Вторник, 14 Май 2024, 09:52
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Для психологов [736]
Геронтопсихология [10]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51636


Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Психология » Для психологов

Дети и деньги
.Мне около десяти лет. Я возвращаюсь из магазина с трехлитровым бидоном молока и по пути домой захожу в «Промтовары», там я вижу на витрине симпатичную резиновую игрушку - то ли мышку, то ли хомячка, и мне очень хочется ее купить. Сдачи, оставшейся после покупки молока, на игрушку не хватает, но у меня дома хранится банка с медными копейками, я прихожу домой, добираю необходимую сумму и возвращаюсь в магазин, где вручаю девушке-продавщице горсть меди. Она долго пересчитывает копейки, наконец, небрежным движением ссыпает их в отделение для мелочи и отдает мне мышку.
В каждой семье есть определенная схема обращения с этим многозначным феноменом - деньгами, и она напрямую связана с общим семейным сценарием, является его частью. На то, как будет зарабатывать и расходовать деньги ребенок, влияет отношение к этому процессу людей из его ближайшего окружения: родителей, бабушек, дедушек, друзей и приятелей ребенка.

Каждому из родителей хочется, чтобы в будущем ребенок был финансово состоятелен, имел достаточно денег, чтобы удовлетворять свои потребности, и умел их, то есть деньги, зарабатывать. Стратегии для достижения этой цели выбираются самые разные и почему-то далеко не все приводят к желанной цели. Интересно, почему?

На пути к состоятельности. Желания

Понятие «состоятельность» шире, чем финансовое положение человека. Финансы - это часть реальной состоятельности, которая означает динамическое равновесие между человеком и его окружающей средой. Состоятельный человек осознает свои потребности и знает, как необходимо взаимодействовать со средой, чтобы добиться их удовлетворения. Поэтому, воспитывая ребенка, мы должны учить его прислушиваться к своим желаниям, чтобы в будущем он мог отличить их от желаний других людей. Ребенку трудно выражать и защищать свое желание, если оно не согласуется с желаниями близких. Как- то я стала свидетелем такой сцены: бабушка и мальчик лет 10 стояли около прилавка с видеокассетами. Из разговора я поняла, что мальчику выделили деньги на покупку кассеты, и он хотел потратить их на «Ужастики». Бабушка же уговаривала внука купить что-нибудь более мирное и спокойное. Налицо был конфликт желаний. В конце концов бабушка «продавила» свое желание - мальчик отдал ей деньги и потерял интерес к прилавку с кассетами. Иногда на консультации или в разговоре со знакомыми родители сетуют на сына или дочь: «Он ничего не хочет, ничем не интересуется!» Возможно, это именно тот случай, когда ребенок не чувствует собственных желаний, похороненных под грудой чужих - мамы, отца или приятелей.

Бывает, что заветные желания реализуются спустя много лет. В детстве моя подруга очень хотела иметь плюшевого мишку. На день рождения в 6 или 7 лет родители торжественно пообещали ей, что купят любую игрушку, которую она захочет. Наступил день рождения, и вся семья отправилась в магазин. Это были 70-е годы, и на полках отдела игрушек лежали, стояли и сидели мохнатые уродики непонятной принадлежности вместе с пластмассовыми куклами. Подруга же хотела вполне конкретного мишку - такого, которого часто рисуют в детских книжках, например в книге стихов А. Барто. Девочка растерялась. Родители заметили колебания дочери и начали наперебой убеждать ее купить что-нибудь полезное - например теплую кофту или платье. Девочка поняла, что мишки не будет, а если она хочет быть хорошей дочерью, то надо отказаться даже от мохнатых уродцев - «Чего деньги тратить зря!» В тот день семья ушла из магазина с пустыми руками, настроение было испорчено у всех. Подруга пронесла свое желание через всю жизнь и став взрослой все-таки приобрела «правильного» мишку, который считается ее собственностью, и на него не покушается даже ее дочь.

Наверняка вы знаете взрослых, которые дождавшись желанной самостоятельности реализуют свои детские желания - например, покупают видеофильмы с «Ужасами», едят невообразимое количество сладкого, целыми днями не моют посуду... Эти люди помнят о своих желаниях из детства, но сколько бывших детей уступили взрослому натиску, «прогнулись» под желания родственников и выбрали институт, «в который мечтал поступить папа», или жениха, который нравился маме.

На пути к состоятельности. Возможности

Быть в контакте со своими истинными желаниями - это важная, но не единственная часть состоятельности. Хорошо, когда известно, чего хочется, но еще нужно понимать, как это достичь. На язык купли-продажи это переводится примерно так: «Как заработать средства для реализации своих желаний?» В раннем детстве ребенок еще не понимает смысла денег, да они ему и не нужны - все его желания выполняются непосредственно. Становясь старше, ребенок замечает, что для выполнения желания ему надо вести себя определенным образом - например, быть ласковым с бабушкой, когда хочется ее пирожков, или не ссориться с сестрой, надеясь на ее расположение. Вскоре ребенок замечает, что есть универсальный эквивалент, который помогает реализовать многие желания - деньги, и мне кажется, именно с момента этого открытия ребенок должен их получать. Другими словами, как только ребенок научается производить покупку, очень важно, чтобы у него были собственные деньги. Конечно, заработать в 5-6 лет он еще не может, и свои первые деньги ребенок получает от родителей. Если же собственных финансов нет, то нет и ценного опыта обращения с ними, и позже, когда деньги все же попадают в руки ребенка, какое-то время он учится с ними обращаться - планировать траты, накапливать нужную сумму, разумно расходовать и т. д. Невозможно научиться читать без книг, также невозможно научиться обращаться с деньгами без реальных денег. Важно так же, чтобы деньги ребенку выдавались вне зависимости от его хорошего поведения, успешной учебы и пр. В первом случае вы рискуете воспитать удобного для окружающих человека - но насколько удобно быть таким ему?! Во втором - ребенку будет интересен не процесс учебы, получения знаний, а результат - деньги за хорошие оценки.

Не рекомендуется также давать деньги за выполнение домашней работы - это чревато неприятными последствиями. Моя подруга, стремясь подвигнуть детей к помощи по дому, составила реестр расценок на разные виды домашней работы. Через какое-то время она вынуждена была отказаться от этой идеи: «Это какой-то кошмар! По вечерам прихожу с работы - сын и дочь стоят со списком выполненных дел, требуют оплаты, спорят и ссорятся, кому выносить ведро - едва ли не на части его рвут (вынос помойного ведра, как неприятная процедура, стоит дорого). Без оплаты, просто так пальцем не пошевелят, стали мелочными, словно порядок в доме, покупка продуктов только мне нужна!»

Какая именно сумма выдается ребенку - зависит от материальных возможностей семьи. Важно, чтобы ребенок все же понимал ценность этой суммы, что на зарабатывание ее тратится энергия и время родителей, и она является частью семейного бюджета.

Для постижения финансового опыта нужно, чтобы своими средствами ребенок распоряжался самостоятельно, родители могут советовать, на что потратить деньги, но окончательное решение - за ребенком, иначе профанируется вся идея приобретения опыта. Сумма должна быть постоянной, например, 50 рублей в неделю, и если она истрачена, до следующего срока выдачи ребенок ничего не получает. Если ваше чадо тратит всю полученную на неделю сумму на жевачки или наклейки - не мешайте ему, он получает опыт как распоряжаться деньгами.

Когда ребенок вступает в подростковый возраст и много времени проводит со сверстниками, желательно выдавать ему сумму, соотносимую с «заработками» его приятелей. Если у вашего ребенка денег будет существенно меньше, чем у приятелей - он будет чувствовать себя неловко, если же денег гораздо больше - ваш сын или дочь рискует стать «Дойной коровой» для менее обеспеченных детей, а также спровоцировать их на воровство. Естественно, надо поощрять желание подростка заработать деньги, если это не вредит его здоровью и основной деятельности - учебе. Девочка-подросток вполне может посидеть с ребенком соседки за деньги, а мальчик - заработать, выгуливая чужих собак или разнося пиццу, - придумайте вместе с подростком те способы, которые подходят для вас обоих.



Стратегии финансовой состоятельности. Мир взрослых

Психологи из Новосибирска Горлова М.Ф. и Ефимкина Р.П. описывают несколько стратегий финансовой состоятельности. Они проводят аналогию между процессами пищеварения и зарабатыванием - тратой денег. «Родители вначале обучают ребенка есть пищу, а потом они должны обучить его ловить и есть пищу в «социальных джунглях», то есть уметь планировать, зарабатывать и оптимально тратить деньги. По тому, как проходит процесс пищеварения, можно понять, здоров ребенок или нет. Точно также по тому, как обходится с деньгами взрослый, можно понять, состоятелен он или нет».

Далее авторы выделяют восемь финансовых стратегий, которые зависят от трех основных параметров: сколько человек планирует заработать, сколько он зарабатывает в реальности и сколько и на что тратит.

1 стратегия - «Горка».

Эта стратегия принадлежит человеку, который зарабатывает больше, чем планирует и при этом мало тратит. В метафоре еды это звучит так: «У меня плохой аппетит, я могу добыть много еды, но я голодаю». Эти люди не осознают своих реальных возможностей, не верят в собственную высокую стоимость, и нуждаются в поддержке собственной значимости со стороны другого человека. Они привыкли обходиться малым и не имеют доступа к своим реальным потребностям. Деньги, которые зарабатывают «горки» уходят на людей, которые рядом с ними - это «ямки».

