Образы моря в литературе, живописи и музыке (конспект интегрированного урока)
Урок, посвящённый изучению стихотворения А.С.Пушкина «К морю» в курсе русской литературы – результат взаимодействия филолога, художника и музыканта. Материал может быть использован самостоятельно на уроках живописи и русской музыкальной литературы в ШИ и ДМШ Цель: ознакомить учащихся с принципом взаимопроникновения смежных искусств, через коллективную эвристическую деятельность выявить комплекс выразительных средств и художественных приемов различных видов искусства. Задачи: а) образовательная - сформировать устойчивые знания по теме, вырабатывать умение находить межпредметные связи и проводить сравнительный анализ по проблемным вопросам, а также закреплять навык критического подхода к изучаемым произведениям. б) развивающая - расширение общекультурного кругозора через музыкальный и иллюстративный материал. в) воспитывающая - привитие чувства уважения к мировому культурному наследию, формирование культуры межличностного сотрудничества на уроке.
Литератор(Л) – Ребята, вы когда-нибудь видели море? Какое оно? Дети (Д) – в нём есть какая-то тайна и огромная сила. Л. - тайна и мощь морской стихии издавна привлекала к себе взоры поэтов, художников, музыкантов. Тема нашего урока – «Образы моря в литературе, живописи и музыке» (записывают тему в тетрадь) Море воспевали Гёте, Байрон, Гюго, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Фет и другие поэты. Море манило их изменчивостью и динамичностью облика. Тихое и прозрачное в штиль, бушующее во время шторма, таинственно мерцающее в ночи – эти разные состояния моря нашли отражение в художественной литературе. «И блеск, и тень, и говор волн» также привлекали А.С.Пушкина. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку (записывают в тетрадь). Как к живому собеседнику обращается поэт в стихотворении «К морю». Вслушайтесь, насколько музыкальны эти слова (читает стихотворение). Откройте учебники. Отметьте слова и словосочетания, которые помогли созданию образа моря в вашем воображении (1группа работает с 1-3 строфами, 2 группа – с 4-6 строфами, 3 группа – с 12, 14, 15 строфами). Названные слова записывают на доске – свободная стихия, волны голубые, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки, бездны глас, своенравные порывы, взыграл неодолимый, могуч, глубок и мрачен, неукротим, торжественной красы, гул в вечерние часы). Благодаря этим словам мы как будто видим море и слышим его голос. Как называются такие образы? Д. - Зрительные и звуковые (запись на доске) Л. -Какое словосочетание, по-вашему, будет ключевым в этом списке? Д. - Свободная стихия Л. -Вы знаете, что поэты и писатели для придания своей речи большей красочности и выразительности используют определённые средства. Какие? Д. - Эпитеты, метафоры, сравнения (запись на доске) Л. -Поэт разговаривает с морем, как с человеком. Как это называется? Д. - Олицетворением Л. -В словах поэта «Я был окован…» о каких оковах идёт речь? Д. - О годах ссылки в Одессу. Поэт прощается с морем, но это и прощание со свободой, торжество которой не суждено увидеть людям его поколения. Л. -Как называется направление в искусстве, для которого характерно стремление героя к свободе, независимости, возвышенный склад души, мечтательность? Д. - Романтизм. И герой нашего стихотворения – тоже романтик. Л. -Изучая художественное произведение, мы каждый раз подчёркиваем, что любая деталь имеет значение. Пейзаж может выполнять определённые функции. Назовите их Д. - Изобразительная, аллегорическая, эмоционально-психологическая, символическая Л. -Какую же роль играет пейзаж в нашем случае? Д. - Эмоционально-психологическую и символическую. Л. -На примере стихотворения А.С.Пушкина мы ознакомились с тем, как поэт-романтик использует образ моря в своём произведении. А каким образом представлена тема моря в произведениях музыки и живописи, вам предстоит сейчас узнать.
Художник (Х.)- Что касается изобразительного искусства, то художник не только видит красоту морских пейзажей, но и передаёт её на полотне с помощью красок. Море рисовали многие художники . Как их называют? Д - маринисты. Х. - можете ли назвать фамилии художников-маринистов? Д. - это художник Айвазовский. Х. - Айвазовский был выдающимся живописцем. Его работы были известны в Англии, Франции, Италии. Русские вельможи наперебой заказывали ему картины. Знакомство и дружба с Пушкиным наложили отпечаток на творчество художника. Всю свою жизнь он стремился постичь море через поэзию. Айвазовский великолепно играл на скрипке и поразил самого Глинку. Наверное, сочетание поэзии и музыки выплеснулось в живописи великого художника. Черпая вдохновение в картинах природы , восхищаясь красотой окружающего мира и пропуская её через призму собственного восприятия, художник пытается воплотить свои впечатления в творчестве. Перед вами картины великого мастера живописи. Посмотрите на них внимательно и ответьте - что является средствами выразительности в живописи? Д. - Линия, ритм, динамика, цветовое пятно, цветовая гамма. Х. - Давайте вместе попробуем проанализировать – как в разных работах эти средства раскрывают замысел художника и создают «настроение» картины. (Далее идёт обсуждение работ: «Лунная ночь на Кипре», «Девятый вал», «Морской берег», «Прощание», «Кавказские горы с моря»). Х. – если обобщить всё то, что вы сказали в ходе обсуждения картин, то можно сделать вывод о том, что на всех своих полотнах художник хотел передать: мотив противоборства, соперничества человека и стихии, мечту о свободе, любовь к природе. И вы убедились, что пейзаж в живописи имеет так же, как и в литературе, эмоционально-психологическое и символическое значение.
Музыковед (М.)- (вопросы к учащимся): к какому виду искусства относится стихотворение? Дети (Д.) - к литературе М. - а произведение живописи? Д. - к изобразительному искусству М. - симфоническое произведение? Д. - к музыке М. - из названных видов искусства какое является самым точным и конкретным? Д. - самое конкретное по языку выражения - литература, на втором месте - живопись, и на последнем - музыка. М. - Да, действительно, музыка из трёх названных искусств менее конкретна, но сильнее других воздействует на наши эмоции.
В музыке есть много примеров воплощения темы моря, но мы поговорим только об одном из них - это симфоническая сюита русского композитора Н.А.Римского-Корсакова "Шехеразада". Николай Андреевич Римский-Корсаков в юности учился в Морском корпусе, по окончании его, будучи гардемарином, совершил кругосветное путешествие. Оно длилось 2 года 8 месяцев. И, естественно, впечатления от плавания были очень яркими и незабываемыми. Они нашли отражение в сюите "Шехеразада".
М.- Шехеразада - героиня каких сказок? Д. - восточных М. - Как называется сборник арабских сказок? Д. - "1001 ночь" М. - (вкратце обрисовывает сюжетную линию сказки). Шехеразада - жена султана Шахриара, а на Востоке правитель - не просто первое лицо в государстве, это "великий и всемогущий", его власть над подданными безгранична, поэтому вошло в обиход выражение "восточный деспот". Как ещё называют такого человека? Д. - тиран. М. - Послушайте музыкальную тему Шахриара (педагог играет на ф-но тему Ш.). Какое впечатление она произвела на вас? Какого человека вы представили? Д. - с надменным, тяжёлым взглядом, властного, жестокого, эгоистичного. М. - Обратите внимание на средства музыкальной выразительности - в теме нет аккордов, только сплошь унисоны. О чём это говорит? Д. - аккорд - это гармоничное звучание нескольких голосов, а унисон - по сути, одноголосие. Это говорит о характере султана, не признающего компромиссов и уверенного в своей правоте.
М.- Я сыграла вам тему султана для того, чтобы вы а) сравнили её с темой моря в том музыкальном фрагменте, который сейчас прозвучит; б) проанализировали средства музыкальной выразительности, т.е. выполнили бы те же действия, что и на уроке литературы при знакомстве с стихотворением. Но сначала давайте-ка включим механизм критического мышления и попробуем предположить, что за музыка нас ждёт: какой должна быть динамика? Д. - мощное звучание М. - соло или оркестровое tutti? Д. - tutti М. - предпочтительные тембры - струнные, деревянные или медные духовые? Д. - медные духовые М. - регистр темы Д. - низкий и средний
Ученики прослушивают музыкальный фрагмент ("Багдадский праздник и Корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником" - 4 часть сюиты) и по ходу анализируют средства выразительности, отмечая совпадение предполагаемых и реальных результатов.
М. - Да, Римский-Корсаков потрясающе реалистично рисует картину бушующего моря. Но каждый великий художник потому и велик, что он не просто "фотографирует" реальность, а через искусство доносит до нас свои обобщения и размышления. -О чём говорит похожесть тем Султана и моря? Д. - о близости характеров М.-Более того, композитор размещает темы моря и султана рядом для чего - чтобы противопоставить или приравнять? Д. - чтобы указать на тождество их М. -Почему? Какую мысль композитор хочет высказать своей музыкой? Д. - как море играет судьбами людей, так и султан своевольно вершит судьбы подданных. М. – какую роль в сюите играет морской пейзаж? Д. – аллегорическую, эмоционально-психологическую и символическую.
Л. - Найдите у Пушкина в стихотворении аналогичные строки: Д. - Смиренный парус рыбарей, Твоею прихотью хранимый, Скользит отважно средь зыбей: Но ты взыграл, неодолимый,- И стая тонет кораблей. Л. - Помните, анализируя стихотворение Пушкина, мы говорили об олицетворении - приёме, когда черты человека переносятся на море. В сюите "Шезеразада" - тот же приём, в произведениях изобразительного искусства - аналогично. Значит, мы с вами пришли к какому выводу? Д. - Любая тема в искусстве даётся художником через призму человеческого восприятия. Рефлексия (Л) – Ребята, вы сегодня читали стихотворение о море. Рассматривали иллюстрации с морскими пейзажами, слушали музыкальное произведение. У каждого из вас сложилось своё представление об увиденном и услышанном. Сейчас вы приступите к выполнению следующего задания: необходимо сочинить пятистишие, в котором ключевым словом будет «море» (3 мин). Ученики по окончании работы зачитывают свои стихи. Домашнее задание: выучить стихотворение А.С.Пушкина «К морю» наизусть. Подготовить слайдовую презентацию, посвящённую морским пейзажам.