Бухгалтерский учет: Учет и налогообложение в торговых организациях потребительской кооперации
УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Одним из основных видов деятельности организаций потребительской кооперации является осуществление торговой деятельности, а именно розничная и оптовая торговля. Организация учета и налогообложения торговой деятельности имеет ряд особенностей, которые и будут рассмотрены в данной статье.
Пополнение оборотных средств
В соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 04.07.2001 № 989 «О мерах по оздоровлению финансового состояния организаций, осуществляющих торговую и торгово-производственную деятельность» торговые организации потребительской кооперации, включенные в перечень, утвержденный Минторгом РБ от 30.07.2001 № 31, проводят дооценку остатков товаров народного потребления до уровня цен последнего приобретения аналогичных товаров или до цен товаропроизводителей РБ на момент реализации этих товаров с отнесением образовавшейся суммы дооценки на пополнение оборотных средств. Кроме того, данным нормативным документом определено, что предприятия, занимающиеся розничной и оптовой торговлей, направляют на пополнение оборотных средств 6% валового дохода, полученного от реализации товаров и услуг. В бухгалтерском учете направление средств на пополнение собственных оборотных средств в размере 6% валовых доходов, полученных от реализации товаров, отражается следующими записями:
|———————————————————————————————————–————————————————–——————————————¬ | Содержание операции | Дебет | Кредит | |———————————————————————————————————+————————————————+——————————————| |Отражение средств, направленных на | 90, | 83, | |пополнение собственных оборотных | субсчет | субсчет | |средств в размере 6% валовых | «Отчисления | «Отчисления | |доходов, полученных от реализации | 6% от валовых |6% от валовых | |товаров | доходов в фонд |доходов в фонд| | | пополнения | пополнения | | | собственных | собственных | | | оборотных | оборотных | | | средств» | средств» | |———————————————————————————————————+————————————————+——————————————|
При этом под валовым доходом понимается выручка от реализации товаров народного потребления за вычетом стоимости их приобретения, комиссионного оборота, сумм налогов, сборов и иных обязательных отчислений, уплачиваемых из выручки от реализации товаров. При определении групп товаров, относящихся к товарам народного потребления (потребительским), для исчисления отчислений в размере 6% следует руководствоваться Методическими указаниями по формированию и учету показателя объема производства потребительских товаров, утвержденными постановлением Минстата РБ от 05.12.2003 № 245. В соответствии с п.6 Положения о порядке использования организациями, осуществляющими торговую и торгово-производственную деятельность, отчислений в размере 6 процентов валовых доходов, направляемых на пополнение собственных оборотных средств, и отражения их в бухгалтерском учете и отчетности, утвержденного постановлением Минторга РБ от 30.07.2001 № 32, отчисления 6% производятся ежемесячно от фактически полученных валовых доходов за текущий месяц, подлежат накоплению в качестве источника пополнения собственных оборотных средств и используются в обороте на создание производственных запасов и товаров.
Формирование затрат предприятий потребительской кооперации
Отнесение торговыми организациями потребительской кооперации затрат на себестоимость товаров (работ, услуг) имеет ряд особенностей. Так, в соответствии с приказом Минторга РБ от 17.07.1998 № 12-01-01/210 «Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по предприятиям торговли и общественного питания» торговые организации потребительской кооперации вправе дополнительно включать в себестоимость: нормируемые отходы, образующиеся при подготовке к розничной продаже всех видов колбас, мясокопченостей, согласно нормам товарных потерь, утвержденным Минторгом от 02.04.1997 № 42, Белкоопсоюзом от 02.04.1997 № 42/35 и согласованным с Минфином от 07.04.1997 № 03-12/430 и Минэкономики РБ 10.04.1997; потери, связанные с зачисткой сливочного масла, крошением карамели обсыпной и сахара-рафинада (согласно вышеназванным нормам). Расходы на содержание аппарата управления. Согласно постановлению Совета Министров РБ от 26.05.1999 № 786 «О финансировании содержания аппарата управления потребительских обществ и потребительских союзов» аппарат управления потребительских обществ и потребительских союзов содержится за счет внутрихозяйственных отчислений предприятий и организаций потребительской кооперации с отнесением их на себестоимость продукции (работ, услуг) соответствующих предприятий и организаций. Расходы на содержание аппарата управления потребсоюзов, управлений потребсоюзов и объединений покрываются за счет внутрихозяйственных отчислений, начисляемых за счет доходов унитарных предприятий и структурных подразделений (филиалов своего хозяйства). Предприятия собственного хозяйства потребсоюза или райпо производят внутрихозяйственные отчисления в установленных размерах с отнесением их на издержки обращения или производства. Номенклатура расходов на содержание аппарата управления потребсоюзов и других органов включает: расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря и легкового транспорта; расходы на рекламу; расходы на ремонт основных средств; экологический налог; налог на землю; чрезвычайный налог и отчисления в фонд занятости; расходы на оплату труда; отчисления на государственное социальное страхование; амортизация основных средств и износ нематериальных активов; прочие расходы. Унитарные предприятия и структурные подразделения потребсоюзов и райпо начисление внутрихозяйственных отчислений отражают следующим образом:
Потребительские общества внутрисистемные отчисления на содержание аппарата управления также включают в издержки обращения или производства, а учет расчетов с потребсоюзом по ним ведут на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Инновационный фонд. Согласно ст.45 Закона РБ от 29.12.2003 № 259-З «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» (далее - Закон № 259-З) Белорусскому республиканскому союзу потребительских обществ разрешено в 2004 г. образовывать инновационные фонды за счет отчислений в размере до 0,25% от себестоимости товаров (работ, услуг) организаций потребительской кооперации с отнесением начисленных средств на себестоимость. По решению Совета Министров РБ норматив отчисления в инновационный фонд может быть увеличен. Направления и цели использования инновационного фонда определяются Правительством. Сумма начисленных процентов за хранение средств инновационных фондов в банках после уплаты в установленном порядке налогов направляется в доход инновационного фонда. В потребительской кооперации в формировании инновационного фонда участвуют унитарные предприятия хозяйств райпо и потребсоюзов, а также потребительские общества. Отчисления в инновационные фонды вышестоящих потребсоюзов относятся ими на издержки обращения или производства отчетного месяца и подлежат оплате не позже последней даты месяца, следующего за отчетным. В составе себестоимости товаров (работ, услуг) средства, перечисленные в инновационный фонд, отражаются промышленными организациями по статье «Прочие производственные расходы», другими организациями - по статье «Прочие расходы»:
|————————————————————————————————————–———————————————–——————————————¬ | Содержание операции | Дебет | Кредит | |————————————————————————————————————+———————————————+——————————————| |Исчислены средства в инновационный | 20, 23, 44 | 68 | |фонд | | | |————————————————————————————————————+———————————————+——————————————| |Перечислены средства | 68 | 51 | |в инновационный фонд | | | |————————————————————————————————————+———————————————+——————————————|
Получение средств из инновационного фонда в бухгалтерском учете отражается следующим образом:
|————————————————————————————————————–———————————————–——————————————¬ | Содержание операции | Дебет | Кредит | |————————————————————————————————————+———————————————+——————————————| |Получены средства из | 51 | 86 | |инновационного фонда | | | |————————————————————————————————————+———————————————+——————————————|
Зачет платежей в инновационный фонд в счет предстоящих поступлений средств из инновационного фонда облпотребсоюза или Белкоопсоюза производится в соответствии с утвержденными сметами финансирования мероприятий на основании актов выполненных работ и актов сверки расчетов.
|————————————————————————————————————–———————————————–——————————————¬ | Содержание операции | Дебет | Кредит | |————————————————————————————————————+———————————————+——————————————| |На сумму взаимозачета поступлений | 68 | 86 | |из инновационного фонда | | | |————————————————————————————————————+———————————————+——————————————|
Белкоопсоюз и облпотребсоюзы аккумулируют средства инновационных фондов и учитывают их на счете 86 «Целевое финансирование». Средства инновационных фондов могут направляться на: финансирование мероприятий по развитию производства товаров (работ, услуг); строительство и реконструкцию зданий, инженерных и транспортных коммуникаций и сооружений; финансирование отраслевых программ по энергосбережению, мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования; погашение имеющейся задолженности по иностранным кредитам, привлеченным под гарантии Правительства РБ. Смета расходования средств инновационного фонда утверждается постановлением правления облпотребсоюза или Белкоопсоюза, и его использование в учете отражается следующими записями:
|————————————————————————————————————–———————————————–——————————————¬ | Содержание операции | Дебет | Кредит | |————————————————————————————————————+———————————————+——————————————| |Переданы средства из инновационного | 86 | 51 | |фонда нижестоящим организациям | | | |————————————————————————————————————+———————————————+——————————————| |На сумму профинансированных | 86 | 86 | |капитальных вложений и других | | | |мероприятий по развитию | | | |производства товаров, работ и услуг | | | |————————————————————————————————————+———————————————+——————————————|
Остатки средств фонда, не использованные в отчетном году, расходуют согласно смете в последующие периоды. Белкоопсоюз и облпотребсоюзы могут проводить с нижестоящими организациями зачет сумм, подлежащих перечислению в инновационные фонды, в счет выделенных средств по смете из данного фонда. Зачет сумм оформляют актом зачета взаимных требований.