2 стратегия - «Ямка».

Это человек, который планирует заработать много, почти ничего не зарабатывает в реальности и при этом много тратит. В художественной литературе это Эллочка-людоедочка («Двенадцать стульев»), которая имеет высочайшие запросы, сама не работает и тратит весь оклад мужа - инженера.

Из мужских образов это Хлестаков («Ревизор» Н.В. Гоголя), который обладает непомерными запросами, живет за чужой счет и спускает деньги при первой возможности. Проблема «ямок» - неумение зарабатывать, а следовательно, материальная зависимость от партнера, которого они вынуждены эмоционально поддерживать, чтобы не умереть с голоду.

3 стратегия - «Дно».

Обладатели данной стратегии планируют заработать очень большую сумму денег, в реальности ничего не зарабатывают и ничего не тратят. Известная русская поговорка: «По усам текло, а в рот не попало» - это про них. Эти люди не умеют добывать пищу и не умеют есть, от чего испытывают сильный голод. Как правило, это яркие личности с неординарным характером, которые не сумели реализовать свой потенциал. Среди литературных героев это пушкинские Маша из «Дубровского» и Татьяна из «Евгения Онегина» - в конце произведений, вместо живых, полных энергии, страстных женщин мы наблюдаем замороженных существ, потерявших вкус к жизни, пожертвовавших собой во имя долга.

4 стратегия - «Спуск».

Эта стратегия похожа на предыдущую тем, что ее обладатели также планируют заработать много денег, в реальности зарабатывают примерно половину и мало тратят. Положительное отличие от «Дна» состоит в том, что люди «Спуска» все же умеют зарабатывать. В первом случае «пациент скорее мертв, чем жив», во втором - «скорее жив, чем мертв». Сходство обеих стратегий в том, что их обладатели не способны есть, то есть тратить деньги на себя, поэтому испытывают сильный голод, то есть обладают высокими запросами. Они отказывают себе в удовлетворении потребностей, надеясь на лучшее в будущем. Потребность же требует реализации в настоящем. Таким образом, эти люди недовольны настоящим и испытывают страх перед будущим - вдруг мечта не осуществится никогда!?

5 стратегия - «Подьем».

Люди этой стратегии планируют заработать мало, в реальности зарабатывают вдвое больше, но тратят еще больше. Эта стратегия отражает феномен «нищенского» сознания, когда человек не видит своих реальных потребностей, занижает их и живет сегодняшним днем, не беря на себя труд спланировать свое будущее. В этой стратегии есть оттенок криминальности, так как тратить больше, чем у тебя есть, можно только беря деньги в долг, а долги рано или поздно придется отдавать. Такую стратегию могла иметь старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» - она плохо понимает про свои потребности, сначало думает, что для счастья ей достаточно корыта, потом ей и дворца не хватает. В метафоре еды это выглядит так: «Я не чувствую голода, но сьедаю свою еду и еду соседа».

6 стратегия «Равнина».

Обладатели этой стратегии зарабатывают ровно столько, сколько планируют и тратят все, что есть. Если они планируют заработать много, то если проводить аналогию с организмом - это «понос», «все, что я сьедаю, вылетает из моего организма не задерживаясь». Такая стратегия не дает возможности накопления, развития и лишает человека страховки на «черный день». Если же человек планирует заработать мало, то это близко к утверждению - «мне ничего не надо, я ничего не зарабатываю и ничего не трачу», в метафоре еды это «голодание» .Оба варианта похожи тем, что такая стратегия ведет к разорению. И понос, и голодание истощают организм в одинаковой степени. Среди литературных героев подобной стратегией обладал поздний Плюшкин из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя.

7 стратегия «Обрыв».

Это люди, которые планируют заработать много денег, реально умеют это делать, но ни на что их не тратят. В метафоре еды это звучит так: «Я не ем, хотя добываю много еды и имею хороший аппетит». Но если присмотреться внимательно, хороший аппетит не у самого обладателя стратегии «обрыв», а у его нахлебников, то есть человек тратит деньги не на свои потребности, а на потребности близких или организации, которые не отделяет от себя, считает своими собственными.

8 стратегия «Норма».

Люди этой стратегии придерживаются следующего утверждения: «Я знаю, сколько мне надо - я зарабатываю столько, сколько мне надо, трачу я таким образом, что остается запас на непредвиденные обстоятельства». Запросы такого человека реальны, он имеет представление о собственных возможностях и чувство меры в удовлетворении своих потребностей.

В поисках подходящей стратегии. Мир детей

Очень интересно наблюдать, как распоряжаются деньгами дети в условиях психологической игры. Изначальные условия одинаковы для всех, но почему-то используют их дети совершенно по-разному, и как в кривом зеркале отражается финансовый опыт ребенка, приобретенный в семье...Итак, - есть отдельное государство со своей валютой, в котором существует несколько сособов заработать деньги. Можно занять государственную должность Редактора газеты и освещать события, происходящие в стране. Можно стать директором магазина и зарабатывать деньги на разнице между оптовой ценой (той, по которой выдается товар Правителем страны) и розничной - по которой товар покупают жители государства. Можно придумать множество собственных способов зарабатывания денег - аренда книг или игр, привезенных из дома; проведение уроков танца или спортивного мастерства, чтение лекций, продажа собственных рисунков и т. д. Заработанные деньги тратятся в государственном магазине, где можно купить столь любимые детьми чипсы, кока-колу, жевачки и пр. В стране действует система штрафов -за нарушение Законов страны - например за драки, нанесение морального или материального ущерба жителям страны и т.д. В конце игры проводится Аукцион, где дети покупают различные амулеты, связанные с событиями, происходящими в стране, или личные вещи граждан.

Финансовые стратегии, которые выбирают дети, очень выпукло представляют их индивидуальные особенности, преломленные через опыт, полученный в семье и близком окружении.

Лариса, 10 лет, работает очень много, деньги почти не тратит - ее цель - купить на Аукционе понравившееся ожерелье. Девочка переживает, что может не хватить денег и старается работать все больше, а траты свести к нулю. Ее жизненное кредо - всех победить, Лариса не может позволить чтобы ее кто-то обошел на Аукционе, для нее это равносильно поражению. Для наблюдателя со стороны Лариса - трудоголик, но субъективно она не считает себя таковой и продолжает наращивать обороты. Возможно, причины такого поведения в том, что Ларисины родители предъявляют к ней очень высокие требования, напряженный труд считается нормой, а любая поблажка - ленью и недопустимым пороком.

Максим, 13 лет, зарабатывает мало и при этом часто нарушает Законы страны. Выплатив штрафы, мальчик остается без денег. Какое-то время он пытается занимать деньги у более обеспеченных друзей, но долги не возвращает и вскоре теряет доверие кредиторов. Максим сильно завидует чужим деньгам, при этом не стремится заработать, а хочет «урвать кусок на халяву». Из личной беседы выясняется, что у него есть дедушка - сталинист, который оказывает сильное влияние на воспитание Максима.

Кирилу и Саше по 7 лет, но стратегии зарабатывания и траты у них совсем не похожи. Кирилл - старший брат в семье, кроме него еще есть годовалый малыш. В лагере Кирилл добросовестно трудится - рисует картинки (дома мальчик посещает изостудию), зарабатывает деньги участием в конкурсах. При этом Кирилл почти не расходует денег, не нарушает Законы страны и редко посещает магазин. В результате к концу игры мальчик становится одним из самых богатых людей страны - наряду с 12 - 14 летними подростками, у которых, конечно же, больше возможностей для зарабатывания.

Саша, в отличие от Кирилла, - младший брат, и его отношения с деньгами непоследовательны. С утра он одержим идеей копить деньги для Аукциона, но перед обедом тратит всю сумму в магазине. Мальчик также рисует картинки на продажу, но в отличие от Кирилла вкладывает в них мало труда, при этом «заламывает» огромную цену, надеясь, что покупатели сделают скидку на его возраст. Саша привык к уступкам со стороны своего старшего брата и часто эксплуатирует привычную позицию: «Я еще маленький!»

Опыт, получаемый детьми во время игры, необычайно ценен. Они начинают по-другому относиться к реальным деньгам, к самому процессу зарабатывания и труду вообще. Жизнь в Психологическом лагере не ограничивается финансовыми отношениями - там идет много параллельных процессов - но, как мне кажется, уже ради подобного живого опыта (обогащения, разорения, выживания в условиях конкуренции) туда стоит поехать.



Вместо заключения

Деньги - это энергия, и как всякая энергия они могут быть использованы во благо и во вред. Деньги - это возможности, но обращению с ними необходимо учиться. Прошло то время, когда мы жили в условиях «социального зоопарка» (метафора Горловой М.Ф. и Ефимкиной Р.П.), где каждому был гарантирован стандартный паек, а попытки заработать чуть больше воспринимались в штыки. Позже мы пережили шок от понимания, что деньги - это еще не все, что «Богатые тоже плачут!». Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был счастливым - научите его прислушиваться к своим желаниям и находить средства и возможности для реализации этих желаний. Научите его быть состоятельным
Категория: Для психологов | Добавил: vadik11092 (27 Авг 2012)
Просмотров: 706 | Теги: дети, деньги | Рейтинг: 1.0/ 9 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Вторник
14 Май 2024
09:52


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz