Понедельник, 29 Апр 2024, 01:20
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Заботливым родителям

Ваш малыш от 0 до года
Ребенок рождается и живет в мире человеческих предметов и отношении. В них зафиксирован опыт общественной практики, и развитие малыша есть процесс овладения этим опытом.

Известный психолог Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка. Вот некоторые из них:

• Детское развитие имеет свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и меняется в разные годы. Год жизни в младенчестве не равен году в отрочестве.

• Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает и меньше умеет, а существо, обладающее своей собственной, отличной психикой.

• Каждая сторона психики ребенка имеет свой оптимальный период развития.

По Л.С. Выготскому, движущей силой развития является обучение, но оно не заменяет развития. Обучение создает зону ближайшего развития, то есть вызывает к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития. «Обучение только тогда хорошо, — писал Л.С. Выготский, — когда оно идет впереди развития».

Кризис новорожденности

Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения, ведь у него нет ни одной сложившейся формы поведения, все они развиваются уже при жизни. В этот период катастрофически меняются условия жизни, малыш появляется в мире, в котором он не ориентируется, к тому же он совершенно беспомощен физиологически. Все это могло бы привести к гибели ребенка, если бы не сложилась особая социальная ситуация его развития: рядом есть родители, которые учат его.

Любопытно, что природа как бы заставляет нас относиться к новорожденному с чувством жалости. Вот как представляется это явление Жан-Жаку Руссо (1712-1778): «Существует ли более слабое, более зависимое от окружающей среды создание, более нуждающееся в сочувствии, любви и защите, чем ребенок? Не кажется ли нам, что первые звуки, которыми его оделила природа: плач и жалобы — появляются для того, чтобы придать ему трогательную нежность, которая у всякого, кто приближается к нему, вызывает потребность оказать ему помощь».

Сон занимает 80% времени малыша. Он еще не смещен на ночное время и является образом жизни. Процесс правильного чередования сна и бодрствования формируется под влиянием условий воспитания — со временем периоды бодрствования начинают совпадать с моментами кормления.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности, — человеческое лицо. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное открытие периода новорожденное — комплекс оживления. Комплекс оживления — это эмоционально положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Комплекс оживления — это первый акт поведения и первый акт общения, поскольку он является попыткой воздействовать на взрослого.

Стадии младенчества

Ребенок еще ничего не может без взрослого человека. Однако то обстоятельство, что мама и внешний мир являются для ребенка одним и тем же, приводит к возникновению нового типа деятельности — непосредственного эмоционального общения ребенка и матери, когда малыш может выражать свои чувства и получать на них ответ. Как показали исследования Д.Б. Эльконина, особенность этого этапа состоит в том, что ребенок усваивает первые формы воздействия на взрослого. Голосовые реакции приобретают характер эмоционально активного призыва: хныканье становится возможностью самовыражения и попыткой повлиять на взрослого. Общение с родителями носит эмоционально положительный характер: ребенок учится радоваться. Это создает у него положительный тонус, который является признаком физического и психического здоровья.

Период младенчества состоит из двух подпериодов: первый — до 5-6 месяцев, второй — от 5-6 до 12 месяцев.

Первый подпериод характеризуется тем, что идет интенсивное развитие сенсорных систем (органов чувств). В первое полугодие появляются такие формы будущих ориентировочных реакций, как сосредоточение, слежение, круговые реакции. В четыре месяца появляется реакция на новизну, которая заключается, например, в длительном удержании взгляда на новом предмете. Развивается слуховое восприятие, в частности, реакция на голос матери. Уже в первые месяцы появляются разные типы голосовых реакций: гуление, туканье, лепет. При правильном и достаточном общении ребенка и взрослого звуки, которые издает малыш, соответствуют звукам родной речи. Взрослый постоянно общается с ребенком (разговаривает, ласкает), то есть насыщает ребенка новыми раздражителями. Если этого не происходит, то дефицит общения приводит к нарушениям в психическом развитии ребенка.

Примерно в пять месяцев происходит перелом в развитии малыша. И начинается второй подпериод младенческого возраста. Он связан с возникновением акта хватания — первого организованного, направленного действия. Акт хватания организуется взрослым и рождается как совместная деятельность ребенка со взрослым. Для того чтобы возникло хватание, необходимо следующее: рука должна превратиться в орган осязания и «раскрыться». Первоначально кисть ребенка сжата в кулачок. «Пока рука не превратилась в орган перцепции, восприятия, — пишет известный психолог Л.Ф.Обухова, — она (рука) не может стать органом хватания». Это действие осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету. На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования предметом, а в возрасте от 4 до 7 месяцев ребенок осуществляет простое перемещение предмета, может извлекать из него звуки.

В возрасте 7-10 месяцев малыш уже может манипулировать двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соотнося между собой. К концу младенческого возраста (с 10-11 до 14 месяцев) возникает этап так называемых функциональных действий: это более совершенные действия, например, нанизывание, открывание, вкладывание.

Манипулирование ребенка игрушками — это не спонтанные действия, а, как считает известный психолог Д.Б. Эльконин, скрытая совместная деятельность. Малыш овладевает новыми формами поведения, его направляет взрослый, предлагая игрушку и показывая, как обращаться с ней. Хватание, направленное на предмет, стимулирует возникновение собственного опыта обращения с предметами.

Когда ребенок садится, появляются предметы, к которым притронуться нельзя. Малыш тянется к чему-либо, но получить это можно только с помощью взрослого. Психологи назвали такой вид общения с предметами — ситуативно-деловым. Начиная со второго полугодия жизни ребенок хочет, чтобы взрослый «сотрудничал» с ним в деле, организовывал, помогал ему в трудную минуту, подбадривал при неуспехе, хвалил за достижения. Дети требуют доброжелательного внимания взрослого, но и «этого не достаточно», говорит психолог М.И. Лисина. Малышам необходимо, «чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и активно участвовал в этом процессе». Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест. Он уже направлен на конкретный предмет и содержит в себе зародыш слова.

К 9 месяцам (начало кризиса 1-го года) малыш начинает ходить. Как подчеркивает Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что она расширяет пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба — первое основное новообразование младенческого возраста.

Второе новообразование возраста — появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким. Она специфична по своей структуре и состоит из обрывков слов. Но какой бы она ни была, речь ребенка на этом этапе представляет собой новое качество, которое свидетельствует о том, что прежняя ситуация развития малыша (зависимость и беспомощность) распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок.
Категория: Заботливым родителям | Добавил: ZarZar (04 Апр 2012)
Просмотров: 652 | Теги: ваш, до, малыш, От, года | Рейтинг: 1.0/ 4 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Понедельник
29 Апр 2024
01:20


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz