Урок природоведения в 3 классе по теме: "Луг - природное сообщество. Обитатели луга. Человек и луг"
Разработку урока по природоведению прислала: Ситникова Наталья Валерьевна [n.sitnickowa@yandex.ru]
Цели и задачи урока.
1. Cформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе. Познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека.
2. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Автор УМК "Школа России": А. А.Плешаков "Природоведение", 3 класс.
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Стихотворение читает ученица:
Бежит тропинка через луг, Ныряем влево, вправо. Куда ни глянь - цветы вокруг, Да по колено травы. Зелёный луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых радужных цветов На нём разбросаны букеты. - Как вы думаете, почему я начала наш урок этим стихотворением? (В этом стихотворении говорится о красоте луга, значит, мы сегодня будем говорить о луге). Но попозже.
II. Проверка домашнего задания.
А пока я проверю, как вы подготовили домашнее задание. Откройте, пожалуйста, тетради.
Сейчас проведём графический диктант. Я читаю утверждение, а вы рисуете
Круг - если согласны, Квадрат - если не согласны. 1.Самый верхний ярус леса образован деревьями. 2.Средний ярус - это мхи и лишайники. 3.В этом сочетании не будет происходить круговорота веществ: дуб - гусеница - птица - микробы. 4.На дереве обитают кроты и землеройки. 5.Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. 6.Жуки - короеды приносят вред лесному сообществу. 7.Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу. 8.Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания. 9.Бурый медведь - хищник. 10.Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу. Ответ: круг, квадрат, квадрат, квадрат, круг, квадрат, квадрат, круг, квадрат, квадрат.
III. Взаимопроверка, оценивание, закройте пожалуйста тетради.
-Расскажите, что вы узнали из Красной книги. -Как вы думаете, что важно для лесного сообщества? (Важно, чтобы в лесу не нарушалось экологическое равновесие). -Да, очень важно, чтобы в лесу не нарушался круговорот веществ, а для этого, необходимо природное равновесие. -Молодцы! Я вижу, вы хорошо готовились дома!I IV. Работа над новой темой.
- Мы говорили о лесе как о природном сообществе. А какие ещё бывают природные сообщества, где могут вместе жить животные, насекомые, растения? (выслушиваются ответы детей). Если не сказали луг, тогда учитель даёт подсказку: - Расшифруйте слово: угл - Как вы считаете, как выглядит луг? (выслушиваются предположения детей) - Рассмотрите иллюстрацию "Луг" и послушайте:
Стихотворение читает ученица:
На лугу растёт ромашка, Лютик едкий, клевер - кашка! Что ещё? Гвоздика. Смолка, Колокольчик, хвощ - как ёлка. А ещё? Кошачьи лапки, Одуванчиковы шапки, Подорожник, васильки, Грамофончики - вьюнки, Ещё много разных травок, У тропинок, у канавок, И красивых, и пушистых, Разноцветных и душистых!
-Какие растения растут на лугу? (Ромашка, лютик, клевер, колокольчик…).
-Что объединяет все эти растения? (Это травы. Растут на открытой местности. Любят свет и тепло. Большинство растений - цветы).
-Давайте поближе познакомимся с этими растениями и не только. Сейчас вы 10 минут работаете в группах: с учебником, с атласом - определителем и со схемой "Луга".
1 группа: готовит сообщение о растениях луга. 2 группа: готовит сообщение о насекомых луга. 3 группа: готовит сообщение о птицах луга и других животных. Итак, слушаем 1 группу, что они узнали о растениях луга. А потом я проверю, насколько внимательно вы слушали.
Показ слайдов (2 - 8) и узнавание растений.
-Мы видим, что на лугу растут только травянистые растения, они невысокие. Тогда каким вы представляете животный мир луга? (Они маленькие должны быть, чтобы прятаться в траве или жить в земле).
Закройте глаза, представьте летний луг. Богат луг разнообразием животных. О них нам расскажет 2 группа. Слушаем.
Показ слайдов (9- 15) и узнавание животных. Молодцы! Вы очень внимательны.
О других животных нам поведает 3 группа.
Показ слайдов (16 -18) и узнавание птиц.
А теперь посмотрим тех обитателей луга, о которых не сказали, узнаем и прочитаем о них.
Показ слайдов (19 - 23).
Хорошо! Молодцы!
V. Обобщение.
-Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Они связаны друг с другом. Пчёлы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. Как живут обитатели луга? (Вместе, сообща).
-Как по этому можно назвать луг?
VI. Физкультминутка.
Бабочка вспорхнула Крыльями взмахнула Тут кузнечик скок-скок-скок, Пчёлка перелетает с цветка на цветок, Трясогузка хвостиком трясёт, Перепел из земли червячка достаёт, Дружно все вздохнули Мы немного отдохнули. VII. Применение знаний.
- А сейчас мы поговорим о взаимоотношениях обитателей луга и человека. Самостоятельно прочитайте статью "Луг и человек". Перескажите содержание текста друг другу в парах.
- Приведите примеры неправильного поведения человека на лугу. - Как по вине человека может нарушиться экологическое равновесие луга? VIII. Закрепление изученного.
Иллюстрация на стр. 184 - 185 учебника: запишите 2 - 3 цепи питания, сложившиеся на лугу.
Травы - гусеницы - птицы: найти животное, которое поддерживает равновесие в природном сообществе луга.
Загадки:
Что несеяно родиться? (Трава.)
На зелёной хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик.)
Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет. (Колокольчик.)
Стоит кудряшка, Белая рубашка. Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка.)
IX. Итог урока. Рефлексия.
-У вас на партах лежат цветки. Если вы отлично запомнили обитателей луга, возьмите цветок зелёного цвета, если не очень - жёлтого, если вообще не запомнили, то красного. Прикрепите их на доску.
(Таким образом, учитель отчётливо увидит насколько хорошо дети усвоили материал.)