|————————————————————————————————————–———————————————–——————————————¬ | Содержание операции | Дебет | Кредит | |————————————————————————————————————+———————————————+——————————————| |Принимаемые к зачету суммы | 76, 79 | 86 | |отчислений, начисленные нижестоящей | | | |организацией | | | |————————————————————————————————————+———————————————+——————————————| |Зачет сумм, выделяемых организации | 86 | 76, 79 | |из инновационного фонда по смете | | | |финансирования мероприятий | | | |————————————————————————————————————+———————————————+——————————————|
Нижестоящие организации суммы, полученные из инновационного фонда, отражают следующим образом:
|————————————————————————————————————–———————————————–——————————————¬ | Содержание операции | Дебет | Кредит | |————————————————————————————————————+———————————————+——————————————| |Полученные из инновационного фонда | 51, 68 | 86 | |суммы | | | |————————————————————————————————————+———————————————+——————————————|
Средства инновационных фондов, необоснованно полученные или использованные не по целевому назначению, подлежат возврату в соответствующий фонд по решению налоговых и финансовых органов со взысканием в бесспорном порядке с лиц, допустивших нарушения, в доход соответствующего бюджета штрафа в размере суммы использованных не по целевому назначению средств. Отчисления на подготовку кадров. В соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 09.06.1998 № 909 «Об установлении нормативов отчислений на подготовку кадров и содержание учебных заведений потребительской кооперации» субъектам хозяйствования потребительской кооперации разрешено производить отчисления на подготовку кадров в средних специальных и высших учебных заведениях и на содержание учебных заведений потребительской кооперации по нормативам объема товарооборота произведенной продукции в следующих размерах.
|————————————————————————————————————————————————–——————————————————¬ | Показатели |Предельный размер | | | отчислений от | | | фактических | | | объемов (в | |————————————————————————————————————————————————+——————————————————| |Розничный товарооборот без учета налога с | 0,3 | |продаж | | |————————————————————————————————————————————————+——————————————————| |Оптовый оборот | 0,1 | |————————————————————————————————————————————————+——————————————————| |Заготовительный оборот | 0,15 | |————————————————————————————————————————————————+——————————————————| |Производство товарной продукции в действующих | 1,0 | |отпускных ценах и выручка от оказанных услуг | | |на рынках | | |————————————————————————————————————————————————+——————————————————| |Выручка от выполненных строительно-монтажных | 0,5 | |работ подрядными организациями, реализации | | |продукции звероводства, оказанных транспортных, | | |проектно-конструкторских, информационно- | | |вычислительных и других работ (услуг) | | |————————————————————————————————————————————————+——————————————————|
Такие расходы отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 97 и кредиту счетов 51, 76 на суммы, перечисленные учебным заведениям за обучение. Отнесение на себестоимость затрат в пределах норм отражается записью по дебету счетов 20, 26 и др. и кредиту счета 97. Списание расходов, превышающих предельные установленные нормы, производится по дебету счета 84 и кредиту счета 97.
Налог на добавленную стоимость
Специфика работы розничной торговли и общественного питания предприятий потребительской кооперации определила особенности не только бухгалтерского учета их деятельности, отнесения затрат на себестоимость, но и исчисления налога на добавленную стоимость. Организации потребительской кооперации исчисляют и уплачивают налог на добавленную стоимость в соответствии с Законом РБ от 19.12.1991 № 1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» и Инструкцией о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.01.2004 № 16, с изменениями и дополнениями. Следует обратить внимание бухгалтеров на отдельные особенности исчисления НДС торговыми организациями. Рассмотрим на условных примерах порядок исчисления НДС при осуществлении предприятиями торговой деятельности. Пример 1 Предприятием приобретена водка белая в количестве 1000 бутылок по цене 3410 руб. за бутылку, включая НДС. В отчетном периоде водка была реализована. Выручка составила 4162 тыс.руб., включая НДС. Налоговая база для исчисления НДС составит 752 тыс.руб. (4 162 000 - 3410 х 1000), налог по реализации - 115 тыс.руб. (752 х 15,25%). Налоговая база при осуществлении посреднической деятельности (комиссионной торговли) определяется как сумма, полученная в виде вознаграждений, сборов и (или) других платежей по договорам поручения, комиссии или консигнации либо иным аналогичным договорам. Пример 2 Предприятием получен товар на комиссию. Комиссионное вознаграждение установлено в размере 5% от суммы реализованного товара. Данный товар реализован за 236 тыс.руб., включая НДС - 36 тыс.руб. Налоговая база для исчисления НДС у комиссионера составит 10 тыс.руб. ((236 - 36) х 5%), налог по реализации - 1,8 тыс.руб. (10 х 18%). Особенностью при исчислении налога организациями розничной торговли является то, что им предоставлено право производить исчисление НДС исходя из расчетной ставки, определенной делением суммы налога по товарам, имеющимся в отчетном налоговом периоде, на стоимость этих товаров (с учетом всех налогов, сборов и отчислений, взимаемых при реализации товаров (продукции)), включая товары, освобожденные от НДС. Для этого необходимо обеспечить ведение учета реализуемых товаров по ценам реализации, а также отдельный учет налога, включаемого в цену товара. При отсутствии отдельного учета исчисление налога производится по ставке 18%. При наличии раздельного учета возможно определение суммы налога по отдельной группе (виду) товаров, по каждому пункту розничной торговли. В этом случае налоговая база и сумма налога, отражаемые в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, определяются суммированием налоговых баз и сумм налога. В случае изменения стоимости товара соответственно корректируется сумма налога, включенная в цену. При отсутствии данных о сумме налога, приходящейся на сумму скидки или наценки, такая сумма налога определяется расчетным путем исходя из доли налога, включенного в стоимость товаров, имеющихся в отчетном налоговом периоде. При определении удельного веса принимается первоначальная стоимость товаров (без учета скидок и наценок). При обнаружении недостач и порчи товаров из общей суммы налога по товарам, имеющимся в отчетном периоде, исключается сумма налога, приходящаяся на стоимость недостач и порчи товаров в пределах норм естественной убыли. Сумма налога, подлежащая исключению, определяется как произведение стоимости недостач и порчи товаров в пределах норм естественной убыли и расчетной ставки налога за налоговый период, предшествующий месяцу, в котором обнаружены недостача и порча. Организации розничной торговли и общественного питания учитывают реализуемые товары по продажным ценам, то есть с учетом налога на добавленную стоимость. Фактически расчетная ставка - это доля налога на добавленную стоимость в продажной стоимости товаров, имеющихся у налогоплательщика. Следует отметить, что в расчетную ставку не могут быть включены обороты по реализации основных средств и прочих активов. Налоговой базой для исчисления НДС организациями розничной торговли и общественного питания по расчетной ставке является стоимость реализованных товаров (с учетом всех налогов, сборов и отчислений, взимаемых при реализации товаров). Соответственно налог с продаж товаров в розничной торговле включается в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость по расчетной ставке.
Пример расчета ставки и суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате по реализации товаров по розничным ценам
* Процент определяется с точностью не менее 4 знаков после запятой.
Следует отметить, что: сумма налога по поступившим в отчетном налоговом периоде товарам уменьшается на суммы налога по возвращенным покупателями в отчетном налоговом периоде товарам и на суммы налога на добавленную стоимость по созданным резервам по естественной убыли товаров, а также корректируется при дооценке или уценке товаров; стоимость товара, реализованного за месяц, уменьшается на стоимость возвращенных покупателями в отчетном налоговом периоде товаров, а также корректируется при дооценке или уценке товаров; остаток товара на конец месяца отражается с учетом всех налогов, сборов и отчислений, взимаемых при реализации товаров (продукции), имеющихся в остатке на конец отчетного налогового периода; при отсутствии у плательщика отдельного учета стоимости многооборотной тары, в которой реализуются товары, в гр.4 и 5 отражается стоимость товаров с учетом этой тары; расчетная ставка налога выделяется в документах по требованию покупателей.
Платежи из выручки
В соответствии со ст.11 и 24 Закона № 259-З юридические лица потребительской кооперации республики независимо от вида их деятельности освобождены от целевого сбора в местные целевые бюджетные жилищно-инвестиционные фонды и сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда (ставка - 1,15%), а также сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды (ставка - 3%).
Чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости
В соответствии со ст.6 Закона № 259-З торговые организации потребительской кооперации уплачивают единым платежом чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости по ставке 5%. Названным Законом сохранен на 2004 г. состав фонда заработной платы для исчисления чрезвычайного налога и обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости, определенный постановлением Совета Министров РБ от 25.05.2000 № 753 «Об утверждении состава фонда заработной платы для исчисления обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости и обложения чрезвычайным налогом», с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением от 12.01.2001 № 49. При исчислении единого платежа следует руководствоваться Инструкцией о порядке исчисления, сроках уплаты и представления налоговым органам налоговых деклараций (расчетов) о суммах исчисленных чрезвычайного налога для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости в 2004 году единым платежом, утвержденной постановлением МНС РБ от 23.03.2004 № 42. Следует отметить, что в соответствии с п.6 названной Инструкции Белорусский республиканский союз потребительских обществ, областные и районные потребительские общества системы Белкоопсоюза, содержащиеся за счет внутрихозяйственных отчислений, входящих в их состав организаций, производят уплату единого платежа от фонда заработной платы, исчисленного только за счет средств, полученных от осуществления ими предпринимательской деятельности.
Налог на землю
В соответствии с Законом РБ от 18.12.1991 № 1314-XII «О платежах за землю» организации потребительской кооперации уплачивают земельный налог в общеустановленном порядке. При исчислении и уплате земельного налога нужно руководствоваться Инструкцией о порядке исчисления и уплаты платежей за землю юридическими лицами, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.01.2004 № 21. При исчислении и уплате земельного налога следует учитывать ставки в зависимости от категории земель и коэффициенты к ним в зависимости от назначения.
Экологический налог
В соответствии с Законом РБ от 23.12.1991 № 1335-XII «О налоге на пользование природными ресурсами (экологический налог)» торговые организации потребительской кооперации являются плательщиками экологического налога в общеустановленном порядке. Порядок исчисления и уплаты экологического налога определен Инструкцией о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога за пользование природными ресурсами (экологического налога), утвержденной постановлением МНС РБ от 11.07.2002 № 72 (с учетом изменений и дополнений). При исчислении и уплате экологического налога следует учитывать решения местных Советов депутатов.
Налог на приобретение автомобильных транспортных средств
В соответствии с Законом РБ от 23.12.1991 № 1339-XII «О дорожных фондах в Республике Беларусь», с учетом внесенных в него изменений и дополнений, торговые организации потребительской кооперации в случае приобретения транспортных средств являются плательщиками налога на приобретение автомобильных транспортных средств в общеустановленном порядке. Обращаем внимание, что в соответствии с п.6 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в республиканский дорожный фонд налога на приобретение автомобильных транспортных средств, утвержденной постановлением МНС РБ от 29.03.2002 № 38, базой для исчисления налога на приобретение автомобильных транспортных средств признается цена приобретения автомобильного транспортного средства без учета налога на добавленную стоимость (при условии выделения суммы налога на добавленную стоимость в расчетных документах, подтверждающих приобретение транспортных средств).
Налог на недвижимость
Согласно Закону РБ от 23.12.1991 № 1337-XII «О налоге на недвижимость» торговые организации потребительской кооперации являются плательщиками налога на недвижимость. Исчисление налога производится в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления и уплаты налога на недвижимость юридическими лицами, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.01.2004 № 14 (с изменениями и дополнениями). Налог на недвижимость определяется ежеквартально исходя из остаточной стоимости основных производственных и непроизводственных фондов на начало квартала, 1/4 утвержденной годовой ставки и с учетом поправочных коэффициентов, установленных решениями местных Советов депутатов.
Налог на прибыль
Со вступлением в силу Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь от 19.12.2002 № 166-З в законодательство введено понятие налогового учета, под которым понимается осуществление плательщиками учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета. Он ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля и основывается на данных бухгалтерского учета и на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, применением соответствующих правил и форм учета. При исчислении налога на прибыль торговым организациям потребительской кооперации следует руководствоваться Законом РБ от 22.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» и Инструкцией о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утвержденной постановлением МНС РБ от 31.01.2004 № 19, с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция № 19). В действующей редакции Инструкции № 19 предусмотрено, что отчисления в размере 6% валовых доходов не учитываются при исчислении налога на прибыль. Кроме того, согласно п.29 Инструкции № 19 при определении прибыли от реализации приобретенных товаров принимаются затраты, приходящиеся на фактически реализованные товары, которые определяются как разница между суммой затрат, сложившейся за отчетный месяц с учетом переходящих остатков на начало месяца, и суммой затрат, относящихся к остаткам товаров на конец отчетного месяца. Особенностью для организаций общественного питания является то, что при распределении затрат остатки товаров определяются с учетом сырья, готовой продукции, полуфабрикатов. Распределению на остаток товаров для целей исчисления налога на прибыль подлежат только транспортные расходы и проценты по кредитам и займам. Все остальные затраты, которые имеют место при осуществлении торговой деятельности, могут включаться в состав затрат исходя из фактически понесенных расходов, но с учетом ограничений по отнесению в состав затрат отдельных видов расходов. В соответствии с Указом Президента РБ от 13.06.2001 № 319 «О некоторых вопросах налогообложения организаций потребительской кооперации» от уплаты в бюджет налогов на доходы, на прибыль и на добавленную стоимость освобождены организации потребительской кооперации при безвозмездной передаче им в собственность имущества из республиканской либо коммунальной собственности и организации, передающие данное имущество, а также организации потребительской кооперации, которые получили в собственность имущество из республиканской либо коммунальной собственности, и организации, которые передали его до 1 января 2001 г. и не уплатили эти налоги.
Местные налоги и сборы
Перечень местных налогов и сборов в 2004 г. определен ст.10 Закона № 259-З. В частности, предусмотрены налог с продаж товаров в розничной торговле (при осуществлении розничной торговли товарами через торговые и иные объекты); налог на услуги, оказываемые объектами сервиса; целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородного сообщения и содержание ведомственного городского электрического транспорта, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района), которые уплачиваются за счет прибыли организаций); сбор с заготовителей. Торговые организации потребительской кооперации уплачивают местные налоги и сборы в соответствии с положениями, принимаемыми местными Советами депутатов.
12.10.2004 г.
Сергей Абрамчук, экономист Владимир Поволанский, экономист
Журнал «Главный Бухгалтер. Торговля» № 4, 2004 г.
От редакции: Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 11.07.2002 № 72 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога за использование природных ресурсов (экологического налога)» на основании постановления Министерства по налогам и сборам от 16.03.2005 № 36 утратило силу. Пункт 2 постановления Министерства торговли Республики Беларусь от 30.07.2001 № 32 «Об утверждении нормативных правовых актов по оздоровлению финансового состояния организаций, осуществляющих торговую и торгово-производственную деятельность» на основании постановления Министерства торговли от 12.05.2005 № 18 утратил силу. Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утвержденная постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 № 19, на основании постановления Министерства по налогам и сборам от 30.01.2006 № 16 изложена в новой редакции. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.06.1998 № 909 «Об установлении нормативов отчислений на подготовку кадров и содержание учебных заведений потребительской кооперации» на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.05.2006 № 642 утратило силу. В Инструкцию о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на
доходы и прибыль, утвержденную постановлением Министерства по
налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 № 19, на
основании постановления Министерства по налогам и сборам от
26.07.2006 № 80 внесены изменения и дополнения.
Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 05.12.2003 № 245 «Об утверждении Методических указаний по формированию и учету показателя объема производства потребительских товаров» на основании постановления Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 27.11.2006 № 203 утратило силу. С 1 января 2007 г. постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 № 21 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления и уплаты платежей за землю юридическими лицами» на основании постановления Министерства по налогам и сборам от 30.12.2006 № 135 утратило силу.
С 1 января 2007 г. постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.03.2002 № 38 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления и уплаты в республиканский дорожный фонд налога на приобретение автомобильных транспортных средств» на основании постановления Министерства по налогам и сборам от 30.12.2006 № 137 утратило силу.
С 1 января 2007 г. постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 № 14 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на недвижимость организациями» на основании постановления Министерства по налогам и сборам от 30.12.2006 № 137 утратило силу. С 1 января 2007 г. постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 № 19 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль» на основании постановления Министерства по налогам и сборам от 30.12.2006 № 137 утратило силу. С 21 февраля 2007 г. постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 № 16 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» на основании постановления Министерства по налогам и сборам от 05.02.2007 № 22 утратило силу. С 1 января 2008 г. в Закон Республики Беларусь от 23.12.1991 № 1339-ХII «О дорожных фондах в Республике Беларусь» на основании Закона Республики Беларусь от 26.12.2007 № 302-З внесены изменения и дополнения.