Конспект урока. Контрольно-обобщающий урок в 6-ом классе по теме: «Цветок – соцветия. Семя – плод»
Волкова Наталья Владимировна учитель биологии МОУСОШ № 1 г. Королев Московской области
При изучении данных тем, учащимся необходимо было усвоить много понятий и терминов, научится на практике отличать семена однодольных растения от двудольных растений, уметь находить тот или иной тип соцветий на гербариях и рисунках, распознавать типы плодов и семян в коллекциях и сопоставлять их с названиями растений. Данный урок поможет активизировать мыслительную и познавательную деятельность школьников, а его необычные задания дадут возможность «оживить» и закрепить пройденный материал. Урок рассчитан на 45 минут.
Цель урока: Закрепить и систематизировать знания о цветке, плоде как генеративном органе покрытосеменных растений. Обобщить и систематизировать знания о понятиях: соцветия, плод. Продолжать развивать и закреплять навыки работы с гербариями, коллекциями плодов и семян, таблицами.
Оборудование: Модель «Цветок». Таблица «Соцветия». Коллекции семян и плодов. Таблица «Строение семян». Раздаточный материал с заданиями для каждого ученика по вариантам.
Ход урока
Учитель раздает учащимся карточки с заданиями. Все таблицы (без обозначений к ним), находятся на доске. Коллекции плодов и семян, гербарии растений раздаются на парту. Учащиеся могут использовать их при выполнении заданий. Ответы к заданиям помещены в приложении 1.
Задание 1
Ниже перечислены термины. Слева термину соответствует цифра, а справа – буква. 1. Однодольные а 7. Околоцветник ж 2. Тычиночная нить, пыльник б 8. Эндосперм з 3. Простым в 9. Однодомным и 4. Пестик г 10. Семядоли к 5. Соцветия д 11. Цветок л 6. Околоплодник е 12. Семязачатка м
Учащиеся, отвечающие на вопросы первого варианта, записывают в тетради номер вопроса и рядом – соответствующую правильному ответу цифру. Учащиеся, отвечающие на вопросы второго варианта, после номера ответа указывают соответствующую букву.
Вариант 1 1. Первые листья зародыша растения. 2. Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи. 3. Из чего развивается семя? 4. Растения, имеющие в зародыше одну семядолю. 5. Если в цветке только один пестик, то плод, развившийся из него называют… 6. Запас питательных веществ семени находится в особой запасающей ткани. Какой?
Вариант 2 1. Видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. 2. Группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. 3. Совокупность чашелистиков и лепестков. 4. Если на растении находятся и мужские и женские цветки, то растение называют… 5. Женский орган цветка. 6. Назовите составляющие тычинки.
Задание 2
Учащимся предлагается выбрать правильный вариант ответа на вопросы.
Вариант 1 1. К репродуктивным органам растения можно отнести: плоды, семена, цветки, все эти органы. 2. Зародыш фасоли включает в себя: стебель, корень, листья, все эти органы. 3. Две семядоли имеются в семенах: лука, моркови, пшеницы, всех этих растений. 4. Основную часть семени ржи занимает: зародыш, семядоля, эндосперм, оболочка. 5. Однодомные растения имеют: только пестичные цветки, только тычиночные цветки, обоеполые цветки, тычиночные и пестичные цветки на одном растении. 6. Простой околоцветник свойственен: вишне, яблоне, лилии. 7. Назовите плод, который трижды влияет на судьбу человека. 8. Двойной околоцветник свойственен: мхам, папоротникам, голосеменным, цветковым.
Вариант 2 1. Какого пола тычиночные цветки? 2. Назовите составляющие чашечку цветка. 3. Сидячие цветки свойственны: яблоне, сирени, укропу, подорожнику. 4. Однополые цветки свойственны: огурцу, вишне, пшенице, гороху. 5. Правильный цветок имеют: горох, вишня, капуста, шалфей. 6. Двойной околоцветник имеют: роза, тюльпан, орхидея. 7. Много семян имеется в плодах: подсолнечника, ржи, гороха, всех этих растений. 8. Составляющая часть околоцветника: венчик, тычинка, пестик, цветоножка.
Учащимся предлагается по смыслу закончить предложения.
Вариант 1 1. К зернобобовым растениям относят… . 2. Банан можно отнести к…. (указать жизненную форму). 3. К двулетним растениям относят… . 4. К многолетним растениям относят… . 5. Белков в особенности много в семенах… . 6. Основным запасным углеводом у растений является….
Вариант 2 1. Две семядоли имеются в семенах… . 2 .Основную часть семени ржи занимает… . 3. Мало жиров содержится в семенах… . 4. При температуре почвы 1 – 20С прорастают семена… . 5. Мелкие семена лука можно сажать на глубину… . 6. Одна семядоля содержится в семенах….
Задание 5
Расставьте буквы на свои места и угадайте заданное слово.
Вариант 1 Рассмотрите коллекции семян. Отберите в коллекции семена однодольных растений, а затем семена двудольных растений. Назовите типы плодов отобранных вами экземпляров. ( Учитель раздает коллекции семян на парты).
Вариант 2 Рассмотрите гербарии предлагаемых вам растений. Укажите тот или иной тип соцветия характерный данному растению. Назовите эти растения. ( Учитель раздает гербарии растений на парту).