Понедельник, 29 Апр 2024, 05:51
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю химии

Методическая разработка к уроку в 11 классе "Медь и ее соединения"
«Методическая разработка урока по химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ»

Тема урока: Медь и ее соединения

Цели урока: расширить знания учащихся о металлах на примере переходного металла меди, обобщить знания о простом веществе меди и ее соединениях с точки зрения окислительно-восстановительных и кислотно-основных свойств.

Методы: беседа, рассказ, самостоятельная работа

Оборудование и реактивы. Пробирки, зажим, спиртовка, коллекция «Металлы», медная проволока, растворы HNO3, NаOH, CuCl2, HCl, NН3(р-р).

Ход урока

1.Организационный момент. В процессе совместного обсуждения определяем цели и задачи урока.

2. Актуализация знаний.
Так как урок очень насыщен и предполагает самостоятельную работу обучающихся, что занимает много времени, актуализацию знаний проводим в течение 5 минут. 1 ученик работает на доске, разбирает строение атома меди, записывает электронно-графическую формулу, с классом проводим фронтальную беседу по следующим вопросам:
1) Положение меди в периодической системе Д.И.Менделеева
2) Возможные степени окисления
3) Вид химической связи в простом веществе и тип кристаллической решетки
4) Роль в химических реакциях (восстановитель, окислитель)
5) Получение

3. Изучение учебного материала.
Вместе с классом обсуждаем вопросы, которые следует рассмотреть на уроке, фиксируем на доске:
1) Строение атома меди
2) Физические свойства простого вещества меди
3) Химические свойства простого вещества меди
4) Соединения меди и их свойства

В процессе работы над вопросами учащиеся делают краткие записи в тетради.
1. Обсуждаем результаты работы ученика на доске по строению атома меди. Запись в тетради: электронная формула 1s22s22p63s23p63d104s1, Cu–d-элемент. Имеет два стабильных изотопа — 63Cu и 65Cu, и несколько радиоактивных изотопов.
2. Учащиеся рассматривают медные пластинки из коллекции «Металлы». В тетради записывают физические свойства: чистая медь - металл красного, в изломе розового цвета, мягкий, ковкий, tпл.=1083 °С, обладает высокой тепло- и электропроводностью (занимает второе место по электропроводности после серебра).
3. Обсуждаем вопрос о химических свойствах меди. Вывод: медь, как и все остальные металлы, ранее рассмотренные, проявляет восстановительные свойства. Учащиеся прогнозируют возможные реакции с участием меди.
Задание: дописать возможные уравнения реакций:
а) Cu + O2 →
б) Cu + Н2О →
в) Cu + HCl →
г) Cu + Hg(NO3)2 →
Демонстрация опытов (первых трех). Обсуждаем результаты опыта и самостоятельной работы: возможны реакции под пунктами а и г. Учащиеся формулируют вывод: медь - малоактивный металл, в электрохимическом ряду напряжений металлов она находится правее водорода, поэтому не будет реагировать ни с водой, ни с разбавленными растворами кислот (кроме азотной). Как восстановитель будет реагировать с неметаллами, а с растворами солей будет реагировать согласно положению металлов в электрохимическом ряду напряжений (если металл, входящий в состав соли, стоит правее меди)

Учитель дополняет знания учащихся, учащиеся самостоятельно записывают уравнения реакций:
1) Медь реагирует с галогенами. При нагревании хлор реагирует с медью с образованием темно-коричневого дихлорида CuCl2. Существуют также дифторид меди CuF2 и дибромид меди CuBr2, но дииодида меди нет. а) Cu + Cl2 = CuCl2 б) Cu + Br2 = CuBr2
2) При сплавлении меди с серой образуетcя нерастворимый в воде сульфид Cu2S, а в жидком сероуглероде реагирует при комнатной температуре: Cu + S = CuS
Сульфид меди (II) CuS выпадает в осадок, например, при пропускании сероводорода через раствор соли меди (II):
H2S + CuSO4 = CuS + H2SO4
3) На влажном воздухе медь окисляется, образуя основный карбонат меди(II):
2Cu + Н2О + O2 + CO2 = (CuOH)2CO3
4) С азотной кислотой (разб. и конц.)
а) 3Cu + 8HNO3 (разб.) = 3Cu(NO3)2 + 4H2O + 2NO↑
б) Cu + 4HNO3 (конц.) = Cu(NO3)2 + 2H2O + 2NO2↑
5) С концентрированной H2SO4
Cu + 2H2SO4(конц.) = CuSO4+ 2H2O + SO2↑
6) С разбавленными кислотами реагирует в присутствии кислорода:
2Cu + 4НCl + O2 = 2CuCl2+ 2H2O
7) C оксидами неметаллов:
t t t
а) 4Cu + SO2 → Cu2S+ 2CuO; б) 2Cu + 2NO → 2CuO +N2↑; в) 4Cu + 2NO2 → 4CuO +N2↑
8) Практическое значение имеет способность меди реагировать с растворами солей железа (III):
2FeCl3 + Cu = CuCl2 + 2FeCl2

4. К вопросу о соединениях меди также подводим учащихся в процессе обсуждения. Вопрос классу: какие степени окисления может проявлять медь в соединениях?
Опираясь на строение атома меди, учащиеся предполагают: +1 и +2.
Учащиеся самостоятельно записывают формулы соединений меди: оксидов, гидроксидов, солей.
Вопрос классу: какие свойства могут проявлять соединения меди с точки зрения окислительно-восстановительных и кислотно-основных свойств. Учащиеся, опираясь на знания об окислителях, восстановителях, кислотно-основных свойствах гидроксидов прогнозируют возможные свойства соединений меди. Ответ представляют в виде схемы:

Соединения меди

Cu+1 Cu+2
и восстановитель, и окислитель только окислитель
основные свойства основные свойства

Cu2О - красно-оранжевого цвета CuО - черного цвета
CuOH- желтый Cu(OH)2 - голубой гидроксид
CuCl – белый CuCl2 - голубой

Далее – самостоятельная работа. Учащиеся, работая с учебником, с дополнительной литературой записывают уравнения реакций, характеризующих свойства соединений меди. Работу проводим в группах: 1-я группа – соединения меди (I), 2-я группа - соединения меди (II).

Результаты работы групп обсуждаем, дополняем и фиксируем на доске и в тетрадях:

1-я группа - соединения меди (I)

Соединения меди(I)

Cu2О CuOH Соли
1) Как окислитель: разлагается в момент получения 1) диспропорционируют
Cu2+О + Н2 = 2Cu0 + Н2О 2CuОН = Cu2О+ Н2О 2Cu+Cl = Cu0 + Cu+2Cl2
2) Как восстановитель 2)комплексообразователь
2Cu2+О + О2 = 4Cu+2О CuCl + 2NН3 = [Cu(NН3)2]Cl
3) Основные свойства
Cu2О + 2НCl = 2CuCl↓+ Н2О
4) комплексообразователь
Cu2О + 4NН3 + Н2О = 2[Cu(NН3)2]ОН
преимущественно проявляет основный

2-я группа - соединения меди (II)

Соединения меди(II)

CuО Cu(OH)2 Соли
1) Как окислитель: 1) преобладают основные свойства 1) гидролизуются по катиону:
Cu+2О + Н2 = Cu0 + Н2О Cu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4+ 2Н2О Cu2+ +НОН↔ CuОН+ + Н+
2) Основные свойства 2)Но реагирует и с концентрированными (с карбонатами –необратимо)
CuО + H2SO4 = CuSO4+ Н2О растворами щелочей: 2Cu2++2СО32- + Н2О →
Сu(OH)2 + 2NaOH = Na2[Cu(OH)4] (CuОН)2СО3↓ + СО2↑
t 2) реакции обмена …(д/з)
3) Сu(OH)2 → CuО + Н2О 3) окислители:
4) окислитель: 2СuSO4+ 4КI =2СuI + I2 + 2К2SO4
2Сu(OH)2 + 4НI =2СuI + I2 + 4Н2О СuSO4+ Fe = FeSO4+ Сu↓
2Сu(OH)2 + СН3СОН → СН3СООН+ Cu2О+ 2Н2О 4) комплексообразователь
5) комплексообразователь СuSO4 + 4NН3 = [Cu(NН3)4]SO4
Сu(OH)2 + 4NН3 = [Cu(NН3)4](ОН)2 5) некоторые – разлагаются:
t
(CuОН)2СО3 → 2CuО+ СО2↑+ Н2О
t
2Cu(NО3)2 → 2CuО +4NО2↑ + О2↑

Вывод: в соединениях медь проявляет две степени окисления: +1 и +2. Соединения меди со степенью окисления +1 проявляют окислительно-восстановительные и основные свойства, склонны к диспропорционированию, устойчивы только в нерастворимых соединениях (Cu2O, CuCl, CuI и т. п.) или комплексах (например [Cu(NH3)2]+. Более устойчива степень окисления +2, которая даёт соли синего и сине-зелёного цвета. Соединения меди со степенью окисления +2 проявляют окислительные и преимущественно основные свойства. Известны соединения меди со степенью окисления +3 и даже +5.

4.Закрепление. Учащиеся выполняют задание на листочках, в конце урока проводят самоконтроль. Ответы проецируются на экране.

Часть А
1. Число электронов в ионе меди Сu2+ равно
1) 65 2) 29 3)27 4)

2. При нагревании меди с концентрированной серной кислотой образуется
1) оксид серы (IV) 2) водород 3) оксид серы (VI) 4) сероводород

3. Медь может вступать во взаимодействие с водным раствором
1) гидроксида натрия 2) хлорида кальция 3) нитрата цинка 4) азотной кислоты

4. Медь не взаимодействует с
1) разбавленной серной кислотой 2) концентрированной серной кислотой
3) разбавленной азотной кислотой 4) концентрированной азотной кислотой

5. Оксид меди (II) не взаимодействует 1) HCl 2) Н2 3) O2 4) HNO3

6. Какой из металлов вытесняет медь из сульфата меди (II)
1) Hg 2) Ag 3) Zn 4) Аu

7. Медь взаимодействует с раствором соли
1) KNO3 2) AgNO3 3) FeSO4 4) CaSO4

8. Верны ли следующие суждения о меди и ее соединениях?
А. Степень окисления меди в высшем оксиде равна + 1.
Б. Медь вытесняет серебро из раствора нитрата серебра.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9. В цепочке превращений Cu+X=CuCl2; CuCl2+NaOH=Y
веществами Х и Y соответственно являются
1) соляная кислота и гидроксид меди (II) 2) хлор и оксид меди (II)
3) хлорид калия и гидроксид меди (II) 4) хлор и гидроксид меди (II)

10. В цепочке превращений Cu+X=CuCl2; CuCl2+Y=Cu(NO3)2
веществами Х и Y соответственно являются
1) HCl и HNO3 2) HCl и AgNO3 3) Cl2 и HNO3 4) Cl2 и AgNO3

11. В схеме превращений Сu(OH)2 →A; A+H2=B; В+О2=X
веществом X является 1) CuO 2) Cu 3) Cu(OH)2 4) CuCl2

12.Наиболее электропроводным металлом является
1) медь 2) ртуть 3) серебро 4) хром

Часть В (выбрать несколько ответов)

13.Медь взаимодействует с 1) кислородом 2) разбавленной серной кислотой 3) разбавленной азотной кислотой 4) водой 5) хлором 6) гидроксидом кальция

14. Оксид меди (II) реагирует с 1) оксидом кальция 2) водой 3) серной кислотой 4) азотной кислотой 5) углеродом 6) гидроксидом натрия

15. Установите соответствие между реагирующими веществами и продуктами их взаимодействия
Реагирующие вещества Продукты взаимодействия
А) CuО + H2SO4 → 1) CuSO4 + Н2
Б) Cu + H2SO4(конц.) → 2) CuSO4 + Н2О
В) Cu + HNO3 (разб.) → 3) CuSO4 + H2O + SO2↑
Г) Cu(OH)2 + H2SO4 → 4) Cu(NO3)2 + H2O + NO↑
5) Cu(NO3)2 + H2O + NO2↑
6) Cu(NO3)2 + Н2О
Ответы:
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
ответы 3 1 4 1 3 3 2 2 4 4 1 3 135 345 2342

5. Домашнее задание: 1-е задание для всего класса:
- выучить изученную тему,
- к ОВР составить электронный баланс,
- записать уравнения реакций обмена с участием солей меди(II) в молекулярном, ионном видах;
2-е задание (индивидуальное) - подготовить слайд-презентацию о нахождении меди в природе, применении меди, ее соединений, сплавы меди, получение, медь в организме человека.
Категория: Учителю химии | Добавил: TheNuha (27 Фев 2012)
Просмотров: 3562 | Теги: 11, методическая, Разработка, классе, уроку, медь, соединения, ее | Рейтинг: 1.2/ 12 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Понедельник
29 Апр 2024
05:51


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz