Проект сюжетно – театрализованной игры «Лесной дозор» для детей среднего дошкольного возраста
Цель: формировать умение творчески развивать сюжет игры.
Задачи:
• развивать интерес к игре через театрализованную деятельность; • формировать положительные взаимоотношения между детьми; • в совместных с воспитателем играх совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия; • помогать пользоваться предметами заместителями; • использовать выразительные средства интонацию, мимику, жест); • создать «зону успеха» для каждого ребенка, для самовыражения.
Создание предметно-развивающей среды:
• уголок «Зимнего леса»; • уголки «Дочки-матери», «Столовая», «Парикмахерская», «Строители»; «Доктор Айболит», «Дорожная азбука», книжный уголок «сказочный ларец» Обеспечить свободный доступ в уголки.
Материалы, оборудование:
• костюмы лесных зверей (зайчиков, лисичек, волка, совы, медведя, сороки, снегиря); • костюм и атрибуты для милиционера (жезл, фуражка); • костюм и атрибуты повара; • костюм и атрибуты врача; • костюм и атрибуты строителя; • костюм и атрибуты парикмахера; • образ корреспондента заранее создаётся детьми; • микрофон, фотоаппарат; • сумка с билетами для кондуктора; • руль; • путеводитель.
Предварительная работа:
• беседы о зимних явлениях; • заучивание стихов, примет о зиме; • чтение «Зимовье зверей»; • чтение и заучивание наизусть потешек, поговорок, пестушек и т.д.; • словарная работа; • объяснить детям значение фразы «Лесной дозор», • экскурсия в зимний лес; • экскурсия на пищеблок; • экскурсия в медицинский кабинет; • экскурсия на стройку; • экскурсия в парикмахерскую; • беседа по правилам дорожного движения; • этюдный тренаж «Лесные герои».
Этапы работы над проектом:
1. Определение проблемы. 2. Создание игровой ситуации. 3. Пути решения. 4. Создание новой проблемы.
ХОД ИГРЫ
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
1. Постановка проблемой ситуации - Сообщение «Лесного дозора» о ситуации в лесу: • медведи не спят, потому что не построили себе берлогу, • лисы не поменяли шубы, • белки не запасли запасы на зиму, • волки ходят лохматыми и не приводят себя в порядок.
2. Выбор вида транспорта и его постройка из подручного материала (мебель, кубики) для поездки в лес.
3. Распределение ролей водителя, кондуктора (с помощью считалки).
4. Использование карты-схемы для определения маршрута.
5. Поездка в лес.
6. Повторное распределение ролей (с помощью жребия), костюмов, планирование игровой деятельности и определение роли воспитателю: • Лисы – парикмахеры; • Волки – клиенты; • Белочки – поварята; • Зайцы – строители; • Сова – аптекарь; • Снегирь – милиционер; • Медведи – родители; • Сорока – продавец; • Воспитатель – корреспондент.
II ЭТАП – «РАСШАТЫВАНИЕ СЮЖЕТА» (РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ)
Дети-герои выполняют свои роли: • Зайцы (строители) строят берлогу для медведей; • Медведи утешают и укладывают спать медвежат; • Белки (поварята) получили в подарок продукты, делают запасы на зиму и готовят обед; • Лисы делают причёски волкам; • Сорока продаёт зимнюю одежду; • Сова (врач) оказывает медицинскую помощь; • Снегирь (милиционер) следит за порядком в лесу; • Воспитатель (корреспондент) берёт интервью у лесных зверей, чтобы напечатать статью в газете для «Лесного дозора» о том, что ситуация в лесу изменилась.
III ЭТАП - «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» (ПЕРЕХОД К НОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
• Воспитатель (корреспондент) сообщает о том что фотоаппарат сломался и фотографии для газеты не получатся. • С помощью рисунков дети восстанавливают события.
IV ЭТАП – АНАЛИТИЧЕСКИЙ
Анализ индивидуального отношения к игре (по программе под ред. М.А.Васильевой)
Ф.И.ребенка 1 2 3 4 ... Играет сосредоточенно Играет целенаправленно Учитывает интересы и желания своих товарищей Дружески разрешает возникающий конфликт Помогают друг другу при затруднениях Примечание
Вывод (педагог проводит анализ игры согласно поставленным вопросам):
1. Определить, как чувствовали себя дети в начале игры. 2. Была ли создана «зона успеха» для каждого ребёнка. 3. Как овладел ребёнок своей ролью. 4. Как вошёл в игру. 5. Соответствовала ли его роль игровой ситуации. 6. Возникали ли конфликтные ситуации, споры во время игры. 7. Применили ли дети предметы-заместители во время игры. 8. Был ли интерес детей к игре. 9. Справились ли дети с поставленной задачей.