Государственное регулирование платежного баланса – это совокупность экономических, в том числе валютных, финан-совых, денежно-кредитных мероприятий государства, направ-ленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытия сложившегося сальдо. Платежный баланс является одним из объектов государст-венного регулирования по следующим причинам: » платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерно активном сальдо – у других; » после отмены золотого стандарта в 30-х годах прошлого столетия стихийный механизм выравнивания платежных балансов путем ценового регулирования действует слабо, поэтому здесь требуются целенаправленные государственные меры; » в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государст-венного регулирования экономики (наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы). Материальной основой регулирования платежного ба-ланса служат: » государственная собственность, в т.ч. официальные зо-лотовалютные резервы; » значительная доля (до 40-50%) национального дохода, перераспределяется через государственный бюджет; » непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспорта капитала, кредитора, гаранта, заемщика; » регламентация внешнеэкономических операций с по-мощью нормативных актов и органов государственного контроля. Государство использует специальные меры, оказывающие воздействие на платежный баланс в ходе формирования его ос-новных частей – торгового баланса, баланса «невидимых» опера-ций, движения капитала. Регулирование платежного баланса Важным объектом регулирования является торговый ба-ланс. Для этого государство осуществляет следующие мероприя-тия: » стимулирует экспорт на стадии реализации товаров путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.); » предоставляет целевые экспортные кредиты для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков; » страхует экспортеров от экономических и политических рисков; » вводит льготный режим амортизации основного капитала; » предоставляет иные финансово-кредитные льготы в об-мен на обязательство выполнять определенную экспортную про-грамму. В целях регулирования платежных поступлений по «неви-димым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры: » ограничение норм вывоза валюты туристами данной страны; » прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов; » расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.; » регулирование миграции рабочей силы, в частности ог-раничение въезда иммигрантов для сокращения переводов ино-странных рабочих, и т.д.Регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии нацио-нальных монополий, а с другой – на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репат-риации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятель-ность государства как экспортера капиталов, создающие благо-приятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечи-вают страхование коммерческого и политического риска. Регулирование платежного баланса при его дефиците. При дефицитном платежном балансе предпринимаются мероприятия с целью: » стимулирования экспорта; » сдерживания импорта товаров; » привлечения иностранных капиталов; » ограничения вывоза капиталов. Методы регулирования платежного баланса при его де-фиците: 1. Дефляционная политика, которая направлена на со-кращение внутреннего спроса. Она предусматривает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, за-мораживание цен и заработной платы. 2. Девальвация – понижение курса национальной валюты, направленное на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. 3. Валютные ограничения – блокирование выручки экс-портеров в иностранной валюте, лицензирование продажи ино-странной валюты импортерам, сосредоточение валютных опера-ций в уполномоченных банках. Все эти меры направлены на уст-ранение дефицита платежного баланса путем ограничения экс-порта капитала и стимулирования его притока, сдерживания им-порта товаров. 4. Меры финансовой и денежно-кредитной политики. Для уменьшения дефицита платежного баланса также использу-ются: бюджетные субсидии экспортерам; протекционистское по-вышение импортных пошлин; отмена налога с процентов, выпла-чиваемых иностранным держателям ценных бумаг, и др. При активном платежном балансе государственное регули-рование направлено на устранение нежелательного чрезмерно ак-тивного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы (фи-нансовые, кредитные, валютные, ревальвация и др.) используются с целью: » расширения импорта; » сдерживания экспорта товаров; » увеличения экспорта капиталов (в том числе в форме кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения им-порта капиталов. Кроме того, активное сальдо платежного баланса исполь-зуется государством для: погашения (в том числе досрочного) внешней задолженности страны; предоставления кредитов ино-странным государствам; увеличения официальных золотовалют-ных резервов; вывоза капитала в целях создания второй экономики за рубежом.