План-конспект урока (чтение, 1 класс) на тему: Творчество М. Ю. Лермонтова
Тема: Творчество М.Ю. Лермонтова. Обобщение по изученному разделу. Контрольный урок «Проверьте себя» Цели: Создать условия для обобщения знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова. Содействовать развитию коммуникативной культуры. Оборудование: Литературное чтение Л.А. Ефросинина М.И. Оморокова (учебники и тетрадь), выставка книг М.Ю. Лермонтова, книги-справочники, детские творческие работы к произведениям автора, Ход урока: I. Оргмомент. II. Повторение произведений М.Ю. Лермонтова. Учитель. Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал, как тень Великого героя, и понять Я не могу, что значит отдыхать. Но что ж? Мне жизнь все как-то коротка И все боюсь, что не успею я Свершить чего-то! Так писал М.Ю. Лермонтов. Но в прожитые неполные 27 лет успел сделать очень многое. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по творчеству М.Ю. Лермонтова. 1. Игра «Послушайте и назовите» Учитель. «В отчаянии он схватил себя за голову: оставалось только три дня до рокового часа. Однако он сел на коня, взял с собой суму с золотыми монетами – и поскакал, не жалея коня. Наконец измученный бегун упал бездыханный на Арзинган-горе, что между Арзиньяном и Арзерумом…» Дети. (М.Ю. Лермонтов Ашик-Кериб Восточная сказка). Учитель. Перечитайте сказку по ролям и найдите ответ на вопрос. Что помогло Ашик-Керибу доказать то, что он в один день поспел из Арзиньяна в Тифлиз? Дети. Помогло чудо. Мать его прозрела, и все ему поверили. Учитель. «И только замолкли – в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой, Звонков раздавались нестройные звуки, Пестрели коврами покрытые вьюки,…» Дети. (М.Ю. Лермонтов Три пальмы Восточное сказание) Учитель. Перечитайте сказание. Какой глубокий смысл описан в сказании? Сообщение из книг-справочников. Дети. Описание аравийской пустыни, каравана и трёх пальм заключает в себе глубокий смысл. Лермонтов видел цель жизни в упорном творческом труде, в непрестанном действии, в полезной деятельности. Но осуществление мечты невозможно. Пальмы мечтают приносить благо, хотят, чтобы люди отдыхали под их сенью. Но свершиться, их мечтам, не дано. Человек пришёл и погубил их. Цветущий оазис превратился в пустыню. Учитель. «Богатырь ты будешь с виду И казак душой. Провожать тебя я выйду – Ты махнёшь рукой… Сколько горьких слёз украдкой Я в ту ночь пролью!.. Спи, мой ангел, тихо, сладко,…» Дети. (М.Ю. Лермонтов Казачья колыбельная песня) Учитель. Чтение песни наизусть. Сообщение из книг-справочников. Отношение писателей к творчеству М.Ю. Лермонтова Дети. Сохранилось предание, что Лермонтов написал казачью колыбельную песню на Северном Кавказе, в станице Червлённой. Будто бы, войдя в хату, где ему была отведена квартира, он застал там красавицу казачку, напевавшую песню над колыбелью. В этой песне вся будущая судьба ребёнка: военная служба, разлука с родными, походы, сражения, героические подвиги, а может быть, и гибель вдали от родной станицы. По словам Белинского, Лермонтов сумел передать всё, что есть беззаветного в любви матери: весь трепет, всю её страсть, и кроткую нежность, и безграничную бескорыстную преданность. III Физкультминутка 2. Конкурс «Лучший чтец стихов М.Ю. Лермонтова». Дети. М.Ю. Лермонтов «Утёс» Учитель. Что скрыто в образах утеса и тучки? Сообщение из книг-справочников. Дети. Под высокохудожественным описанием природы скрыты человеческие отношения. В образах УТЁСА и ТУЧКИ мы угадываем человеческие встречи и расставания. Как называется такой прием? Олицетворение. Вывод. Движение и неподвижность, веселье и плач – так сталкиваются две судьбы. Но симпатии автора явно обозначены на стороне думающего и страдающего утеса. Учитель. Лермонтов начал переводить стихотворение И.В. Гёте НОЧНАЯ ПЕСНЬ СТРАННИКА. Но отклонился от его текста и создал своё – прекрасное восьмистишие, непохожее на оригинал. Дети. Вольное переложение стихотворения Гёте «Над всеми вершинами» (Встреча переводчика А.Н. Струговщикова и М.Ю. Лермонтова у писателя В.А. Соллогуба) Лермонтов: Не перевёл ли ты «Молитву путника» («Ночную песнь странника») Гёте? А.Н. Струговщиков: С первой половиной я сладил, а во второй – не достаёт мне её певучести и неуловимого ритма. Лермонтов: А я, напротив, мог только вторую половину перевести. Вот моё стихотворение «Горные вершины».
Учитель. Можно ли сказать, что это стихотворение – метафора: поэт рассказывает о своих чувствах, изображая картину природы? Сообщение из книг-справочников. Дети. В.Г. Белинский восхищённо писал «Какое тихое, успокоительное чувство ночи после знойного дня из маленькой пьесы Гёте в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Горные вершины», так грациозно переданной нашим поэтом». Вывод. Это стихотворение – 8 коротких строк – как бальзам для израненной души уставшего от жизненных трудов человека. Дети. М.Ю. Лермонтов Парус Учитель. Какой парус среди бушующей стихии? Не кажется ли вам, что «одинокий парус» – это метафора: поэт говорит, таким образом, о своём одиночестве? Вывод. За строчками этого стихотворения мы видим личность и судьбу самого поэта. Сообщение из книг-справочников. Дети. Впервые стихотворение ПАРУС было напечатано в 1841 году, уже после смерти Лермонтова. Оно стало, очень популярным, в русском обществе и было воспринято как выражение передовых гражданских идей того времени. Стихотворение о парусе, который «просит бури», наводило на размышления о судьбе тех, кто мечтал о подвигах во имя свободы Родины – о революционных бурях. Учитель. М.Ю. Лермонтов. Отрывок из поэмы «Сашка» «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын» Назовите главную мысль-чувство стихотворения. Назовите метафору… (дети выполняют дифференцированное задание на карточках) Сообщение из книг-справочников. Дети. М.Ю. Лермонтов родился в Москве. И где бы ни находился потом, всегда говорил: «Москва – моя Родина». В поэме «Сашка» он вспоминает Отечественную войну 1812 года, когда под Москвой – в Бородинском сражении – и в самой Москве сокрушилось могущество французского императора, прославленного полководца Наполеона. Учитель. Послушаем диалог о великой победе русского оружия под Москвой во время Отечественной войны 1812 года. Сообщение из книг-справочников Дети. Бородино – название деревни, находящейся неподалёку от Москвы, на старой Смоленской дороге. Возле Бородина 5 сентября 1812 года произошла великая битва, в которой русские войска под командованием фельдмаршала М.И. Кутузова нанесли поражение французской армии Наполеона. В царствование Николая I солдатская служба продолжалась 25 лет, и в 1830-х годах в армии служили многие участники Отечественной войны 1812 года. Вот почему молодой солдат, обращаясь к ветерану Отечественной войны с просьбой рассказать ему о бородинской битве, называет его дядей. Это солдат другого поколения. – Дядя, расскажи мне о великом сражении под Москвой, в котором русские солдаты-богатыри, сподвижники Суворова и Кутузова, сокрушили могущество армии Наполеона. – И тогда, и сейчас я не просто солдат, я солдат-артиллерист. Я забивал снаряд в свою пушку, дремал у лафета, у станка, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия для стрельбы, т.к. бивак, т.е. стоянка войск, под открытым небом. Наша батарея под командованием Раевского защищала редут. Редут – это квадратные полевые укрепления, обнесённые рвом и насыпью. На Бородинском поле такой редут был возведён на невысоком кургане в центре расположения русских войск. Этот редут вошёл в историю под названием «редута Раевского». Наш редут французы атаковали в течение всего дня. – И раздавались залпы тысячи орудий? – «Залпы тысячи орудий» – не случайная цифра, а точное число пушек, действовавших в бородинском бою с обеих сторон. Учитель. Нелегко найти в нашей стране человека, который не читал бы стихотворения «Бородино». Дети. М.Ю. Лермонтов «Бородино» (диалог) Учитель. Бородино – это первое в русской поэзии стихотворение, в котором был изображен главный герой Отечественной войны – народ. Таких правдивых, неприкрашенных, исторически точных описаний войны до М.Ю. Лермонтова не было. Этой точности и правдивости описаний учился у Лермонтова другой великий русский писатель – Лев Николаевич Толстой. Сообщение из книг-справочников Дети. Лев Николаевич Толстой в 1909 году сказал: «Бородино – зерно моего романа Война и мир – правдивое, исторически точное описание войны». Дети. Великий русский критик В.Г. Белинский писал о «Бородино» – «В каждом слове слышится речь солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силён и полон поэзии». Вывод. Как великий поэт, М.Ю. Лермонтов исповедался в своей поэзии и, перечитывая ее, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека. 3. Работа в тетради. Рубрика «Проверь себя». (Работа в парах, взаимопроверка) (Проба пера – сочини стихи о Лермонтове) Игра «Исправьте ошибку» Жанры произведений М.Ю. Лермонтова: стихи, сказки, басни, песни, поэмы. Дети. Лишний жанр – басни, т.к. у поэта их нет. 4. Сообщения о биографии М.Ю. Лермонтова. Учитель. Что нового вы узнаете о биографии М.Ю. Лермонтова? (Группа готовит сообщения из книг-справочников.) Дети. М.Ю. Лермонтов родился в Москве 3 октября 1814 года. Его мать, Мария Михайловна Арсеньева, принадлежала к богатой и знатной семье. Отец Лермонтова – капитан в отставке. Бабушка М.Ю.Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева, нежно полюбила внука. Маленькому Михаилу не исполнилось и года, когда его перевезли из Москвы в имение бабушки – в Тарханы. Здесь и прошло детство будущего поэта. В имении он дружил с деревенскими ребятишками, слышал богатую и чистую русскую речь. Тарханы обогатили Лермонтова впечатлениями, которые оказались важными для развития его мировоззрения и воспитания. Здесь он познал неброскую красоту природы. В Тарханах М.Ю.Лермонтов приобщился к поэзии деревенского быта. Услышал и полюбил народные песни и предания. В 1817 году умерла мать М.Ю. Лермонтова, и маленький Михаил остался жить с бабушкой Елизаветой Алексеевной в Тарханах. Елизавета Алексеевна Арсеньева любила и боготворила внука Мишеньку. Михаил Юрьевич тоже любил свою бабушку. Но, оставшись на попечении бабушки Елизаветы Алексеевны, благодарный ей за её любовь к нему, он часто вспоминал отца. В 1827 году М.Ю.Лермонтов переехал с бабушкой в Москву. А в следующем году поступил учиться в Благородный пансион при Московском университете. Это было одно из самых прославленных учебных заведений. Здесь учился Жуковский, Ф.И.Тютчев, Тургенев и другие известные русские писатели и поэты. В пансионе было распространено увлечение литературой. Здесь Михаил Юрьевич начал писать первые стихи. В 1830 году юный Лермонтов стал студентом Московского университета. Московский университет был одним из центров культурной жизни России. Михаил Юрьевич продолжал свою литературную деятельность. В 16 лет он был уже зрелым поэтом, но в печати не выступал – сочинял для себя, читал близким людям. В 1832 году Лермонтов переезжает в Петербург. В Петербурге М.Ю. Лермонтов поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Здесь он проучился 2 года. Он был полон творческих замыслов. В нём горела и билась живая мысль. Он пишет стихи. Петербург ему не по душе – Москва ближе и роднее. О Москве позднее в поэме «Сашка» он говорит так: Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын, В 1834 году М. Ю. Лермонтов окончил военную школу. Его определяют на службу в гвардейский полк, который располагается в Царском селе. От скуки и разочарования его спасает творческий дар, т.к. его неодолимо влечёт к поэзии. М.Ю. Лермонтов любил стихи А.С. Пушкина. Он был его современником. Переломным моментом в жизни Лермонтова явилась трагическая гибель Пушкина. На это событие он откликается стихотворением «Смерть поэта». Власти восприняли стихотворение как дерзкое и мятежное. По повелению самого царя Лермонтов был выслан из Петербурга на Кавказ, где шла война – под пули. Жизнь на Кавказе дала ему новое и более глубокое знание жизни людей. В его творчество вошла величественная природа Кавказа, кавказские темы. Лето и осень 1840 года М.Ю. Лермонтов проводит в военных походах и в сражениях с горцами. 17 июня 1840 года он пишет А.А. Лопухину: «Завтра я еду в действующий отряд на левый фланг в Чечню брать пророка Шамиля…» А 12 сентября этого года сообщает: «У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов подряд. Нас было всего 2 000 пехоты, а их до шести тысяч, и всё время дрались штыками…» Сражение проходило на реке Валерик, поэтому Михаил Юрьевич написал стихотворение «Валерик», где изобразил войну не в парадном виде, а в крови, в страданиях, в смерти. 15 июля 1841 года около шести часов вечера у подножия горы Машук, состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым. Зарядили пистолеты. Скомандовали: «Сходись!». Михаил Юрьевич остался неподвижен, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх. Перед дулом пистолета выражение его лица было спокойное, почти весёлое. Мартынов быстрыми шагами подошёл к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте. В правом боку дымилась рана, в левом – сочилась кровь, пуля пробила сердце и лёгкие. Дети. У М.Ю. Лермонтова было тяжелое детство. Он стал офицером, но продолжал свою литературную деятельность. Поэт погиб на дуэли. IV Итог урока Учитель. М.Ю. Лермонтова не стало. Но осталась память о нём. Дети. В.Г. Белинский писал: «Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу» («Отечественные записки»). Дети. Чернышевский называл М.Ю. Лермонтова «…оригинальнейшим из всех бывших у нас до него поэтов». Дети. В 1840 году В.Г. Белинский говорил: «М.Ю. Лермонтов – глубокий и могучий дух!. Как он, верно, смотрит на искусство, какой глубокий вкус изящного. О, это будет русский поэт с Ивана Великого! Чудная натура! Каждое слово – он сам, во всей глубине и целости творческая натура…» Учитель. Через всю жизнь пронесешь ты в душе и в памяти стихи и образ этого человека… (Продолжите по одному слову) Дети. Грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, волевого, проницательного, умного, гениального, бессмертного, свободолюбивого, независимого и навсегда молодого. V Домашнее задание Учитель. «Проба пера». Закончите сочинение стихов. Приготовьте выразительное чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова Учитель. А теперь поделитесь своим впечатлением от урока. С КАКИМ НАСТРОЕНИЕМ ТЫ УЙДЁШЬ С УРОКА? а) ВОЗВЫШЕННЫМ б) РАДОСТНЫМ в) ХОРОШИМ г) ПЛОХИМ ЗАХОТЕЛОСЬ ЛИ ТЕБЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ Лермонтова? а) да б) нет в) не знаю ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ: а) никак б) плохо в) нормально г) хорошо д) очень хорошо Я вижу настроение у вас хорошее, радостное, возвышенное. Вы хотите продолжить свое знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова.