2Cl2] - хлород диамин платины (II)
K2+[HgI4]-2 – тетрайодомеркурат (II) калия

Получение комплексных соединений
CuSO4 + 4NH3 = [Cu(NH3)4]SO4
ZnO + 2NaOH + H2O = Na2[Zn(OH)4]
Al(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4]
NH3 + HCl = NH4Cl

Химические свойства комплексных соединений
1. Диссоциация
[Cu(NH3)4]SO4 = [Cu(NH3)4]2+ + SO42-
2.Реакции по внешней сфере (демонстрация)
4FeCl3 + 3K4[Fe(CN)6] = Fe4[Fe(CN)6]3 +12KCl
осадок синего цвета
[Cu(NH3)4]SO4 + BaCl2 = [Cu(NH3)4]Cl2 + BaSO4
осадок белого цвета
3. Реакции с участием лигандов (демонстрация)
[Cu(NH3)4]SO4 + 4HCl = 4NH4Cl + CuSO4
4. Реакции по центральному иону(демонстрация)
-обменные [Ag(NH3)2]Cl + KI= AgI + KCl + 2NH3
- окислительно-восстановительные
2[Ag(NH3)2]OH + CH3-COH = 2Ag + CH3-COOH + H2O +4NH3

Домашнее задание: с. 259-260 учебника, по тетради подготовиться к семинару.

Комплексные соединения (семинар)
Цель: отработать умения называть комплексные соединения, составлять их формулы по названиям, объяснять строение комплексных ионов, записывать уравнения реакций с участием комплексных соединений.
Ход урока
1. Устное обсуждение вопросов:
а) состав комплексных соединений;
б) строение комплексных соединений;
в) правила номенклатуры комплексных соединений;
г) химические свойства.
2. Выполнение упражнений
- Определить степень окисления центрального иона и назвать вещество:
K3[Fe(CN) 6] (K3+[Fe+3(CN)-6]-3 - гексацианоферрат (III) калия);
Na2[Zn(OH)4] (Na2+[Zn+2(OH)-4]-2 – тетрагидроксоцинкат (II) натрия);
Na3[AlF6] (Na3+[Al +3F6] -3 - гексафтороалюминат натрия);
[Cr(H2O)6]Cl3 ([Cr+3(H2O)60]+3Cl3- -хлорид гексаакво хрома (III)
Сa[Hg(CN)4] (Сa+2[Hg+2(CN)4-]-2 – тетрацианомеркурат (II) кальция);
[Ag(NH3)2]OH ([Ag+(NH3)20]+OH- - гидроксид диамин серебра (I));
- Построить формулы веществ по названиям:
Гексахлороплатинат (IV) калия (K2+[Pt+4(Cl)6-]-2)
Нитрат хлоронитротетрааммин кобальта (III) ([Co+3(NH3)4 0NO2 -Cl-]+NO3-)
Гексагидроксохромат (III) натрия (Na+3[Cr+3(OH)-6]-3)
Тетрахлороаурат (III) водорода (Н+[Au +3Cl4-]-)
Нитрат гексаамин никеля (II) ([Ni+2(NH3)06]+2 (NO3)-2
Гексацианохромат (III) гексааммин кобальта (III) ([Co+3(NH3)06]+3[Cr+3(CN-)6]-3)
- Предложить три реакции, в которые будет вступать комплексное соединение:
а)[Cu(NH3)4]SO4 (BaCl2, Na2S, H2SO4)
б) [Ag(NH3)2]OH (C2H2, HCl, H2S)
в) Na3[Cr(OH)6] (H2SO4, CO2, Na3PO4)
3. Выполнение самостоятельной работы.
1. Определить степень окисления центрального иона, назвать вещества.
I вариант II вариант
[Ag(NH3)2]OH [Ni(CO)4]
([Ni(NH3)6] (NO3)2 [Co(NH3)6][Cr(CN)6]
[Cr(H2O)6]Cl3 K2[PtCl4]
2. Составить формулы веществ
Гексахлороплатинат (IV) калия нитрат гексааммин никеля (II)
Нитрат хлоронитротетрааммин кобальта (III) гексагидроксохромат (III) натрия
Хлорид гексааммин кобальта (III) тетрахлороаурат(III) водорода
Категория: Учителю химии | Добавил: almar71 (21 Мар 2012)
Просмотров: 1681 | Теги: комплексные, соединения | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Понедельник
06 Май 2024
18:00


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz