Вторник, 14 Май 2024, 08:14
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Для психологов [736]
Геронтопсихология [10]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51636


Онлайн всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Психология » Для психологов

Если Ваш ребенок застенчив…
Несколько лет назад в психологическую консультацию обратилась мама семилетней девочки. Женщину на момент обращения за помощью беспокоило то, что дочь была излишне застенчивой. И это было не только мнение родителей, но и мнение педагогов, как в общеобразовательной школе, так и в балетной студии.

Эта личностная особенность девочки могла оставаться только лишь особенностью, но девочка обладала, по мнению балетмейстеров, удивительной пластичностью и грациозностью, и могла солировать в спектаклях. Но пресловутая застенчивость моментально сковывала все изящество движений, как только девочка оказывалась один на один со вниманием зрителей. О том, чтобы выступать на большой сцене не могло быть и речи, поскольку перед большой аудиторией девочка и вовсе могла растеряться.

Балетмейстер недоумевала, в присутствии зрителей девочка менялась на глазах: движения становились» деревянными», лицо испуганным и напряженным. В преддверии большого и ответственного выступления танц класса, ситуация становилась просто неразрешимой.

Положение усугублялось еще и тем, что девочка стала заикаться в минуты волнения во время ответов у доски в обычной школе.

Диагностика личности девочки, анализ внутрисемейной ситуации показал, что у нее сформировались стойкие невротические реакции, являющиеся следствием чувствительной душевной организации девочки и авторитарным стилем воспитания матери.

Мама, занимая руководящий пост, в семье проводила ту же стратегию поведения, что и на работе, требуя беспрекословного подчинения от домочадцев. Психологи предупреждают, что в семьях, где лидером является жесткая и авторитарная мать, дети часто вырастают безвольными и безынициативными.

У девочки развились защитные механизмы поведения: так, не выдерживая жесткого и пристального внимания к себе в силу излишней чувствительности, для того, чтобы снять излишнее напряжение, она начинала улыбаться. Ее улыбки не всегда соответствовали ситуации. Не зная ответа на вопрос, под пристальным взглядом учительницы, девочка начинала судорожно улыбаться. Учительница воспринимала ее улыбку за издевательскую ухмылку, наказывая девочку двойкой и соответствующей записью в дневнике. Мама, выслушав гневную тираду учительницы, дома добавляла ремешка. Результат – заикание девочки.

Понадобилась долгая и кропотливая работа, как с самой девочкой, так и с ее мамой для того, чтобы распутать этот сложный клубок.

Наиболее отрадным в проведенной работе было то, что мама осознала, что самое главное – это личностное благополучие ее дочери. А не оценка ее способностей посторонними взрослыми, что излишняя требовательность и строгость проявленная к детям с утонченной душевной организацией приводит прямо к противоположному эффекту. Снижение уровня требований и ожиданий матери по отношению к дочери привели к тому, что девочка постепенно восстанавливала чувство уверенности в себе, избавлялась от страхов отрицательных оценок и зажатости.

«Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы», - подобное выражение достаточно часто встречается в литературе, посвященной проблеме формирования чувства уверенности в собственных силах. Многие взрослые прошли этот путь преодоления собственной застенчивости и неуверенности. Многие одержали победу, некоторые потерпели поражение в борьбе с самим собой.

Психологи утверждают, что глубинные причины застенчивости находятся в раннем и дошкольном детстве, то есть ощущение ребенком себя в возрасте до пяти лет являются базой для внутреннего ощущения себя во взрослой жизни.

Давайте попытаемся разобраться в том, что же такое застенчивость для того, чтобы понять, как с ней быть, если она присуща вашему ребенку. Застенчивость, прежде всего, связана с низкой самооценкой. Низкая самооценка проявляется, прежде всего, в том, что ребенок оценивает свои возможности и способности ниже, чем они есть на самом деле. Застенчивость можно трактовать как "склонность к уединению и скрытность по причине неуверенности в себе", "неловкость в присутствии других людей".

Свои страдания застенчивые дети переживают молча, не делясь с окружающими, тем не менее, весь их внешний облик сигнализирует окружающим - «Я – застенчив». Застенчивость во внешнем поведении проявляется в скованности и неловкости движений, в замкнутой сосредоточенности лица ребенка. На физиологическом уровне – в покраснении лица, учащении пульса и дыхания. В обильном потоотделении.

Как уже было сказано выше, корни застенчивости низкой самооценки находятся в раннем детстве, а точнее в глубинном чувстве недоверия и страха перед людьми и миром. Подобные негативные чувства у ребенка могут сформироваться если:

Ребенок родился «нежданным», то есть первоначальная неуверенность в его рождении со стороны родителей проявляется в последствии у него в неуверенности и застенчивости.
Если во время беременности мама находилась в состоянии выраженного эмоционального стресса. По видимому беспокойство, испытываемое мамой на гормональном уровне, испытывается и эмбрионом, что создает определенные предпосылки для формирования у ребенка негативного чувства по отношению к самому себе.
Отрицательное отношение к беременности и несоответствие пола рожденного ребенка ожидаемому.
Излишне ранняя и потому болезненная разлука с матерью может способствовать формированию излишней чувствительности и зависимости ребенка от эмоционального состояния окружающих людей, которые в свою очередь формируют застенчивость и неуверенность у ребенка.
Излишняя принципиальность и строгость матери способствует формированию застенчивости у мальчиков. То же самое можно сказать и по отношению отца к девочкам. Когда родители противоположного пола относятся к детям не непосредственно, а проявление ими внимания и любви зависит от того насколько дети оправдывают их ожидания.
Отсутствие проявления материнских чувств по отношению к ребенку. Или же эмоциональное неприятие.
У девочек застенчивость и неуверенность в себе может быть вызвана недостаточно активной ролью отца в семье. Он может не придавать значения эмоционально близким отношениям с дочерью, быть слишком занятым или находится на вторых ролях после матери. То есть быть эмоционально блокированным.
И, наконец, каналом передачи детям застенчивости и неуверенности в себе может быть застенчивость и неуверенность в себе самих родителей.
Итак, ощущение собственной несостоятельности и враждебности окружающего мира закрепляются в ребенке с раннего возраста, его последствия могут быть самыми различными:

застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить новых друзей и получать удовольствие от приятного общения;
она удерживает человека от выражения собственного мнения и отстаивания своих интересов;
застенчивость не дает возможность другим людям оценить положительные качества другого человека;
усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;
мешает ясно мыслить и эффективно общаться;
как правило, сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.
Однако в любом явлении есть свои плюсы и минусы, поэтому не всегда застенчивость вредна и губительна для ребенка и взрослого. «Сдержанный, серьезный, непритязательный, скромный» – эти слова характеризуют застенчивых детей с положительной стороны. А если признать их как личностную особенность и придать им соответствующий блеск, то обладающий этими качествами человек может прослыть утонченным.

Сосредоточенность на своих внутренних переживаниях способствует развитию у человека личностной глубины. Утонченный мир застенчивого человека прекрасен, но в наше время застенчивый человек имеет слишком мало шансов на успешную реализацию в социуме. А при неудавшейся попытке превратить свои недостатки в достоинства может развиться депрессия.

С застенчивостью, низкой самооценкой, вытекающими отсюда робостью и замкнутостью можно справиться, если психологически грамотно выстроить отношения с самим собой и ребенком.

Итак, если вы отмечаете, что застенчивость вашего ребенка обусловлена, прежде всего, вашими высокими требованиями и ожиданиями по отношению к нему, снизьте их уровень до реального уровня развития своего ребенка. Совсем не обязательно постоянно требовать от ребенка, чтобы его успехи были такими же, как у детей ваших знакомых. Каждый ребенок по-своему уникален и неповторим.

Если рождение малыша было не запланировано, или же у вас после рождения изменились обстоятельства жизни, в этот нет вины ребенка. Отвергая его явно или неявно, вы ничего не сможете изменить в своей жизни, а вот сформировать в малыше невереннность, застенчивость – очень даже может быть. То же самое можно сказать и относительно несоответствия пола рожденного ребенка. Малыш родился. Он живет и хочет быть счастливым. А для этого ему необходимы ваша любовь, забота, тепло рук матери, нежность ваших прикосновений.

Помните, что излишняя строгость и принципиальность, проявленная родителем противоположного пола, часто является причиной робости во взрослой жизни, когда выросшим детям так или иначе, приходится выстраивать интимные отношения с противоположным полом.

Практика показывает, что способствовать формированию робости и застенчивости могут и бабушки и дедушки, если, кончено они много времени проводят рядом с ребенком.

Если вам кажется, что вы достаточно лояльны и демократичны с детьми противоположного пола, а ребенок скован, зажат, неуверен в себе, понаблюдайте за бабушками и дедушками, которые живут с вами Или же принимают активное участи в воспитании ваших малышей. Проведите с ними соответствующие беседы.

Также следует расширять круг знакомства малыша. С этой целью почаще приглашайте к себе друзей. Берите ребенка с собой в гости. Но делайте это предельно аккуратно, ведь интенсивность воздействия на застенчивого ребенка может вызвать противоположный эффект.

Не стоит постоянно беспокоиться за малыша, стремиться полностью оберегать его от возможных опасностей. Дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.

Постоянно укрепляйте в ребенке уверенность в себе и собственных силах. Пусть любое позитивное действие не остается незамеченным вами, хвалите не самого ребенка, а конкретное действие, совершенное им, если конечно оно этого заслуживает.

Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением с посторонними взрослыми. Создавайте эти ситуации сами, искусственно.

Придерживаясь изложенных рекомендаций. Не забывайте, что застенчивость может быть всего лишь особенностью, изюминкой вашего ребенка. Не переусердствуйте в ее искоренении. Во всем нужно чувство меры. Удачи вам в воспитании малышей
Категория: Для психологов | Добавил: vadik11092 (27 Авг 2012)
Просмотров: 774 | Теги: ваш, застенчив…, Если, ребенок | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Вторник
14 Май 2024
08:14


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz