Вторник, 14 Май 2024, 21:20
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Для психологов [736]
Геронтопсихология [10]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51636


Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Психология » Для психологов

Осторожно! гиперопека или… Как не задушить ребенка в своих объятиях
Не так давно, гуляя с сыном 2,5 лет на детской площадке, услышала изумленный вопрос от двух мамочек – «Как Вы научили его так ловко лазить по лестницам, висеть вниз головой, кувыркаться и т.д.? Вы на какие-то занятия ходите? Или к спорту с раннего детства приучаете?» Я, не думая, совершенно на автомате ответила: «Да я просто не ограничиваю его, не трогаю – у него есть возможность решать, что делать, куда лезть, где опасно, а где нет».

Ответив так, я обратила более пристальное внимание на детей, с которыми гуляли вышеупомянутые мамы. Девочка лет 3-х и мальчик примерно этого же возраста пытались забраться на лестницу, скатиться с высокой, по мнению мам, горки, покачать друг друга на качелях – мамы же сопровождали их попытки постоянными одергиваниями, страховали, помогали им не упасть (или упасть?), постоянно говоря при этом: «Не лезь так высоко – упадешь, Не качай качели – ударишься, не залезай на эту горку – она для взрослых…» В итоге дети все равно пытались забраться выше по лестнице, скатится с высокой горки – но как только оказывались у цели, начинали паниковать, кричать и плакать.

Надо оговориться, что я сына, конечно, тоже контролирую и стараюсь не допускать совсем уж опасных ситуаций. Я пристально наблюдаю за тем, что он делает на детской площадке и не только – но прихожу на помощь только, когда он сам меня зовет или начинаю страховать тогда, когда понимаю, что есть реальная опасность увечий. Но, по мнению мамочек с детской площадки, они делают тоже самое, наверное. Тогда где же тогда истина, где золотая середина?

Про гиперопеку написано немало хороших статей и заметок, все последствия и причины гиперопеки достаточно известны. Но как же понять – где «гипер», а где в меру и как избежать гипооеки (отсутствие необходимых ребенку заботу и внимания)? Как избежать ошибок, о которых большинство родителей, наверняка знают из научно-популярной литературы? С таким вопросом я пришла домой после той прогулки.

Гиперопека – чрезмерный контроль и опека ребенка в семье. При гиперопеке подавляется самостоятельность и инициатива ребенка, замедляется развитие личности. Одним из распространенных результатов гиперопеки является «выученная беспомощность» - когда ребенок, встречаясь с любой сложностью или проблемой, даже не пытается ее решить, воспринимая такую задачу, как не выполнимую. Определение вроде бы достаточно понятное - но как на практики понять, ограничивается ли самостоятельность ребенка, осуществляется ли чрезмерный или достаточный контроль. Как найти те «контрольные» точки, те весы, по которым возможно было бы определить степень опеки ребенка в семье? Ведь для каждого из нас схожие вроде бы ситуации могут означать совершенно разное.

К примеру, для одних родителей постоянное нахождение ребенка на руках у матери до 1-1,5 лет – это и есть предпосылки к гиперопеке; для других – это нормальная, правильная ситуация, в которой родитель дает ребенку необходимые для него тепло, защиту, комфорт. Для одних отсутствие большого количества запретов для ребенка - это стремление дать ребенку как можно больше возможней познавать мир, для других – признаки гипоопеки (отсутствие должного контроля, заботы). Постоянный неотступный контроль и указания ребенку, что можно делать, а что нельзя – для одних родителей является признаком гиперопеки, для других способом уберечь чадо от возможных ошибок, ушибов и разочарований. Как же вывести формулу нормального поведения родителя?

Наверное, в первую очередь стоит задуматься о том, почему и для чего родитель ограничивает/не ограничивает, запрещает/не запрещает, контролирует/не контролирует ребенка. И первой, самой, наверное, распространенной причиной чрезмерного ограничения ребенка в его действиях является подспудное (часто не осознаваемое) желание родителя сделать свою жизнь (читай - сделать ребенка) максимально удобной.

Представьте себе ситуацию: ребенок недавно научился ползать и стремится залезть во все возможные места, узнать и увидеть все, что раньше было вне поля его досягаемости – сталкиваясь при этом с достаточно опасными и неудобными, по мнению родителей, вещами. Такими вещами могут стать и колюще-режущие предметы, и баночки с разными сыпучими продуктами, и домашняя химия, и грязная обувь, и папины инструменты и т.д. и т.п. Стремясь сделать свою жизнь более удобной, мы либо закроем все полочки, шкафчики на замок, либо уберем все с «нижнего яруса нашего жилища», либо посадим малыша в «загон», называемым манежем. Что произойдет в итоге? Маме и папе стало жить спокойнее, а малыш, к сожалению, лишен возможности познать, что так необходимо для нормального развития в его возрасте.

Но как же быть? Неужели давать ребенку возможность порезаться, испачкаться в грязи от обуви, рассыпать все крупы и наестся химии? Самое время достаточно честно ответить себе на вопрос – что я делаю для реальной безопасности малыша, а что для того, чтобы облегчить себе жизнь. И если ножи и домашнюю химию мы убираем потому, что столкновение их с ребенком в этом возрасте может привести к угрозе его жизни, то как по поводу всего остального? Неплохой выход из ситуации я слышала от одной из моих знакомых: если Ваш ребенок проявляет повышенное внимание к розеткам – может, стоит купить ему удлинитель и спрятать его под холодильником? Пусть вдоволь наиграется, найдет и спрячет обратно – познает мир в очень безопасной ситуации при этом, ощущая полную реальность происходящего (удлинитель-то спрятан!). Конечно, рецепт сработает для ползунка, а вот для ребенка в возрасте 2-х, 3-х лет придется придумывать что-то более изощренное. Главное – увидеть потребности малыша, услышать, чего он хочет – и дать ему так вожделенное без опасности для жизни и здоровья.

Второй частой причиной чрезмерного опекания ребенка часто становится наш страх за сына или дочь. Боясь, что ребенок может удариться, порезаться, расстроится, в конце концов – мы оберегаем его от возможных опасностей. Но действительно ли ограждение ребенка от всего и вся поможет ему быть более уверенным, бесстрашным и счастливым? Или не давая ребенку залезть на высокую (по нашему мнению, он-то еще этого не знает) горку, мы лишаем его возможности самому принимать решения, брать на себя ответственность? За кого мы боимся в итоге? За ребенка, который набив пару шишек, станет даже капельку счастливее, потому что обуздал доселе непокоренную вершину или за себя, которая станет сильно переживать, боятся, а потом еще и синяки залечивать? Конечно, в любом деле надо знать меру – не стоит толкать ребенка на те «подвиги», к которым он пока не готов. И, естественно, при покорении любой вершины ребенок должен быть уверен в том, что рядом есть близкий человек, на которого можно рассчитывать в случае, если понадобится помощь. Ведь тогда даже самые сложные задачи станут казаться проще, и желания с ними справиться станет больше.

Отдельно стоит выделить ситуации, когда предпосылками страха за ребенка являются травмирующие для родителей факты «истории семьи». Такими предпосылками могут стать: болезнь ребенка в анамнезе, предшествующее рождению малыша событие – выкидыш, аборт, смерть предыдущего ребенка, сложности с зачатием, в родах или во время беременности. Пережив такие испытания, родители часто становятся чересчур мнительными, оберегают ребенка, ограничивают его, обращаются как с «хрустальной вазой». Причины такой гиперопеки вполне ясны, но оправданна ли такая ситуация? Ведь изначально ребенок учится воспринимать мир вместе с родителем, позже через подражание. Подражая маме и папе, он научится воспринимать себя «хрустальной вазой», в итоге вряд ли будет способен на преодоление препятствий, решение сложных задач. В таких ситуациях родителям просто необходимо проработать собственные страхи, отделить прошлое от настоящего, научится воспринимать ребенка, отдельно от его болезней и тем более отдельно от их, родителей, прошлого.

Третья наиболее распространенная причина проявление гиперопеки со стороны родителей – наше подсознательное желание создать условия для бОльшей, нежели требуется, зависимости наших детей от нас. Подчас нам приятно, что ребенок во всем полагается на факт существования мамы, приравнивая его к тому, что мама-то и решит все!, возникающие перед ним препятствия. Существование такого желания очень просто объясняется, но зачастую, мы сами впоследствии не готовы столкнуться с результатами наших желаний. Ведь ребенок подрастает, а приобретенная привычка использовать маму/бабушку в качестве решения всех проблем остается. И если ситуация мнимой беспомощности ребенка лет до 2-х, 3-х может родителю доставлять удовлетворение, говорить о его необходимости и правильности для малыша, то похожие ситуации в возрасте 6-ти, 7-ми лет и далее станет раздражающей. Так что, может, стоит наслаждаться тем, насколько Ваш ребенок уверен в маме и папе, насколько доверяет им, насколько готов на них положиться, что способен сам идти на подвиги и не испытывать при этом страха, боязни и недоверия себе и миру.

Всё, что я пыталась донести, можно свести к нескольким общим знаменателям, которые, по-моему, мнению, способны стать теми самыми ориентировочными «маячками», о которых я писала в начале. Главное, слышать ребенка, его потребности и желания, видеть в нем отдельную личность, человека. Не надо при этом заменять то, что старается донести до Вас сын или дочь на свои страхи и опасения. Нужно постараться разделить «котлеты от мух», свои желания, цели и намерения, от того, что требуется Вашему чаду.
Категория: Для психологов | Добавил: vadik11092 (27 Авг 2012)
Просмотров: 789 | Теги: объятиях, своих, Осторожно!, РЕБЕНКА, не, или…, задушить, Как, гиперопека | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Вторник
14 Май 2024
21:20


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz