Экономическая социология как отрасль социологического знания
Экономическая социология как наука оформилась в 50-е годы в США в качестве своеобразного ответа на целый ряд вопросов, неразрешимых с точки зрения «чистой» экономической теории или социологии управления. По мнению Т.Н. Заславской и Р.В.Рывкиной, основными предпосылками ее возникновения послужили широкий круг идей и концепций, выработанных в рамках экономической науки; система социологических категорий, разработанных в рамках общей социологии, и достаточно развившаяся к середине 50-х гг. прикладная социология. Экономическая социология вскрывает и описывает социальные механизмы, от которых зависит протекание экономических процессов, влияние социальных регуляторов на экономическое развитие.
Сегодня создаются кафедры экономической социологии в ведущих вузах, работают специализированные Советы и крупные исследовательские подразделения. Открываются постоянные рубрики <Экономическая социология> в академических журналах. Наблюдается возрастающий интерес к экономико-социологическим методам в среде не только социологов, но и профессиональных экономистов.
Все же в более общем виде:
1. Экономисты – экономическая социология изучает макроэкономические закономерности развития общества.
2. Социологи – изучают социальные отношения в сфере экономики и экономическое поведение – изучает внеэкономические аспекты социологии.
Объект: экон сфера жизнедеятельности общества, включающая все виды пр-ва, распредел, обмена, потребления материальных благ, необходимых для жизнедеятельности людей.
Предмет: социальная реальность в сфере экономических отношений на уровне личности (эк и неэк человек в многообразии его ролей), социальных групп (взаимод территор, профессионал, демографических групп), институтов (собственность, торговля, банки).
Проблематика: экономической системы, соу группы и институты в экон сфере, эк сознание и культура, эк поведение, эк конфликты, деньги как соц-экономический регулятор поведения, соц экон стратиф и мобильность, труд и трудовые отношения, проблемы занятости – безработицы, предпринимательство, гендерная ассиметрия в экономической сфере.
Структура: социология труда, бизнеса, занятости, бедности, маркетинга, страхования, финансово-банковской сферы, домохозяйств, управления, города, села, потребления, региональная.
Категориальный аппарат: основан на поведенческом подходе. Главная категория – экономическое поведение, которое рассматривается как рез-т реализации социологических ролей в экономике; экономическая роль (производ повед-е, трудовое, коммерческое, страховое, налоговое и др.); с позиций структурных парадигм ключ понятия: эк институт, культура, сознание, социальный механизм развития экон. АФ