Суббота, 27 Апр 2024, 18:55
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю математики

Методические рекомендации по совершенствованию преподавания математики.
Проведённый ЕГЭ по математике позволяет реализовать двуединую цель этой формы итоговой аттестации: объективно оценить соответствие уровня базовой математической подготовки выпускников общеобразовательных учреждений Хабаровского края программным требованиям и выделить наиболее подготовленных абитуриентов для поступления в вузы и ссузы.

Итоги проведения ЕГЭ говорят о том, что 74,25 % выпускников края подтвердили достаточный уровень усвоения элементов базовой математической подготовки по предмету «Алгебра и начала анализа». 26,97% всех выпускников показали хороший и высокий уровни математической подготовки.

Однако, по-прежнему, результаты единого государственного экзамена по математике в крае ниже общероссийских показателей: «неудовлетворительных» отметок у нас больше на 4%, «удовлетворительных» – больше на 12 %. Соответственно, «хороших» отметок меньше на 10%, а «отличных» – на 6%.

Анализ выполнения заданий контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по математике выпускниками края и абитуриентами позволяет отметить нижеследующее. При выполнении заданий базового уровня

1. Итоги экзамена демонстрируют стабильность результатов выполнения заданий по линии тождественных преобразований. Однако в среднем от 16 до 29 % выпускников испытывают затруднения в применении основных понятий, свойств и формул при упрощении стандартных выражений. Отмечаемые из года в год проблемы при работе выпускников над данным типом заданий свидетельствуют о недостаточном внимании, уделяемом формированию алгебраических понятий при изучении курса алгебры в основной и старшей школе.

2. Как показывает анализ решений уравнений и неравенств базового уровня, зная алгоритмы решения основных типов логарифмических и показательных уравнений и неравенств, выпускники плохо знают свойства функций, на которых основаны решения этих уравнений и неравенств. При решении тригонометрических уравнений затруднения вызывает любой усложняющий элемент задания, например, отличный от единицы коэффициент при аргументе. Даже достаточно сильные учащиеся, приступающие к заданиям типа С, демонстрируют формализм в усвоении базовых знаний и неумение их применить зачастую в стандартных ситуациях.

3. Сравнительно неплохие результаты, показанные выпускниками по линии функционально-графических представлений и линии производной и первообразной, объясняются типичностью заданий, отсутствием усложняющих элементов. Но, несмотря на относительную лёгкость, с ними не справились от четверти до десятой части всех участников экзамена, демонстрируя полное незнание основ теоретических знаний.

При выполнении заданий повышенного уровня

1. Вновь, как и в прежние годы, отмечаем, что при неплохом уровне тождественных преобразований на базовом уровне выпускники демонстрируют крайне низкую алгебраическую культуру на повышенном уровне. Они не умеют переносить известные способы действий в изменённую ситуацию, увеличение же количества шагов в решении или необходимость синтезировать знания из разных разделов резко снижают результативность. Эти же проблемы возникают при решении уравнений и неравенств на повышенном уровне.

2. Слабые результаты по темам «Производная» и «Применение производной к исследованию функции», хотя на её изучение отводится достаточное количество времени по любому из учебно-методических комплектов для 10-11 классов.

3. Особую тревогу вызывает показатель решаемости текстовой задачи: почти 94% не приступивших к решению или не справившихся с ним! А ведь соответствующие умения развиваются на протяжении всего курса начальной и основной школы. При всей «необязательности» выполнения задания учителю следует обратить внимание на развитие умений решать текстовые задачи, ведь именно они демонстрируют наличие у выпускника умения логически мыслить: при анализе предложенной ситуации, создании её математической модели, решении и интерпретации полученного результата.

4. Учитывая, что уровень предлагаемых в части 2 геометрических зада-ний повышенный лишь по отношению к базовому и задачи должны быть вполне решаемы, особенно теми из выпускников, кто претендует на отметки «4» и «5», считаем крайне низкими полученные показатели выполнения этих заданий.

При выполнении заданий высокого уровня сложности

Напомним, что выполнение заданий с развёрнутым ответом демонстрирует реализацию школой главной цели преподавания математики – обучения школьников решению задач (в отличие от репродукции готовых алгоритмов). Практически во всех задачах типа С от выпускника требуется умение преобразовать условие задания, самостоятельно сформулировать ограничения на переменные, подобрать из арсенала известных методов решения адекватный полученной математической модели, применить его и оценить результат с учётом ограничений. При этом необходимо привести логически грамотную и аргументированную цепочку рассуждений, как правило, приводящую к отходу от стандартных приёмов и методов. Такие умения демонстрирует небольшая часть экзаменующихся: в зависимости от сложности задания от 0,09 до 10,53% выпускников общеобразовательных учреждений нашего края.

Таким образом, главными проблемами преподавания математики в общеобразовательных учреждениях края по-прежнему остаются:
значительный процент (25,75%) выпускников не овладевает миниму-мом элементов содержания обязательных результатов обучения по матема-тике;
низок уровень алгебраической и вычислительной культуры выпускников, недостаточно сформированы их алгоритмические умения;
налицо формальный уровень усвоения основных математических понятий и, как следствие, неумение выпускников продуктивно действовать в ситуациях, отличающихся от типичных;
недостаточно развиты навыки самоконтроля даже у наиболее подго-товленных к экзамену учащихся;
в обучении низок уровень внутрипредметных связей, вследствие чего выпускники неуспешны в комплексных, многошаговых заданиях;
недостаточно сформированы предметные компетенции по отдель-ным темам и содержательным блокам («Логарифмы», «Функции», «Тригонометрия», «Производная и её применение»).

Для повышения уровня математической подготовки школьников учителям и методическим объединениям учителей математики рекомендуется:
изучить и обсудить данные аналитические материалы и методические рекомендации по итогам проведения ЕГЭ по математике в 2003-2006 гг. Постоянно держать в поле зрения материалы по итогам проведения ЕГЭ, публикуемые в специализированных периодических изданиях;
использовать в своей работе возможности, предоставляемые многочисленными сборниками по подготовке к ЕГЭ, систематическими публикациями в специализированной прессе (журналы МИФ, МИФ-2, «Математика для школьников» и т.п.), возможностями Интернета (демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов, демоверсии прошлых лет, интерактивные версии, открытый сегмент банка заданий по математике для проведения ЕГЭ);
провести поэлементный анализ заданий, традиционно вызывающих трудности у выпускников, и предусмотреть систематическую работу по формированию и развитию соответствующих базовых умений и навыков;
использовать результаты государственной (итоговой) аттестации вы-пускников основной школы по алгебре в новой форме как диагностику сфор-мированности базовых знаний и умений и провести календарно-тематическое планирование курса алгебры и начал анализа с учётом необходимой коррек-ции при изучении основных тем курса;
при организации учебного процесса руководствоваться принципами дифференциации и индивидуализации обучения; при проектировании и проведении учебных занятий использовать деятельностный подход, обеспечивая значительную долю самостоятельности старшеклассников в освоении умений, навыков и способов действий;
особое внимание уделять формированию математических понятий, осознанному усвоению их школьниками;

использовать систему элективных курсов в старшей школе для удовлетворения познавательных потребностей учащихся с высокой мотивацией к изучению математики.
Категория: Учителю математики | Добавил: demonos (01 Апр 2012)
Просмотров: 875 | Рейтинг: 1.0/ 4 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
27 Апр 2024
18:55


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz