План-конспект урока по чтению (2 класс) по теме: М.Бородицкая. "Вот такой воробей". С.Махотин "Местный кот"
Урок Литературное чтение Тема: «М. Бородицкая. «Вот такой воробей» С.Махотин «Местный кот». Цель: учить характеризовать героев, определять мотивы их поведения; совершенствовать умение сравнивать поведение героев; дать представление о том, как работает поэт. Ход урока Организация класса II. Речевая разминка. – Прочитайте скороговорку на доске сначала медленно, затем наращивая темп: У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. III. Проверка домашнего задания. 1. Беседа -Что было задано на дом? -Кто автор стихотворения? -Что узнали на прошлом уроке об авторе? 2. Выразительное чтение стихотворения А.Гиваргизова «Что ты,Сережа, сегодня не в духе?» по ролям. – Кто обсуждает, какое у Сережи настроение? -А кто беседует в последних двух строчках: люди или насекомые? -Почему вы так думаете? - Догадываетесь, почему мальчик невеселый? -О ком автор пишет стихи? 3.Итог по домашнему заданию. IV. Изучение нового материала. 1.Знакомство с творчеством автора. Марина Бородицкая – переводчик, поэт. Родилась 26 августа 1954 года в Москве. Окончила Московский институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Автор 3 лирических сборников, 12 книг стихов для детей, книги сказок и многочисленных переводов. Печаталась в журналах «Новый мир», «Арион» и др. Ведет передачу «Литературная аптека» на Радио России. Преподает английский язык в МГУ. 2. Литературная викторина по произведениям М.Бородицкой. -Из какого произведения эти строки? 1.Ракушки в полоску, и в крапинку тоже, И те, что на радугу цветом похожи, И розовые, как утро, С изнанкой из перламутра. (Ракушки) 2. Он мне мяукнул: «Выручай!» Сказала мама: «Не мечтай.» Он промяукал мне: «Спаси!» Сказала мама: «Не проси.» (Котенок) 3. Вот жизнь-то! Вот подарок! Никто не пристаёт, Значков моих и марок Без спросу не берёт. И не к кому придраться, И не с кем передраться, И некому сказать: "Отстань!" - не слышно братца, Покой и благодать.( Уехал младший брат) 3.Чтение стихотворения М.Бородицкой «Вот такой воробей» учителем. V. Повторное чтение стихотворения учащимися. Чтение по ролям. VI. Беседа по прочитанному. – Вы сможете сказать, что делал мальчик, сидя на скамье? (Мальчик ел бутерброд.) - Вы понимаете, почему воробей рассердился? (Мальчик не делится с воробьем бутербродом.) -Что в разговоре мальчика с воробьем кажется вам смешным? (Смешным детям представляется воинственное поведение маленького воробья.) 4.Знакомство с творчеством Сергея Махотина Сергей Анатольевич Махотин родился в Сочи в 1953 г. Учился в Ленинградском институте киноинженеров, откуда ушел с первого курса, затем в Литературном институте им. А. М. Горького в Москве. Кроме учебы он попробовал себя в самых разных сферах деятельности. Работал ассистентом звукорежиссера на сочинском телевидении, асфальтировал дороги в Ленинграде, ездил и летал по Западной Сибири с геологическими экспедициями в качестве грузчика, был главным редактором юридического научного журнала «Кодекс». Много лет посвятил детской журналистике (газета «Ленинские искры», журнал «Костер», петербургское радио и Радио России, где и сейчас работает редактором). 5.Литературная викторина по произведениям С.Махотина -Из какого произведения эти строки? 1. Я тир выбираю! Потом – шапито, Там зебры и клоун смешной. Но это не главное. Главное то, Что папа, мой папа со мной! (Воскресенье) 2. Только труднее, Труднее всего, Если он скажет: «Не мучайся! Кушай...», (Груша) 6.Чтение стихотворения С. Махотина «Местный кот» учащимися. 7.Далее учитель читает рассуждения Миши. – «“Коту хочется того же, чего и воробью из стихотворения Марины Бородицкой”, – сказал Миша». Вы согласитесь с Мишей? Чего же хочется коту? (Коту, конечно же, хочется есть.) Поведение кота отличается от поведения воробья? (Воробей храбрый, агрессивный, требовательный и настойчивый, а кот ласковый, рассудительный, вежливый и хитрый.) – У кого из вас дома есть животные? А вы понимаете язык животных? Понимаете ли вы желания своих животных: то, что кошка или собака хочет есть, гулять, хочет ласки? Наблюдали ли вы когда-нибудь за птицами во дворе – как они общаются, ссорятся, купаются, едят и т. д. Видели ли вы, как общаются между собой собаки или кошки и т. д. (Ответы детей.) – Если мы будем внимательны к животным, будем к ним приглядываться и прислушиваться, нам очень многое откроется. – Прочитайте плакат Летучей Мыши. Почему поэт может расшифровать то, что говорят животные? V. Итог урока.– С какими произведениями познакомились? Кто их автор? VI. Домашнее задание: выучить любое стихотворение наизусть.