Пятница, 26 Апр 2024, 06:22
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Для психологов [736]
Геронтопсихология [10]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Психология » Для психологов

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СО ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИЕЙ
В настоящее время фактически отсутствуют методические приемы и средства, которые позволяют количественно выразить те средовые элементы и факторы, которые вызывали протест со стороны ребенка и делали невозможным для него выработку соответствующих способов поведения, адекватных для данной среды. Отсутствие диагностических средств выявления количественных показателей среды пребывания ребенка-дизадаптанта не позволяет эффективно работать с ней - осуществлять ее перепроектировку.

Специалисты в области коррекционой педагогики при возвращении ребенка в массовую среду после системы коррекционных мероприятий могут лишь рекомендовать педагогам-"преемникам" следовать тем или иным предписаниям по отношению к их "бывшему" дизадаптанту, но не имеют возможности осуществлять контроль за выполнением их рекомендаций и координировать действия специалистов в массовой образовательной среде. Следствием такого положения дел чаще всего является воспроизведение ребенком дизадаптивного поведения и сведение к нулю всех усилий педагогов-коррекционистов. Работая над проблемой дезадаптации, мы попытались принципиально изменить методологическую позицию и анализировать это явление не через призму индивидуальных особенностей личности социально дезадаптированного ребенка, а через параметры образовательной среды, в которой он находится. При этом необходимо ответить на следующие вопросы: что из себя представляет среда, в которой возникли факты дезадаптации?; в каких средах их больше, а в каких меньше?; существуют ли среды, не порождающие дезадаптацию при любых соотношениях индивидуальных особенностей взаимодействующих в них субъектов?

Взяв за объект анализа образовательную среду, где феномен дезадаптации впервые проявляется, становясь фактом, и впервые является сознанию исследователей, педагогов, родителей и самого ребенка, мы получили расширение проблемного поля, что вызвало потребность в новых методах работы. Вместе с этим возникла необходимость введения новых рабочих понятий, описывающих среду пребывания дезадаптанта.

В поисках метода, адекватного по сложности новому объекту анализа, мы вышли на модель компьютерной системы мониторинга образовательной среды, позволяющей отслеживать движение каждого ребенка в образовательном пространстве.

Создать более эффективную систему психологического сопровождения детей со школьной дезадаптацией оказалось возможным на основе использования автоматизированной информационной системы социально-психологического мониторинга (СПМ), ориентированной прежде всего на диагностику образовательной среды. Система социально-психологического мониторинга предполагает наблюдение любых по численности и особенностям объектов "ребенок-образовательная среда".

Базовым методом в СПМ является специально созданный для задач массового мониторинга скрининг-метод "Социометрия: мониторинг". В программных комплексах системы мониторинга взаимодействия участников учебно-образовательной практики представлены совокупностью параметров, среди которых наиболее важное место отводится показателю успешности процесса социализации учащихся по так называемой шкале "адаптация-дезадаптация". При этом феномен школьной дезадаптации (ШД) рассматривается как одно из состояний системы отношений "ученик - образовательная среда".

В условиях динамичного социально-педагогического мониторинга взаимодействия участников образовательной среды представлены через графические средства визуализации, встроенные в программное обеспечение. Это позволяет наблюдать на экране монитора модели деятельности всех без исключения субъектов учебно-образовательного процесса: как взрослых, так и детей. Модель каждого субъекта образовательного процесса задается совокупностью параметров, отражающих меру его включенности в реальные отношения. Разработанные для задач мониторинга программно-методические средства и математико-статистический аппарат позволяют моделировать и наблюдать с помощью когнитивной итерактивной компьютерной графики процессы социализации одновременно всех и каждого из участников учебно-образовательного процесса, моделировать весь континуум реальных индивидуальных проявлений школьной адаптации.

Социометрия как метод исследования является инструментом социально-психологического изучения малых групп. Объектом исследования в социометрии является социальная группа, а предметом - структура и динамика межличностных отношений/взаимодействий в группе. В предлагаемом подходе к развитию социометрического метода принципиально новым является статистический анализ взаимооценок партнеров по диаде. Это позволило выйти на новый уровень графического представления и качественной интерпретации.

При разработке метода "Социометрия: мониторинг" нами введен специальный объект - "диада", который возникает при наличии встречных отношений двух субъектов, участвующих в учебной деятельности такой социальной организации как "класс". Для задач социально-психологического мониторинга рассматривается диада, образованная двумя учениками из одного класса, и берутся две ее характеристики - встречные оценки субъективных образов, сформировавшиеся на текущий момент у каждого из участников диады, по определенной числовой шкале - ряду целых чисел в интервале [-3,+3].

В методе "Социометрия -: мониторинг" используется система измерительных средств, организованных иерархично: социометрическая линейная шкала, социометрическая плоскость, социометрическое пространство, шкала социометрического времени.

Разработанная для целей мониторинга социометрическая шкала имеет следующий вид:

Социометрическая карточка.

+3 - этот человек для меня - близкий друг;

+2 - с этим человеком я часто общаюсь, но он не близкий друг, это хороший знакомый;

+1 - с этим человеком я почти не общаюсь, но он мне чем-то нравится;

0 - этот человек вне поля моего зрения, он безразличен мне;

-1 - с этим человеком я общаюсь, но редко, он мне чем-то немного неприятен;

-2 - я стараюсь избегать частых контактов с этим человеком, мне достаточно трудно с ним общаться, неприятно;

-3 - этот человек мне крайне неприятен, я хотел бы быть с ним в разных классах (группах).

Данная шкала позволяет проводить измерение сразу двух различных, но связанных в одном объекте признаков, так как объединяет в себе две подшкалы: шкалу целых чисел (0,1,2,3) и шкалу знаков (+,-).

Для первого социометрического признака действует шкала целых чисел по абсолютной величине от 0 до 3; для второго признака - шкала знаков "+, -".

Первый признак - частота коммуникативного контакта - может принимать одно из четырех значений, которое соответствует эмоциональной и содержательной глубине вхождения в контакт:

0 - нет контактов, нет эмоциональной включенности;

1 - низкий уровень частоты контактов, слабая эмоциональная включенность;

2 - средний уровень частоты контактов, средний уровень эмоциональной включенности;

3 - высокий уровень частоты контактов, сильная эмоциональная включенность;

Второй признак - направленность на контакт - может принимать два значения: "+" - положительная направленность на контакт; "-" - отрицательная направленность на контакт.

Последовательное сочетание каждого значения одной шкалы с каждым значением другой шкалы позволяет создать новую шкалу - ряд целых чисел в интервале [-3, +3]. Эта новая шкала позволяет измерять сразу две характеристики одного социально-психологического явления - направленности социального чувства индивида и его выраженности (интенсивности) в условных единицах. Например, выбор индивидом значения на шкале +3 означает наличие у него положительной направленности на контакт с партнером и высокой уровень эмоциональной включенности в него, а выбор значения -3 означает наличие отрицательной направленности на контакт, также с высоким уровнем эмоциональной включенности в него.

Каждый учащийся класса, используя значения шкалы, измеряет меру своей близости с партнерами по классу. Совокупность всех произведенных индивидом измерений демонстрирует границы его индивидуального социального пространства в данном социальном объеме ("классе").

В настоящее время разработана система социометрических показателей, которая может быть использована как при исследовании особенностей социальных структур классов в системе общеобразовательных школ, так и в дошкольных учреждениях:

1) Параметр СП - показатель меры социального признания индивида данной группой в целом;

2) Параметр СА - показатель меры социальной активности индивида по отношению к данной группе;

3) Параметр SА - показатель вариативности признака СА, отражающий меру дифференцированности в оценке индивидом группы;

4) Параметр SП - показатель вариативности признака СП, отражающий меру дифференцированности в оценке индивида группой.

Вышеприведенная система показателей позволяет достаточно эффективно исследовать и описывать процессы формирования социальных структур в ученических группах и выявлять в них специфические образования, обеспечивающие и воспроизводящие "живую ткань" феноменов школьной дезадаптации.

Использование метода "Социометрия: мониторинг" в работе школьного психолога позволяет усилить включенность данного специалиста в деятельность педагогического коллектива и перейти на новый этап планирования работы. Получая путем анализа социометрической информации картину состояния социальной системы класса/школы, психолог может максимально эффективно использовать имеющийся у него арсенал средств с перспективой планомерного и целенаправленного разворачивания во времени своей работы с объектом. Возможность постановки системы наблюдений в мониторинговом режиме создает необходимую обратную связь для оперативной корректировки плана конкретных действий. В работе психолога возникают реальные условия взаимодействия со всеми участниками педагогической ситуации. Корректировке подлежит при этом среда, породившая феномены школьной дезадаптации. Метод позволяет наблюдать не только индивидуальные маршруты социализации учащихся, но и состояние классных коллективов в целом. Это обеспечивает возможность проведения углубленной работы психолога с классными руководителями.

Апробация модели и обоснование метода

Апрбоция метода проведена на одном из крупных районов г. Ярославля. Общая численность всех институциализированных детей в районе - 264ОО; численность образовательных учреждений всех типов - 75. Задача заключалась в том, чтобы создаваемая компьютерная система мониторинга позволяла "видеть" через экран монитора состояние всего образовательного пространства района через призму показателей психосоматического, социального и учебного развития конкретного ребенка,

находящегося в поле образовательной системы, и в случае появления признаков дезадаптации вносить оперативные коррективы в деятельность специалистов, обслуживающих его.

Значимые показатели:

социально-демографические данные о семьях детей,

показатели социальной адаптации детей в ученической среде,

показатели деятельностной (учебной) адаптации,

показатели, относящиеся к характеристикам самой образовательной среды.

Практические результаты работы системы:

- руководители сферы образования получают реальную возможность выходить на сложные виды проектирования образовательной среды на основе точных данных о составе и характеристиках детского контингента, сведений о ресурсной базе конкретных образовательных учреждений, образовательных комплексов и др., как в целях своевременной профилактики дезадаптации, так и для решения других сложных социальных задач.

- пример анализа на основе социально-психологического мониторинга. При сопоставлении данных, полученных в ходе социально-психологического мониторинга, и данных из комиссий по делам несовершеннолетних установлена четкая зависимость определенных социометрических показателей с типом асоциального поведения детей. В большинстве случаев феномены школьной дизадаптации наблюдались задолго до того, как это явление перейдет из скрытого в объективный социальный факт. В большинстве случаев феномены крайне дезадаптивного поведения имелись там, где деятельность классных руководителей была наиболее неуспешной, а порой и антипедагогичной. Благодаря системе мониторинга установлены следующие данные:

1. дети, прошедшие по различным делам в комиссии по делам несовершеннолетних, имеют соответствующие типу правонарушения социометрические профили. Это позволяет наработать решающие правила, по которым возможно выявление детей, находящихся на раних стадиях развития дезадаптации;

2. существует связь между типом установившихся в школе "правил поведения" и характером асоциального поведения детей в данной школе. Например, одни школы "дают" в комиссии по делам несовершеннолетних чаще всего случаи воровства, другие - разрушение построек и мелкое хулиганство на улице, третьи - жестокое избиение сверстников и т.д. Следовательно, школьную дизадаптацию нельзя относить только к ребенку , часть вины должны принять на себя и педагоги, создавшие такие "правила", которые с неизбежностью порождают дизадаптивное и асоциальное поведение предпочтительно в таких формах;

3. система социально-психологического мониторинга позволяет отследить влияние на формирование дизадаптивного поведения ребенка внутрисемейных конфликтов и спрогнозировать тип будущего проявления дизадаптации (агрессивное поведение, парааутистическое с уклонением от общения и учебы, аутоагрессия и пр.). Как правило, родители считают, что успешность детей в школе не зависит от проблем в отношениях родителей;

Данные мониторинга убедительно свидетельствуют, что дети-дизадаптанты долго и терпеливо ждут и прощают взрослым и своим более удачливым сверстникам свои тяготы пребывания в массовой школе, не ориентированной на работу с индивидуальностью. Как правило, можно наблюдать полную открытость и максимальную готовность асоциальных детей к желанному положительному контакту, который чаще всего не может состояться. Данные социально-психологического мониторинга показывают, что требуется кропотливая и целенаправленная работа со взрослым контингентом образовательной среды со стороны управленческих стуктур, школьной инспекции и специалистов-профессионалов Центров социально-психологической реабилитации. В настоящее время Школа надежно защищена от того, чтобы относить явления школьной дизадаптации к собственному педагогическому браку. Этому помогает система санкций (записи в дневниках, вызов родителей, МПК, разбор на педсоветах), а также система мер со стороны комиссий по делам несовершеннолетних, которые фактически констатируют "асоциальность" как ярлык и снимают со школы ответственность за происшедшее.
Категория: Для психологов | Добавил: PetrBaraban (13 Фев 2012)
Просмотров: 1225 | Рейтинг: 1.4/ 9 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
26 Апр 2024
06:22


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz