Период 1920-30х годов ознаменовался становлением советской психологии на основе философии марксизма. В этот период закладываются две основные взаимосвязанные темы в истории советской психологии, которые будут определять её развитие на протяжении последующих десятилетий. Это, во-первых, поиск конкретно-эмпирического наполнения марксистской психологии. Во-вторых, это тема поиска самостоятельного, отличного от физиолоческого, социологического, литературоведческого, антропологического, медицинского и проч. исследования самостоятельного объекта и оснований психологического исследования, отличного от физиологического, социологического, литературоведческого, антропологического, медицинского и проч. исследования. И в то же время, психология в этот период развивается в тесном взаимодействии и диалоге с разнообразными смежными областями «человековедения» и представлена разнообразными пограничными школами и исследовательскими традициями.
Годом признания советской психологии следует считать 1929, когда первая представительная группа советских ученых была заявлена для участия в IX международном психологическом конгрессе. И в то же время, параллельно с процессами интеграции советской науки в международную науку и становления оригинальных научных школ, проходят и противоположные процессы ограничения академической свободы и введения ценупры и государственного контроля над научными исследованиями. Так, 1930-е гг. ознаменованы рядом инспирированных органами государственного контроля дискуссий в психоневрологических науках, таких как «реактологическая» и «рефлексологическая» дискуссии, в ходе которых обсуждаемые научные направления были неизменно осуждены и преданы анафеме, а их представители и последователи должны были опубликовать публичные покаяния в признании ошибочности своих взглядов.
После постановления ЦК ВКП(б) «о педологических извращениях» 1936 года такие области прикладных исследований как педология и психотехника были практически закрыты и запрещены, и были поглощены психологией. Годы Большого террора (1937-38), во время которых развитие науки было несколько заторможено, а целый ряд выдающихся отечественных ученых и их покровителей был сослан, заключен или физически уничтожен, внесли сумятицу в сложившиеся отношения в структуре власти и науки. Тем не менее, к 1939 году все наиболее существенные связи между психологической наукой и властью были восстановлены. Серия докторских диссертаций, публикаций психологических монографий и учебников, избрание Узнадзе академиком Академии наук Грузинской ССР, учреждение сектора психологии (1941), а впоследствии и Института психологии АН Грузии (с 21 августа 1943), награждение С. Л. Рубинштейна Сталинской премией (1942) и избрание членом-корреспондентом АН СССР, основание Академии педагогических наук РСФСР (АПН РСФСР) (Постановление СНК СССР от 6 октября 1943 г. «Об организации Академии педагогических наук РСФСР»; постановлением СНК РСФСР от 11 марта 1944 г. был утвержден первый состав действительных членов — 13 человек и членов-корреспондентов — 13 человек), а также введение психологии в школьную программу (1945) завершают этот период развития отечественной психологии как самостоятельной дисциплины.
Дисциплины
Таким образом, в Советском Союзе развитие психологии как самостоятельной марксистской науки в этот период проходит на стыке таких дисциплин как физиология высшей нервной деятельности (Павлов), рефлексология (Бехтерев), реактология (Корнилов), психоанализ (Ермаков, О. Шмидт и В. Шмидт, С. Шпильрейн, Лурия), педология (Залкинд, Моложавый, Блонский, Выготский), психотехника (И. Шпильрейн, Геллерштейн, Н. Бернштейн), психогигиена (Розенштейн, Рохлин, М. Лебединский), психотерапия (Платонов, Протопопов), дефектология (Выготский, Рау, Соколянский, Данюшевский, Занков, Соловьев), языкознание и литературоведение (Марр, ученые круга Бахтина, Московского лингвистического кружка, ОПОЯЗ'а), теория театра и кинематографии (Эйзенштейн, Мейерхольд, Курбас), зоопсихология (Вагнер, Северцов, Боровский, Войтонис, Ладыгина-Котс)
Научные съезды 1920 24 июня-2 июля — I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью 1923 10-15 января — I-й Всероссийский съезд по психоневрологии VII Международный психологический конгресс (The 7th International Congress of Psychology), Oxford, Оксфорд, Великобритания 1924 3-10 января — II-й Всероссийский съезд по психоневрологии, Петроград 26 ноября-1 декабря — Второй съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН) [1][2] 1925 11-19 января — I-й Всероссийский учительский съезд 20-24 июля — Международная конференция по обучению глухих (International conference on the education of the deaf), Лондон, Великобритания (представитель от Советского Союза — Л. С. Выготский) 1926 6-11 сентября — VIII Международный психологический конгресс (The 8th International Congress of Psychology), University of Groningen, Гронинген, Нидерланды 1927 апрель — Всесоюзная педологическая конференция (педологическое совещание) июнь — 1-я Всесоюзная конференция по психофизиологии и профподбору, Москва 10-14 октября — IV Международная психотехническая конференция, Париж 28 декабря — 4 января 1928 г. — Всесоюзный педологический съезд 1928 V Международная психотехническая конференция, Утрехт 1929 19-23 августа — XIII Международный физиологический конгресс, Harvard, Бостон, США 1-7 сентября — IX Международный психологический конгресс в Йельском университете (впервые в работе психологического конгресса участвует представительная делегация от Советского Союза) 1930 25 января — 1 февраля — Первый Всесоюзный съезд по изучению поведения человека («поведенческий съезд»), Ленинград 23-27 апреля — VI Международная психотехническая конференция, Барселона 5-10 мая — Первый международный конгресс по психогигиене, Вашингтон май — III Всероссийский съезд по охране детства 10-16 августа — Первый Всероссийский съезд по политехническому образованию, Москва 1931 20-25 мая — Первый Всесоюзный съезд по психотехнике и психофизиологии труда, Ленинград 31 августа-4 сентября — I международный неврологический конгресс, Берн, Швейцария 8-13 сентября — VII Международная психотехническая конференция (VII International Congress of Applied Psychology (or Psychotechnics)), Москва 1932 X Международный психологический конгресс, Гронинген XIV международный физиологический конгресс, Рим 1934 18-24 июня — Первый Всеукраинский съезд невропатологов и психиатров, Харьков (тезисы докладов съезда, pdf) VIII Международная психотехническая конференция, Прага (последняя предвоенная Международная психотехническая конференция) 1935 29 июля-2 августа — II международный неврологический конгресс, Лондон, Великобритания 8-18 августа — XV международный физиологический конгресс, Ленинград-Москва
1936 XI Международный психологический конгресс, Мадрид — конгресс не состоялся по причине гражданской войны в стране, перенесен в Париж и проведен там в 1937 г. 1937 апрель — Первая Всероссийская конференция по педагогическим наукам, ВКИП, Москва август — XI Международный психологический конгресс, Париж (последний предвоенный международный психологический конгресс) август — I конгресс по детской психиатрии, Париж декабрь — XV международный офтальмологический конгресс, Каир, Египет (представитель от Советского Союза — С. В. Кравков) 1938 7-9 декабря — первая научная конференция Харьковского педагогического института
События
1920-е гг. 1920 24 июня-2 июля — I Всероссийский съезд деятелей по борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью 1923 10-15 января — I-й Всероссийский съезд по психоневрологии, впервые прозвучала программа построения марксистской психологии (Корнилов) ноябрь — Г. И. Челпанов уволен с поста директора Психологического института; на его место назначен К. Н. Корнилов 1924 3-10 января — II-й Всероссийский съезд по психоневрологии, Петроград; доклад Выготского, переезд из Гомеля в Москву 26 ноября-1 декабря — Второй съезд социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН) 1925 11-19 января — I-й Всероссийский учительский съезд защита диссертации Выготского Психология искусства первая и единственная заграничная поездка Выготского: командирован в Лондон на дефектологическую конференцию; по дороге в Англию проехал Германию, Францию, где встречался с местными психологами 1926 Выготский госпитализирован с туберкулёзом, в больнице пишет заметки, вполедствии опубликованные под названием Исторический смысл психологического кризиса, ставшие манифестом культурно-исторической психологии 1927 апрель — Всесоюзная педологическая конференция июнь — 1-я Всесоюзная конференция по психофизиологии и профподбору, Москва 27 декабря — скоропостижная смерть В. М. Бехтерева 28 декабря 1927 г. — 4 января 1928 г. — Всесоюзный педологический съезд 1929 1-7 сентября — IX Международный психологический конгресс в Йельском университете; впервые в работе этого конгресса участвует представительная делегация от Советского Союза [править] 1930-е гг. 1930 25 января — 1 февраля — Первый Всесоюзный съезд по изучению поведения человека («поведенческий съезд»), Ленинград 23-27 апреля — VI Международная конференция по психотехнике в Барселоне (от Советского Союза участвует И. Шпильрейн, также зачитан доклад Л. С. Выготского in absentia об изучении высших психологических функций в психотехнических исследованиях) 5-10 мая — Первый международный конгресс по психогигиене, Вашингтон (Л. М. Розенштейн, А. Б. Залкинд [3]) 9 октября — доклад Выготского о психологических системах, прочитанный в клинике нервных болезней 1 МГУ: начало новой исследовательской программы 1931 реактологическая дискуссия 20-25 мая — Первый Всесоюзный съезд по психотехнике и психофизиологии труда, Ленинград 8-13 сентября — VII Международная психотехническая конференция (VII International Congress of Applied Psychology (or Psychotechnics)), Москва сентябрь — Выготский и Лурия поступили на заочное отделение медицинского факультета в Украинской психоневрологической академии в Харькове октябрь-декабрь — переезд Лурии, Лебединского, Леонтьева, Запорожца и Божович из Москвы в Харьков, основание Харьковской психологической школы 1932 декабрь — доклад Выготского о сознании, компиляция конспектов А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца опубликована под именем Выготского как его доклад Проблема сознания; расхождение с группой Леонтьева в Харькове 1933 февраль-май — Курт Левин останавливается в Москве проездом из США (через Японию), встречи с Зейгарник, Лурией, Выготским 1934 11 июня — Выготский умер (с 9 мая — на постельном режиме) 18-24 июня — Первый Всеукраинский съезд невропатологов и психиатров, Харьков 1935 август — XV международный физиологический конгресс, Ленинград-Москва С. Л. Рубинштейн публикует Основы психологии 1936 13 февраля — умер Г. И. Челпанов 27 февраля — умер И. П. Павлов 4 июля — постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»; фактический запрет педологии как научной дисциплины и начало гонений на психотехнику и психологию июль — Арон Борисович Залкинд умер от инфаркта на улице, возвращаясь с собрания, где было оглашено Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», Москва 1937 26 декабря — по обвинению в шпионаже и участии в контрреволюционной террористической организации приговорен к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян Исаак Нафтулович Шпильрейн (реабилитирован в июне 1957 г.) 1938 7-9 декабря — первая научная конференция Харьковского педагогического института, первое публичное упоминание «Харьковской школы»