Четверг, 16 Май 2024, 04:30
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Для психологов [736]
Геронтопсихология [10]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51636


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Психология » Для психологов

Программа социализации выпускников детского дома "Мы вместе", возраст 16-18 лет.
Содержание


1.Введение….……………………………………………………… 3
2.Обоснование…………………………………………………… 4-5
3.Цель и задачи…………………………………………………… 6
4.Стратегические направления программы …………………… 7
5.Ожидаемые результаты ………………………………………… 8
6.Сроки реализации программы ………………………………… 9
7. Стратегический план реализации программы формирования..10-16
8. Стратегический план реализации программы сопровождения..17-22
10. Литература ……………………………………………………...23-24


Введение

Подавляющее большинство воспитанников детского дома – социальные сироты. К тому же часть детей, которые по формальным признакам можно отнести к сиротам, на самом деле являются социальными сиротами, так как их родители погибли вследствие алкоголизма или по другим причинам, связанным с их асоциальным поведением. Особенности социально-психологического развития таких детей заключается в отсутствии опыта нормальной человеческой жизни. Для части социальных сирот характерен и собственный опыт асоциального поведения. Следствие такого образа жизни – отсутствие нормальных ценностных ориентиров. Социальные сироты, не имеющие примера созидательной, конструктивной деятельности в своей семье, быстро усваивают позицию потребителя, о нуждах которого заботится государство. Потребительское отношение, формирующееся при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально-культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми, ведут к негативным последствиям. Условия жизни в детском доме ограничивают установление коммуникативных связей с внешним миром. Ребенок – сирота, воспитывающийся в детском доме, как правило, испытывает трудности при выборе своего жизненного пути. Отставание в физическом и интеллектуальном развитии, слабое здоровье становятся дополнительными, но весьма существенными факторами, осложняющими подготовку воспитанников к самостоятельной жизни. Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью.
Воспитанник детского дома после выпуска нередко попадает в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ним множество вопросов – бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных. Даже люди, умудренные опытом, теряются в сегодняшней российской действительности, что уж говорить о детях! Полностью уберечь воспитанников от проблем не удается, но по возможности максимально подготовить их к самостоятельной взрослой жизни, способствовать успешному профессиональному самоопределению – это основная задача работников детского дома.
Успешность выпускника детского дома в жизни зависит в первую очередь от него самого. Необходимо создать условия для того, чтобы воспитанники осознали это как можно раньше. Думается, что тогда подростки из детского дома будут выходить не потребителями со сложившейся установкой «мне все должны», а личностью с активной жизненной позицией, сильной волей, гражданами, ответственными за свое поведение.
Данная программа нацелена на содействие развития личности воспитанника, его социальной активности и компетентности его самоопределения и самореализации в обществе.

Обоснование

Актуальность поиска новых теоретических и практических подходов к проблеме социализации воспитанников детского дома, объясняется наличием ряда факторов негативно влияющих на их адаптацию:
1.Особенности совместного проживания, общего быта, и в то же время некоторая «казарменность» существования способствуют раннему опыту проживания таких специфических социально-психологических феноменов как дедовщина, воровство, совместные хулиганские действия, беспорядочные половые связи и другие явления, которые деформируют личность и сказываются на дальнейшей социализации и адаптации.
2.Отсутствие возможности выбора профессии. На сегодняшний день выпускник вынужден обучаться по той профессии, где ПУ имеет общежитие и договор на обучение с социальными службами.
3.Несформированность бытовых навыков ведения домашнего хозяйства и отсутствие опыта самостоятельного решения простых житейских проблем.
4. Несформированность ценности домашнего очага, собственного жилья.
5. Напряженные отношения с членами семьи.
6. Употребление алкоголя и наркотических веществ.
7.Выявленная у выпускников завышенная самооценка делает их нечувствительными к замечаниям окружающих, что повышает риск принятия неправильного решения.
8.Многие выпускники имеют сформированную неконструктивную модель поведения в сложных ситуациях: они не умеют анализировать случившееся, оценивать обстановку; пытаются уйти от решения проблемы путем нивелирования ее значения или переключения на другие виды деятельности. Неумение решать проблемы способствует дезадаптации.
9.Негативно влияют на адаптацию ощущение физической опасности, поддержание контактов с представителями «групп риска», недостаточность финансовых ресурсов и др.
Вместе с тем, необходимо отметить и факторы, способствующие успешной адаптации выпускника в самостоятельной жизни:
1. Опыт проживания в детском доме, разрыв отношений с родителями, способствует формированию у ребенка чувства, что он один, ему никто не поможет в трудной ситуации. Ребенок по мере взросления убеждается, что он может рассчитывать только на свои собственные силы. Понимание того, что помощи ждать не от кого, стимулирует проявление собственной активности, что является положительным аспектом адаптации. Выпускник не ждет, что кто-то придет и решит его проблемы, он знает, что его жизнь зависит только от него самого.
2. Опыт проживания в большом коллективе сопряжен с согласованием своих интересов с интересами большинства. Более того, решения принимаются совместно. Традиция обсуждать проблемы в группе и искать наиболее правильное решение (традиция «соборности») переходит и в самостоятельную
жизнь выпускника: он всегда «посоветуется» с кем-либо по поводу своих трудностей, что повышает вероятность принятия оптимального решения.
3. Выпускники не боятся открыто выражать свои эмоции. Они не стесняются выразить протест, возмущение, продемонстрировать гнев. Снятие напряжения
подобным образом, «выпуск пара» способствует сохранению психического здоровья.
4. Высокая самооценка позволяет им позиционировать себя в отношениях с другими более высоко и добиваться определенных целей.
5. Позитивно влияют на адаптацию те модели поведения, которые входят в первый фактор успешности: жизненная активность, энергичность, нацеленность на познание нового. Кроме того, общеизвестно, что успешной адаптации способствует хорошее здоровье и уверенность в своей внешней привлекательности.
Выявленные факторы адаптации и дезадаптации позволили понять, что подготовку ребенка-сироты к самостоятельной жизни необходимо начинать задолго до того, как он покинет детский дом. Для профилактики дезадаптации актуальны такие направления работы, как:
 нравственное воспитание;
 профориентация;
 формирование и коррекция ценностных ориентаций, формирование навыков решения жизненно важных задач;
 обучение бытовым навыкам (приготовление пищи, содержание дома, планирование бюджета и др.);
 профилактика девиантного и делинквентного поведения;
 поло-ролевое воспитание (обучение «женским» и «мужским» моделям поведения); сексуальное просвещение;
 профилактика алкогольной зависимости и наркозависимости;
 валеология, здоровьесберегающие технологии и др.


Цель программы
Содействие успешной социальной адаптации и самореализации выпускников детского дома.

I модуль «Формирование»
Участники: воспитанники 16-18 лет

Задачи:

• Формирование активной гражданской позиции у воспитанников детского дома, позволяющей им в постинтернатный период успешно интегрировать в современное общество

• Формирование представлений о мире профессий, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с избираемой профессией;

• Формирование умения и навыка планирования своей жизни и деятельности по достижению возможных результатов при становлении как личности, семьянина, гражданина, профессионала.

• Создание предпосылок для успешной интеграции воспитанников
детского дома в общество в постинтернатный период, через:
а) восстановление их родственных связей:
б) формирование представлений о строительстве собственной семьи.

II модуль «Сопровождение»
Участники: выпускники 18 -23 лет

Задачи:

• Создание организационно-управленческой структуры и нормативно-правовой базы по обеспечению постинтернатной адаптации и сопровождению выпускников детского дома.
• Подготовка выпускников детского дома к самостоятельной жизни.
• Создание базы данных о выпускниках детского дома для оказания им своевременной помощи в решении проблем жизнеустройства.
• Создание института кураторства как действенного инструмента воспитания и передачи жизненного опыта.
• Расширение возможностей позитивного взаимодействия внутри кровной семьи выпускника и с окружающими.
• Развитие новых форм и технологий деятельности по постинтернатной адаптации и сопровождению.

Стратегические направления
программы

• Стратегия информированности

• Стратегия автономности

• Стратегия позитивной профилактики

• Стратегия альтернативы

• Стратегия позитивного отношения к своей индивидуальности

• Стратегия социально – психологического сопровождения

Ожидаемые результаты


1. Формирование и развитие положительной мотивации на строительство успешной семьи.

2. Овладение основными умениями и навыками ведения домашнего хозяйства и создания взаимоотношений в семье.

3. Привлечение родственников для оказания помощи выпускникам детского дома в устройстве дальнейшей жизни в постинтернатный период.

4. Осознание выбора своей будущей профессии.

5. Обладание воспитанниками достаточным уровнем знаний для выбора и приобретения желаемой профессии.

6. Формирование активной жизненной позиции.

7. Повышение уровня социально-правовой грамотности выпускников.

Сроки реализации программы

2011 – 2013гг.

Исполнители:

• Администрация детского дома в лице
- директора
-заместителя директора по УВР.
• Социальная служба:
-социальный педагог
-педагог - психолог
• Воспитатели.
• Работники дополнительного образования
• Медицинские работники
• Социальные институты:
- Центр занятости,
- Центр психолого-педагогической помощи,
- Филиал ГОУ ДО «Кем ОЦПОМ»
• - МОУ «Межшкольный учебный комбинат № 3»
- МУК ДК им. Артема
- МУК «Прокопьевский городской краеведческий музей»
- МУК «Централизованная библиотечная система»
- МОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 41»

Стратегический план
реализации программы формирования необходимых знаний, умений, навыков воспитанника детского дома для успешного интегрирования в современное общество

Важное значение в адаптации и интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеет правильная, рациональная и последовательная организация деятельности, позволяющая приобрести компетенции, необходимые для успешной социализации после выхода из детского дома.

Первый этап – диагностический: предусматривает изучение индивидуальных особенностей личности, общих и специальных способностей, профессиональных мотивов и жизненных ценностей, определение уровня сформированности социальных умений и навыков.

Второй этап – формирующий: предполагает
- формирование умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности (приготовление пищи, обустройство жилья, семейная экономика, ведение домашнего хозяйства, взаимоотношения в семье);
- обеспечение правовой грамотности, разрушение ложных стереотипов о криминальном мире и романтике «хулигана и братка», профилактирование основных «точек напряжения», приводящих к нарушению закона;
- развитие предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности, инициативы, стремления к разумному риску, честности и порядочности;
- вовлечение в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями, а также потребностями общества;
- формирование осознания собственных интересов и способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и определением своего места в обществе;
- формирование представлений о мире профессий, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с избираемой профессией.

Третий этап – итогово-обобщающий: предполагает: оформление карты готовности выпускника к самостоятельной жизни и портфолио личностного роста воспитанника

Эта-
пы Содержание работы, мероприятия Ответственный специалист, должность
Диагностический Комплекс диагностических методик по определению уровня развития общих способностей:

внимание
• «Перепутанные линии» (Приложение 1)
• Методика Т.Е.Рыбакова по
исследованию распределения
внимания (Приложение 2)
• «Красно – черная таблица»
(Приложение 3)
• «Цифровые таблицы Шульте»
(Приложение 4)
• «Запомни и расставь точки»
(Приложение 5)
память
• «Оперативная память» (Приложение 6)
• «Долговременная память»
(Приложение 7)
• «слуховая память»» (Приложение 8)
• «Запомни рисунок» (Приложение 9)

восприятие
• Определение типа восприятия
(Приложение 10)
мышление
• Нахождение лишнего понятия
(Приложение 11)
• «Гибкость мышления» (Приложение 12)
• «Исключение понятий» (Приложение 13)
• «Простые аналогии» (Приложение 14)
• «Таблицы Равена» (Приложение 16)
• «Логичность» (Приложение 17)

Методики по изучению личностных качеств
воспитанников:
• Тест «КОС» (коммуникативных и организаторских способностей)
(Приложение 18)
• Тест исследования самооценки Л.П.Понаморенко (Приложение 19)

• Опросник Айзенка по определению типа темперамента (Приложение 20)
• Индивидуально – типологический опросник Л.Н.Собчика (Приложение 21)
• Тест «Три я» Е. Жарикова, Е.Крушельницкого (Приложение 22)
• Тест – опросник субъективной локализации контроля (СЛК) С.Р.Пантилеева, В.В.Столина (Приложение 23)
• Тест К.Томаса «Стили разрешения конфликтов» (Приложение 24)
• «Ценностные ориентации М.Рокича
(Приложение 25)

Методики изучения направленности личности в рамках профориентации:
• «Карта интересов» (Приложение 26)
• «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО) (Приложение 27)
• Методика Голланда (модифицироанный вариант) (Приложение 28)
• Анкета для выявления уровня профессионального самоопределения
«За и против 1» (Приложение 29)

Анкеты и карты по определению уровня сформированности социальных умений и навыков (приложение 30).
Педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели
Формирующий Профориентация и самоопределение

Работа клуба «Познай себя»
(Приложение 31)
• Самопознание
• Что я знаю о себе
• Я и мое будущее
• Личные качества успешного человека
• Характер. Воспитание характера
• Эмоции и управление ими
• Коммуникативность. Взаимоотношения между людьми и их роль в жизни
• Общение
• Общение и личностный рост
• Оценка достижений

• Диагностическая карта успешности

Групповые теоретические занятия
• Роль профессионального самоопределения в жизни человека
• Этапы профессионального самоопределения. Профессия. Специальность. Специализация. Квалификация.
• Характеристика труда: характер, процесс и условия труда
• Классификация профессий. Цели труда.
Орудия труда
• Куда пойти учиться

Групповые практические занятия
• Экскурсии в учебные заведения и на промышленные предприятия г. Прокопьевска и г. Новокузнецка
• Профессиональные пробы:
 Повар
 Воспитатель
 Педагог
 Медицинский работник
 Машинист по стирке белья
 Педагог дополнительного образования
 Водитель

 Оператор ПК
 Парикмахер
 Штукатур-маляр
 Плотник
 Делопроизводитель
 Дизайнер
 Художник-оформитель

Правовое воспитание

• Деловая игра «Азбука права» (Приложение )
• Семейный час «Ваши права и права других» (Приложение)

• Диспут «Преступление и наказание» (Приложение)
• Занятие-тренинг «Закон и мы» (Приложение)
• Семейный час-размышление «Поговорим об ответственности» (Приложение)

Семьеведение

Групповые теоретические занятия
• Психологические аспекты семейных отношений
• Функции семьи. Стили семейного воспитания
• Интимные отношения
• Семейный час «Жизнь это…» (Приложение)
• Диспут «Мотивы вступления в брак» (Приложение)
• Беседа «семейные конфликты» (Приложение)
• Семейная экономика

Групповые практические занятия
• Работа комнаты социально-бытовой адаптации (приобретение навыков стирки белья, приготовление пищи, ремонт одежды, вязание, обустройство жилья)

• Уроки мастерства «Мужчина в доме»

Духовно-нравственное воспитание
• Брейн-ринг «Азбука вежливости или этикет на каждый день» (Приложение)
• Викторина «Гость в доме – хозяину радость» (Приложение)
• День вежливости
• Семейный час «Правда и ложь» (Приложение)
• Семейный час «Эти вредные конфликты» (Приложение)

• Проблемный семинар «Что значит быть
личностью» (Приложение)

• Беседа «Что такое воля? Мужество?Героизм?» (Приложение)



Педагог-психолог

Социальный педагог

Сотрудники детского дома

Воспитатели
Завуч по УВР
Социальный педагог

Воспитатели
Педагог дополнительного образования

Сотрудники детского дома

Завуч по УВР
Итогово-обобщающий
• Оформление карты готовности выпускника к самостоятельной жизни (Приложение)

• Оформление портфолио личностного роста воспитанника «Я строю личность».
(Приложение)


Педагог-психолог
Социальный педагог

Стратегический план
реализации программы сопровождения
выпускников детского дома

Наиболее эффективным решением является создание системы постпопечительского патроната над выпускником.
Технология постпопечительского патроната – постинтернатной адаптации и сопровождения состоит из следующих этапов:

Первый этап – подготовительный: собирается вся информация о выпускнике (приложение 2), индивидуальная программа сопровождения выпускника (ИПС) (приложение 3). Помощь в составлении ИПС оказывают специалисты детского дома, а также сотрудники исправительно-трудовой колонии (ИТК), если выпускник возвращается из мест лишения свободы.

Второй этап – адаптационный: предусматривает оказание помощи выпускникам при решении наиболее актуальных вопросов, связанных с жильем, получением образования, трудоустройством, оказанием ему медицинской и юридической помощи.

Третий этап – постинтернатное сопровождение: предлагается использование дифференцированного подхода с определением сложности проблем жизнеустройства выпускника и постановки на учет в одной из трех категорий сопровождения - кризисном, активном и стабильном сопровождении
и предусматриваются три основные формы ИПС в зависимости от уровня готовности выпускника. Оформляется и ведется карта сопровождения выпускника детского дома (приложение 4).

В разряд кризисного сопровождения попадают выпускники, находящиеся в социально-опасном положении (СОП) или попавшие в трудную жизненную ситуацию (переживающие кризисные события в жизни, неблагоприятные семейные обстоятельства, тяжелые заболевания, др.).

С) ИПС-«SОS». Составляется для выпускников с неблагоприятным прогно¬зом социальной адаптации и не готовых к выпуску. Данная категория ИПС предполагает постоянный, четкий контроль всех сфер жизнедеятельно-сти выпускника и организацию необходимой поддержки в кризисных ситуаци¬ях. Требует назначения ответственных по каждой сфере жизнедеятельности подростка.

Активное сопровождение подразумевает под собой оказание психолого-педагогической, медико-социальной и юридической помощи.

В) ИПС - «патронаж». Составляется для выпускников с недостаточно бла¬гоприятным прогнозом социальной адаптации. Данная категория ИПС разра¬батывается в случае, когда есть существенные проблемы по одной или некото¬рым сферам жизнедеятельности выпускника (например, семейное положение и условия проживания, организация досуга и пр.). ИПС - «патронаж» создается для тех выпускников, у которых достаточно высока вероятность «срыва» в си¬лу действия неблагоприятных факторов. ИПС - «патронаж» подразумевает на¬значение ответственных по всем сферам жизнедеятельности выпускника, а также ответственного за реализацию ИПС в целом.
Стабильное сопровождение подразумевает обследование условий жизни выпускника, мониторинг жизнеустройства выпускника. В большинстве случаев мониторинговое сопровождение становится возможным при наличии нормальных условий для жизни, трудоустройстве выпускника на постоянную работу со стабильным заработком, а также личностной зрелости выпускника, наличии развитой социально-поддерживающей сети (прочные отношения с родственниками, друзьями, значимыми людьми).

А) ИПС - «поддержка». Составляется для выпускников с благоприятным прогнозом социальной адаптации, достаточно готовых к выпуску. Данная кате¬гория маршрутов носит рекомендательный характер для выпускника и не тре¬бует специального контроля. В этом случае достаточно назна¬чения одного лица, ответственного за поддержку выпускника.

Эта-
пы Содержание работы, мероприятия Ведомство, учреждение Ответственный специалист, должность
Подготовительный Сбор информации о выпускнике в соответствии с учетной карточкой выпускника (форма прилагается № 1), ведение базы данных:
- информация о прибытии выпускника на территорию муниципального образования;
- полная информация о выпускнике. Детский дом.

Используются все возможные источники информации Ответственный специалист за ведение базы данных о выпускниках, социальный педагог детского дома, педагог-психолог
Составление карты социально-поддерживающей сети выпускника Детский дом,
Социальный педагог,
законный представитель, педагог-психолог
Составление индивидуальной программы сопровождения выпускника Детский дом, Ответственный специалист за реализацию ИПС, социальный педагог детского дома, педагог-психолог
Определение места жительства выпускника Детский дом,
жилищный отдел муниципального образования, орган опеки и попечительства Социальный педагог, законный представитель постинтернатный воспитатель
Решение вопросов трудоустройства выпускника Детский дом, центр занятости населения Социальный педагог, законный представитель постинтернатный воспитатель
Адаптация Оказание помощи в получении паспорта выпускникам, не имеющим прописки (жилплощади) Паспортно-визовая служба Социальный педагог, законный представитель
Решение жилищного вопроса:
1. Получение жилья по краевой целевой программе, другим основаниям.
2. Первоочередное предоставление жилплощади в общежитии.
3. Обеспечение бронирования койко-мест в муниципальных общежитиях.
4. Оформление сертификатов на приобретение жилья.
5. Оказание помощи в оплате жилья и коммунальных услуг. Жилищный отдел муниципального образования, орган опеки и попечительства, законный представитель Социальный педагог, специалист органа опеки и попечительства, специалист жилищного отдела

Трудоустройство:
1. Работа по квотированию рабочих мест для выпускников.
2. Профессиональное консультирование и обучение выпускников.
3. Предоставление льгот выпускникам, впервые ищущим работу.
4. Изучение возможностей и создание условий для продолжения образования (получение второго начального профессионального образования или среднего специального, высшего образования).
5. Реализация проектов по профориентации и трудовой занятости выпускников. Центр занятости населения, учебные заведения Социальный педагог, специалист центра занятости населения, специалист органа опеки и попечительства,
администрация образовательных учреждений, постинтернатный воспитатель

Сопровождение Медико-социальная и психологическая помощь:
1. Оказание индивидуальной и групповой психологической помощи выпускникам.
2. Взаимодействие с медико-социальной комиссией по вопросам подтверждения (снятия) с отдельных выпускников диагнозов.
3. Выявление молодых семей и матерей-одиночек из числа выпускников, находящихся в СОП или попавших в трудную жизненную ситуацию.
4. Предоставление условий для временного проживания выпускникам, находящимся в СОП, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
5. Оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи выпускникам, молодым семьям, матерям-одиночкам из числа выпускников.
6. Участие в социальных проектах, направленных на проблемы постинтернатной адаптации выпускников.
7. Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций семейных и производственных отношений. Детский дом,
учреждения здравоохранения Специалисты учреждений здравоохранения, социальный педагог, постинтернатный воспитатель, педагог-психолог, законный представитель

Юридическая помощь выпускникам детских домов

Встречи выпускников с коллективом детского дома:
1. Круглый стол
2. Свободное общение
3. Традиционные встречи
4. Тематические вечера Детский дом,
орган опеки и попечительства

Социальный педагог, юрист

Сотрудники детского дома,
воспитанники





Список литературы
1. Прутченкова А.С. «Портфолио, или папка личных достижений ученика» (ролевая игра) /А.С. Прутченкова , Т.Г.Новикова / Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения / под ред. И.Д.Чечель. – М.: АПК и ПРО 2003.
2. Чистякова С.Н.Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации и предпрофильной подготовки школьников. – М.:АПК и ПРО, 2003.
3. Социализация и творческое развитие личности /под ред. В.Г.Рындак.- Оренберг, 2000.
4. Родионова Р.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: технология и творчество. -Л., 1989.
5. Петровский А.В.Что мы знаем и чего не знаем о себе?/А.В.Петровский. - М 1988.
6. Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Э.М. Митиной. – М 2003.
7. Зайцев Г.К., Зайцева А.Г. Твое здоровье: Регуляция психики – Спб.: «Детство пресс», 2001.
8. Тесты для выбирающих профессию /сост. А.М.Кухарчук , В.В. Лях, С.Г.Макарова – Минск : «Современная школа» , 2008.
9. Психология: Учебное пособие / под редакцией И.В.Дубровиной . – Московский психолого – социальный институт ; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2001.
10. Личное портфолио старшеклассника: учеб. – метод пособие / З.М.Молчанова, А.А.Тимченко, Т.В.Черникова; Под ред. Т.В.Черниковой, - 2-е изд., стереотипное – М: «Глобус», 2007.
11. Психология современного подростка /под ред. Л.А.Регуш,Санкт-Петербург, 2005.
12. Возраст первой любви воспитание чувств : методическое пособие. М: «Глобус», 2006.
13. Грамматика общения : школа для родителей В.Рахматшаева –М., 1995.
14. Сам себе взрослый, ребенок и родитель: В.Каппони, Т.Новак; Санкт-Петербург, 1995.
15. Аддиктивные состояния человека: учебное пособие / С.В.Дремов, А.М. Уразаев, Н.Л. Мамышева, И.В. Малиновский, Томск, 2000.
Категория: Для психологов | Добавил: Anica (09 Май 2012)
Просмотров: 5040 | Рейтинг: 1.0/ 9 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
16 Май 2024
04:30


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz