Понедельник, 20 Май 2024, 02:40
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51636


Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Тематическое планирование

План-конспект урока (чтение, 1 класс) на тему: Творчество М. Ю. Лермонтова
Тема: Творчество М.Ю. Лермонтова. Обобщение по изученному разделу.
Контрольный урок «Проверьте себя»
Цели: Создать условия для обобщения знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова.
Содействовать развитию коммуникативной культуры.
Оборудование: Литературное чтение Л.А. Ефросинина М.И. Оморокова (учебники и тетрадь), выставка книг М.Ю. Лермонтова, книги-справочники, детские творческие работы к произведениям автора,
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Повторение произведений М.Ю. Лермонтова.
Учитель. Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
Но что ж? Мне жизнь все как-то коротка
И все боюсь, что не успею я
Свершить чего-то!
Так писал М.Ю. Лермонтов. Но в прожитые неполные 27 лет успел сделать очень многое. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по творчеству М.Ю. Лермонтова.
1. Игра «Послушайте и назовите»
Учитель. «В отчаянии он схватил себя за голову: оставалось только три дня до рокового часа. Однако он сел на коня, взял с собой суму с золотыми монетами – и поскакал, не жалея коня. Наконец измученный бегун упал бездыханный на Арзинган-горе, что между Арзиньяном и Арзерумом…»
Дети. (М.Ю. Лермонтов Ашик-Кериб Восточная сказка).
Учитель. Перечитайте сказку по ролям и найдите ответ на вопрос.
Что помогло Ашик-Керибу доказать то, что он в один день поспел из Арзиньяна в Тифлиз?
Дети. Помогло чудо. Мать его прозрела, и все ему поверили.
Учитель. «И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,…»
Дети. (М.Ю. Лермонтов Три пальмы Восточное сказание)
Учитель. Перечитайте сказание. Какой глубокий смысл описан в сказании?
Сообщение из книг-справочников.
Дети. Описание аравийской пустыни, каравана и трёх пальм заключает в себе глубокий смысл. Лермонтов видел цель жизни в упорном творческом труде, в непрестанном действии, в полезной деятельности. Но осуществление мечты невозможно. Пальмы мечтают приносить благо, хотят, чтобы люди отдыхали под их сенью. Но свершиться, их мечтам, не дано. Человек пришёл и погубил их. Цветущий оазис превратился в пустыню.
Учитель. «Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду –
Ты махнёшь рукой…
Сколько горьких слёз украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,…»
Дети. (М.Ю. Лермонтов Казачья колыбельная песня)
Учитель. Чтение песни наизусть.
Сообщение из книг-справочников. Отношение писателей к творчеству М.Ю. Лермонтова
Дети. Сохранилось предание, что Лермонтов написал казачью колыбельную песню на Северном Кавказе, в станице Червлённой. Будто бы, войдя в хату, где ему была отведена квартира, он застал там красавицу казачку, напевавшую песню над колыбелью. В этой песне вся будущая судьба ребёнка: военная служба, разлука с родными, походы, сражения, героические подвиги, а может быть, и гибель вдали от родной станицы.
По словам Белинского, Лермонтов сумел передать всё, что есть беззаветного в любви матери: весь трепет, всю её страсть, и кроткую нежность, и безграничную бескорыстную преданность.
III Физкультминутка
2. Конкурс «Лучший чтец стихов М.Ю. Лермонтова».
Дети. М.Ю. Лермонтов «Утёс»
Учитель. Что скрыто в образах утеса и тучки?
Сообщение из книг-справочников.
Дети. Под высокохудожественным описанием природы скрыты человеческие отношения.
В образах УТЁСА и ТУЧКИ мы угадываем человеческие встречи и расставания.
Как называется такой прием? Олицетворение.
Вывод. Движение и неподвижность, веселье и плач – так сталкиваются две судьбы. Но симпатии автора явно обозначены на стороне думающего и страдающего утеса.
Учитель. Лермонтов начал переводить стихотворение И.В. Гёте НОЧНАЯ ПЕСНЬ СТРАННИКА. Но отклонился от его текста и создал своё – прекрасное восьмистишие, непохожее на оригинал.
Дети. Вольное переложение стихотворения Гёте «Над всеми вершинами» (Встреча переводчика А.Н. Струговщикова и М.Ю. Лермонтова у писателя В.А. Соллогуба)
Лермонтов:
Не перевёл ли ты «Молитву путника» («Ночную песнь странника») Гёте?
А.Н. Струговщиков:
С первой половиной я сладил, а во второй – не достаёт мне её певучести и неуловимого ритма.
Лермонтов:
А я, напротив, мог только вторую половину перевести. Вот моё стихотворение «Горные вершины».

Учитель. Можно ли сказать, что это стихотворение – метафора: поэт рассказывает о своих чувствах, изображая картину природы?
Сообщение из книг-справочников.
Дети. В.Г. Белинский восхищённо писал «Какое тихое, успокоительное чувство ночи после знойного дня из маленькой пьесы Гёте в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Горные вершины», так грациозно переданной нашим поэтом».
Вывод. Это стихотворение – 8 коротких строк – как бальзам для израненной души уставшего от жизненных трудов человека.
Дети. М.Ю. Лермонтов Парус
Учитель. Какой парус среди бушующей стихии? Не кажется ли вам, что «одинокий парус» – это метафора: поэт говорит, таким образом, о своём одиночестве?
Вывод. За строчками этого стихотворения мы видим личность и судьбу самого поэта.
Сообщение из книг-справочников.
Дети. Впервые стихотворение ПАРУС было напечатано в 1841 году, уже после смерти Лермонтова. Оно стало, очень популярным, в русском обществе и было воспринято как выражение передовых гражданских идей того времени. Стихотворение о парусе, который «просит бури», наводило на размышления о судьбе тех, кто мечтал о подвигах во имя свободы Родины – о революционных бурях.
Учитель. М.Ю. Лермонтов. Отрывок из поэмы «Сашка» «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын»
Назовите главную мысль-чувство стихотворения.
Назовите метафору… (дети выполняют дифференцированное задание на карточках)
Сообщение из книг-справочников.
Дети. М.Ю. Лермонтов родился в Москве. И где бы ни находился потом, всегда говорил: «Москва – моя Родина». В поэме «Сашка» он вспоминает Отечественную войну 1812 года, когда под Москвой – в Бородинском сражении – и в самой Москве сокрушилось могущество французского императора, прославленного полководца Наполеона.
Учитель. Послушаем диалог о великой победе русского оружия под Москвой во время Отечественной войны 1812 года.
Сообщение из книг-справочников
Дети. Бородино – название деревни, находящейся неподалёку от Москвы, на старой Смоленской дороге. Возле Бородина 5 сентября 1812 года произошла великая битва, в которой русские войска под командованием фельдмаршала М.И. Кутузова нанесли поражение французской армии Наполеона.
В царствование Николая I солдатская служба продолжалась 25 лет, и в 1830-х годах в армии служили многие участники Отечественной войны 1812 года. Вот почему молодой солдат, обращаясь к ветерану Отечественной войны с просьбой рассказать ему о бородинской битве, называет его дядей. Это солдат другого поколения.
– Дядя, расскажи мне о великом сражении под Москвой, в котором русские солдаты-богатыри, сподвижники Суворова и Кутузова, сокрушили могущество армии Наполеона.
– И тогда, и сейчас я не просто солдат, я солдат-артиллерист. Я забивал снаряд в свою пушку, дремал у лафета, у станка, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия для стрельбы, т.к. бивак, т.е. стоянка войск, под открытым небом. Наша батарея под командованием Раевского защищала редут. Редут – это квадратные полевые укрепления, обнесённые рвом и насыпью. На Бородинском поле такой редут был возведён на невысоком кургане в центре расположения русских войск. Этот редут вошёл в историю под названием «редута Раевского». Наш редут французы атаковали в течение всего дня.
– И раздавались залпы тысячи орудий?
– «Залпы тысячи орудий» – не случайная цифра, а точное число пушек, действовавших в бородинском бою с обеих сторон.
Учитель. Нелегко найти в нашей стране человека, который не читал бы стихотворения «Бородино».
Дети. М.Ю. Лермонтов «Бородино» (диалог)
Учитель. Бородино – это первое в русской поэзии стихотворение, в котором был изображен главный герой Отечественной войны – народ. Таких правдивых, неприкрашенных, исторически точных описаний войны до М.Ю. Лермонтова не было. Этой точности и правдивости описаний учился у Лермонтова другой великий русский писатель – Лев Николаевич Толстой.
Сообщение из книг-справочников
Дети. Лев Николаевич Толстой в 1909 году сказал: «Бородино – зерно моего романа Война и мир – правдивое, исторически точное описание войны».
Дети. Великий русский критик В.Г. Белинский писал о «Бородино» – «В каждом слове слышится речь солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силён и полон поэзии».
Вывод. Как великий поэт, М.Ю. Лермонтов исповедался в своей поэзии и, перечитывая ее, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека.
3. Работа в тетради.
Рубрика «Проверь себя». (Работа в парах, взаимопроверка)
(Проба пера – сочини стихи о Лермонтове)
Игра «Исправьте ошибку»
Жанры произведений М.Ю. Лермонтова: стихи, сказки, басни, песни, поэмы.
Дети. Лишний жанр – басни, т.к. у поэта их нет.
4. Сообщения о биографии М.Ю. Лермонтова.
Учитель. Что нового вы узнаете о биографии М.Ю. Лермонтова? (Группа готовит сообщения из книг-справочников.)
Дети. М.Ю. Лермонтов родился в Москве 3 октября 1814 года.
Его мать, Мария Михайловна Арсеньева, принадлежала к богатой и знатной семье. Отец Лермонтова – капитан в отставке. Бабушка М.Ю.Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева, нежно
полюбила внука.
Маленькому Михаилу не исполнилось и года, когда его перевезли из Москвы в имение бабушки – в Тарханы. Здесь и прошло детство будущего поэта. В имении он дружил с деревенскими ребятишками, слышал богатую и чистую русскую речь.
Тарханы обогатили Лермонтова впечатлениями, которые оказались важными для развития его мировоззрения и воспитания. Здесь он познал неброскую красоту природы.
В Тарханах М.Ю.Лермонтов приобщился к поэзии деревенского быта. Услышал и полюбил народные песни и предания.
В 1817 году умерла мать М.Ю. Лермонтова, и маленький Михаил остался жить с бабушкой Елизаветой Алексеевной в Тарханах. Елизавета Алексеевна Арсеньева любила и боготворила внука Мишеньку. Михаил Юрьевич тоже любил свою бабушку. Но, оставшись на попечении бабушки Елизаветы Алексеевны, благодарный ей за её любовь к нему, он часто вспоминал отца.
В 1827 году М.Ю.Лермонтов переехал с бабушкой в Москву. А в следующем году поступил учиться в Благородный пансион при Московском университете. Это было одно из самых прославленных учебных заведений. Здесь учился Жуковский, Ф.И.Тютчев, Тургенев и другие известные русские писатели и поэты. В пансионе было распространено увлечение литературой. Здесь Михаил Юрьевич начал писать первые стихи.
В 1830 году юный Лермонтов стал студентом Московского университета. Московский университет был одним из центров культурной жизни России. Михаил Юрьевич продолжал свою литературную деятельность. В 16 лет он был уже зрелым поэтом, но в печати не выступал – сочинял для себя, читал близким людям.
В 1832 году Лермонтов переезжает в Петербург.
В Петербурге М.Ю. Лермонтов поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Здесь он проучился 2 года. Он был полон творческих замыслов. В нём горела и билась живая мысль. Он пишет стихи.
Петербург ему не по душе – Москва ближе и роднее. О Москве позднее в поэме «Сашка» он говорит так: Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын,
В 1834 году М. Ю. Лермонтов окончил военную школу. Его определяют на службу в гвардейский полк, который располагается в Царском селе.
От скуки и разочарования его спасает творческий дар, т.к. его неодолимо влечёт к поэзии.
М.Ю. Лермонтов любил стихи А.С. Пушкина. Он был его современником. Переломным моментом в жизни Лермонтова явилась трагическая гибель Пушкина. На это событие он откликается стихотворением «Смерть поэта».
Власти восприняли стихотворение как дерзкое и мятежное.
По повелению самого царя Лермонтов был выслан из Петербурга на Кавказ, где шла война – под пули.
Жизнь на Кавказе дала ему новое и более глубокое знание жизни людей. В его творчество вошла величественная природа Кавказа, кавказские темы.
Лето и осень 1840 года М.Ю. Лермонтов проводит в военных походах и в сражениях с горцами.
17 июня 1840 года он пишет А.А. Лопухину: «Завтра я еду в действующий отряд на левый фланг в Чечню брать пророка Шамиля…»
А 12 сентября этого года сообщает: «У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов подряд. Нас было всего 2 000 пехоты, а их до шести тысяч, и всё время дрались штыками…» Сражение проходило на реке Валерик, поэтому Михаил Юрьевич написал стихотворение «Валерик», где изобразил войну не в парадном виде, а в крови, в страданиях, в смерти.
15 июля 1841 года около шести часов вечера у подножия горы Машук, состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым. Зарядили пистолеты. Скомандовали: «Сходись!».
Михаил Юрьевич остался неподвижен, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх.
Перед дулом пистолета выражение его лица было спокойное, почти весёлое.
Мартынов быстрыми шагами подошёл к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте. В правом боку дымилась рана, в левом – сочилась кровь, пуля пробила сердце и лёгкие.
Дети. У М.Ю. Лермонтова было тяжелое детство.
Он стал офицером, но продолжал свою литературную деятельность.
Поэт погиб на дуэли.
IV Итог урока
Учитель. М.Ю. Лермонтова не стало. Но осталась память о нём.
Дети. В.Г. Белинский писал: «Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу» («Отечественные записки»).
Дети. Чернышевский называл М.Ю. Лермонтова «…оригинальнейшим из всех бывших у нас до него поэтов».
Дети. В 1840 году В.Г. Белинский говорил: «М.Ю. Лермонтов – глубокий и могучий дух!. Как он, верно, смотрит на искусство, какой глубокий вкус изящного.
О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура! Каждое слово – он сам, во всей глубине и целости творческая натура…»
Учитель. Через всю жизнь пронесешь ты в душе и в памяти стихи и образ этого человека… (Продолжите по одному слову)
Дети. Грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, волевого, проницательного, умного, гениального, бессмертного, свободолюбивого, независимого и навсегда молодого.
V Домашнее задание
Учитель. «Проба пера». Закончите сочинение стихов.
Приготовьте выразительное чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова
Учитель. А теперь поделитесь своим впечатлением от урока.
С КАКИМ НАСТРОЕНИЕМ ТЫ УЙДЁШЬ С УРОКА?
а) ВОЗВЫШЕННЫМ
б) РАДОСТНЫМ
в) ХОРОШИМ
г) ПЛОХИМ
ЗАХОТЕЛОСЬ ЛИ ТЕБЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ Лермонтова?
а) да
б) нет
в) не знаю
ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ:
а) никак
б) плохо
в) нормально
г) хорошо
д) очень хорошо
Я вижу настроение у вас хорошее, радостное, возвышенное. Вы хотите продолжить свое знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова.
Категория: Тематическое планирование | Добавил: vadik11092 (30 Янв 2012)
Просмотров: 3613 | Рейтинг: 1.0/ 11 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Понедельник
20 Май 2024
02:40


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz