Четверг, 16 Май 2024, 01:30
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Высшая математика [11]
Экономическая социология [95]
Основы Менеджмента [64]
Бухгалтерский учёт [157]
Философия [163]
Мировая Экономика [603]
Бизнес планирование [29]
Финансирование и кредитование инвест [105]
Ценообразование [46]
Гражданское право [196]
Права Человека [173]
Основы Маркетинга [207]
Основы энергосбережения [55]
Информатика [0]
Экология и устойчивое развитие [0]
Физика для студентов [0]
Основы права [0]
Политология [0]
Не стандартные примеры на Delphi [169]
Примеры на Delphi7 [108]
Алгоритмы [94]
API [110]
Pascal [152]
Базы Данных [6]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51636


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Студентам » Мировая Экономика

ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Понятие конкурентоспособности достаточно широкое. Оно означает как условие реализации товаров и услуг, так и, например, оценку инвестиционного климата для привлекаемого ино-странного капитала.
Если рассматривать конкурентоспособность, как важнейший фактор реализации товаров и услуг на мировом рынке или способность сохранять за собой часть внутреннего рынка в усло-виях притока товаров извне, можно выделить четыре уровня кон-курентоспособности, которые все вместе и определяют, в конеч-ном счете, конкурентоспособность товара на мировом рынке. Первый уровень – это конкурентоспособность самого товара, второй – конкурентоспособность фирмы, третий – конкурен-тоспособность отрасли и четвертый уровень – конкуренто-способность страны [12 с.155-156].
Конкурентоспособность товара
Конкурентоспособность товаров – способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам поку-пателей в сравнении с другими аналогичными товарами. Кон-курентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товаров его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами то-варов. Кроме того, на конкурентоспособность влияют: мода, предпродажный и послепродажный сервис, реклама, имидж про-изводителя, ситуация на рынке, колебания спроса.
Конкурентоспособность продукции – способность про-дукции отвечать требованиям данного рынка в рассматри-ваемом периоде.
Факторы конкурентоспособности:
» технические (прочность, безопасность, эстетические характеристики, безопасность, функциональность);
» технико-экономические (надежность, материалоем-кость, энергоемкость, удобство монтажа);
» организационно-коммерческие (цена, условия платежа, сроки поставки, Incoterms, эффективность маркетинга и рекламы, уровень допродажного и послепродажного сервиса, сертификация товара);
» деловая репутация изготовителя.
Т.о. конкурентоспособность товара определяется главным образом его качеством и ценой. Центральное место в поддержании конкурентоспособности принадлежит совершенствованию про-изводства и повышению технического уровня продукции. Но реальная возможность реализации продукции зависит от органи-зации всей деятельности фирмы – от подготовки производства до послепродажного обслуживания товара, которую М.Портер на-звал цепочкой ценности фирмы. Речь идет об обеспечении поста-вок сырья, непосредственного производства продукции, ее сбыта и связанных и связанных с этим операциях по маркетингу и по-слепродажному обслуживанию. Качественное выполнение этих работ – важное условие поддержания конкурентных преимуществ фирмы и реализуемых ее товаров [12 с.201-202].
Главное в поддержании конкурентоспособности – сохра-нение преимуществ в техническом уровне производства, а это оз-начает постоянный поиск путей совершенствования продукции, технологии ее производства, стремление найти новые изделия, в производстве которых фирма будет опережать своих конкурентов [12 с.157].
Конкурентоспособность фирмы
Конкурентоспособность фирмы – способность фирмы к выживанию, устойчивому экономическому росту в быстро-развивающихся рыночных условиях.
Конкурентоспособность фирмы зависит от быстроты, гибкости реагирования фирмы на изменяющийся рыночный спрос, а также от состояния и уровня развития ее материально-технической базы.
Факторы, влияющие на конкурентоспособности фирмы, можно условно разделить на две группы [9 с.124-126]:
» Макроэкономические факторы охватывают характер государственного регулирования экономики, состояние конку-рентной среды на национальном рынке в целом, а также на рынках тех или иных отраслей, обменный курс валют, дисконтную политику, налоговое бремя, степень стабильности социальной сферы и т.д.;
» Микроэкономические факторы включают основные фонды, рабочую силу, технологические возможности, управление, а также коммуникации и инфраструктуру.
Характер стратегии фирмы определяется спецификой про-дукции. Сбыт одних товаров в большей степени ориентирован на внутренний рынок, в то время как других – на мировой рынок. Во втором случае для фирмы важно определить соотношение произ-водства товаров у себя в стране («дома») и за рубежом. Выбор стратегии, ориентированной на экспорт и на зарубежное инве-стирование, связан как с характером продукции, так и с политикой в странах – потенциальных покупателей товара. Размещение части производства за рубежом требует хорошо отлаженной ко-ординации деятельности фирмы [12 с.202].
Конкурентоспособность отрасли
Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее конкретных преимуществ, позволяющих создавать, производить (с издержками не выше мировых) продукцию (услуги) высокого качества, отвечающую требованиям покупателей относительно потребительской ценности товаров, их рыночной новизны и стоимости (цены), поставлять их на мировой рынок в сроки, диктуемые рыночной ситуацией.
Если два первых уровня конкурентоспособности – конку-рентоспособность товара и фирмы – имеют значение для борьбы не только за внешний, но и за внутренний рынок, конкурентоспо-собность отрасли есть фактор, влияющий на успешность борьбы компании данной отрасли на мировом рынке.
Исходным для конкурентоспособности отрасли является на-личие в стране тех или иных факторов производства. Конкуренция – это не равновесное состояние, а процесс, в ходе которого влияние факторов производства может меняться. Конечно, для отдельных отраслей природные ресурсы остаются важным фак-тором развития (например, полезные ископаемые – обязательное условие для добывающих отраслей промышленности, значитель-ные массивы плодородных земель в США позволяют сохранять положение крупного экспортера сельскохозяйственной продук-ции) [12 с.162].
Конкурентоспособность отрасли во многом обуславливается традициями производства соответствующих товаров в стране и накоплением технологий, обеспечивающих высокое качество и приемлемые цены (например, производство часов в Швейцарии или парфюмерно-косметической продукции во Франции). Однако в условиях ускоренного развития научно-технического прогресса положение отрасли в национальной экономике, да и в мире быстро изменяется. Конкурентоспособность отрасли и экономики страны определяют условия, существенно влияющие на конку-рентоспособность фирмы данной отрасли и ее продукции. В на-стоящее время все большее значение имеет не наличие факторов производства, а их использование. Для конкурентоспособности отрасли существенное значение имеет подготовка кадров, собст-венная научно – техническая база. Хотя совершенствование тех-нологии осуществляется первоначально в рамках отдельных ком-паний, передача знаний и опыта в отрасли идет более интенсивно, чем между странами. Конкурентная борьба в отрасли стимулирует технический прогресс. Для конкурентоспособности отрасли важен характер спроса на ее продукцию с точки зрения не только его величины, но и ориентации на отдельные сегменты рынка, что приводит к специализации отрасли, которая отражается на ее роли в мировом масштабе. [12 с.168].
Конкурентные преимущества отрасли во многом зависят от состояния в стране родственных и сопутствующих отраслей. Если они конкурентоспособны в мировом масштабе, то и уровень основной отрасли поднимается. Развитие основных и сопутст-вующих отраслей стимулируется их сотрудничеством, совместной разработкой новой продукции [12 с.202].
Национальная конкурентоспособность
Конкурентоспособность национальной экономики озна-чает способность страны, как геополитического субъекта, обеспечивать самостоятельное политическое развитие и удерживать устойчивые позиции в экономическом соперниче-стве с другими странами. Конкурентоспособное национальное хозяйство в состоянии производить и реализовывать на внутрен-нем и внешнем рынках товары и услуги, соответствующие по объ-ему и структуре платежному спросу субъектов хозяйствования и отдельных физических лиц, что обеспечивает экономический рост и повышение уровня и качества жизни.Понятие «конкурентоспособности государств» было введено в научный оборот профессором Гарвардской школы бизнеса М.Портером в вышедшей в 1990г. монографии «Конкурентные преимущества наций». Система четырех показателей, по Портеру, охватывает конкурентную среду отечественных фирм и включает: 1) факторные условия; 2) условия внутреннего спроса;
3) родственные и поддерживающие отрасли; 4) структуру и стра-тегию фирм, внутриотраслевую конкуренцию. Соответственно, наличие и эффективное использование того или иного параметра и предопределяет успех страны в международной конкуренции [20 с.8-9].
Национальная конкурентоспособность, конкурентоспособ-ность страны имеет огромное значение для конкурентоспособно-сти всех ее товаров, фирм, отраслей на мировом рынке.
Факторы, определяющие конкурентоспособность страны, можно разбить на ряд групп.
Первая группа – наделенность страны факторами производ-ства: землей (природными ресурсами), рабочей силой и капиталом.
Вторая группа – технический уровень производства и на-циональный уровень производительности труда, который связан как с общей технической культурой в стране, так и квалификацией работников.
Третья группа, роль которой значительно повысилась в со-временных условиях, – национальный уровень подготовки кадров и научно-технический потенциал страны.
Четвертая группа – общеэкономическая ситуация в стране, средняя норма прибыли как главный источник финансирования развития, система аккумуляции сбережений в стране и их исполь-зования для капиталовложений, эффективность функционирова-ния банковской системы и других финансовых институтов, по-зволяющие компаниям использовать для совершенствования производства и организации выпуска новых изделий привлеченные средства, и т.д.
Пятая группа – связана со сложившимся в стране уровнем жизни, что определяет средний уровень заработной платы и дру-гих социальных выплат населению, а также общих расходов на социальную сферу (образование, здравоохранение и т.д.).
Шестая группа – связана с деятельностью национального государства (государство стимулирует капиталовложения в стра-не, совершенствует налоговую систему, способствует развитию научных исследований (фундаментальные и прикладные), финан-сируя программы развития новых отраслей, государственные во-енные заказы. Государство стимулирует развитие новейших тех-нологий, совершенствует систему образования в стране, поощряет сотрудничество между национальными фирмами, развитие кооперации между ними, а также слияния и поглощения в целях укрепления их международных позиций и т.д.) [12 с.169-170].
Конкурентоспособность страны в соответствии с теорией М.Портера в своем развитии проходит ряд стадий [12 c.202-203]:
» на основе имеющихся в стране факторов (природные ре-сурсы, включая земельные ресурсы и климатические условия, численность рабочей силы);
» на основе капиталовложений (развитие отрасли, уже по-лучившей развитие в других странах, формирование инфраструк-туры);
» на основе нововведений (создание принципиально новых продуктов и отраслей);
» на основе богатства, когда конкурентоспособность под-держивается за счет созданного ранее, а страна утрачивает спо-собность к совершенствованию производства, развитию нововве-дений.
Важную роль в обеспечении устойчивых позиций нацио-нальной экономики и ее хозяйствующих субъектов на мировых рынках играет государство. По сути, вся экономическая политика государства направлена на повышение национальной конкурен-тоспособности. Государство стимулирует инвестиционный про-цесс в стране; совершенствует налоговую систему; финансирует не только фундаментальные, но и прикладные исследования; под-держивает и повышает национальную конкурентоспособность че-рез регулирование валютного курса; осуществляет импортозаме-щение и стимулирование экспорта
Категория: Мировая Экономика | Добавил: Wrecker (13 Мар 2012)
Просмотров: 1080 | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
16 Май 2024
01:30


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz