Воспитывающая 1.Воспитывать аккуратность, прилежность. 2.Прививать любовь к русскому языку.
Обучающая 1.Совершенствовать навыки определения склонения имён существительных в начальной форме. 2.Научить определять склонение существительного, стоящего в косвенном падеже.
Тип урока:
Урок изучения нового материала
Методы проведения урока: Побуждающий диалог, выдвижение гипотезы, исследование
Формы работы:
Общеклассная, самостоятельная, индивидуальная.
Оборудование: доска, карточки с текстами, карточки – памятки, карточки – алгоритмы, учебник, тетрадь. Ход урока
1.Организационный момент. (1 мин) -Проверили посадку. Стараемся писать в тетради чисто, красиво и грамотно!
2. Актуализация опорных знаний (13 мин)
-Слушаем внимательно предложение и записываем слово на заданную орфограмму.
1 орфогр.: Непроизносимый согласный в корне слова. Над полями и лесами светит яркое солнце.
2 орфогр.: Парный согласный в середине слова. От теплых лучей ожила первая травка.
3 орфогр.: Парный согласный в конце слова Потемнел крепкий лед на реках и озерах.
4 орфогр.: Ь - Показатель мягкости. Как хороша весенняя капель!
5 орфогр.: Двойная согласная в корне слова. Группа ребят отправилась в лес.
6 орфогр.: Гласные после шипящих. С наступлением весны жизнь в лесу пробуждается.
(Дети слушают предложения (читаю каждое предложение 2 раза) и пишут в тетради слова в строчку, через запятую. Ручкой с зеленой пастой подчеркивают заданную орфограмму)
-Проверяем внимательно и доказываем написание. Образец ответа: ( в слове солнце непроизносимый согласный ₍л₎ - проверочное слово солнечный)
На доске появляется запись: Солнце, травка, лёд, капель, группа, жизнь.
-Посмотрите, может быть я выписала лишне слово или, наоборот, не написала какое-то слово. Кто со мной не согласен? (Миша Р. выписал из 3-го предложения слово крепкий. «Я понял! Надо с парной согласной на конце слова, а в слове «крепкий» в середине) (3 ученика исправили ошибки до проверки с доски.) -У кого так, поставили на полях (+) -Что общего у этих слов? (Люся П. – Это всё существительные в ед.числе, И.п. Саша А. - Да, они в Н.Ф. Лера Ш. - Каждое слово начинается с согласной) -Все верно! Какое задание к этим слова я могу вам дать? ( Лайма Я. – Разделить на группы. Влада М. – Насти лишнее слово. Артем Г. – Определить склонение.) -Да, нужно определить склонение у данных существительных. - Сколько склонений в русском языке ? ( Равиль Г. – 3 ) - Как определяем склонение у существительных в Н.ф. ? ( Егор С. – Мы знаем алгоритм ) -Зеленым цветом запишите его у себя в тетради. -На доске составит Настя К. На доске появляется запись : Н.ф.(И.п., ед. ч.)- род, окончание - склонение
(Два ученика слово капель отнесли ко 2 склонению, остальные ребята сделали задание без ошибок)
-Какая задача стояла на предыдущих уроках русского языка ? (-Определение склонения существительных в Н.ф. ) 3. Постановка учебной задачи (7мин)
-Определим задачу на данный урок.
-Возьмите карточку №1 -Прочитайте отрывок стихотворения С.Есенина сначала про себя, чтобы выразительно прочитать вслух и сказать о чем оно. 1. Заколдован невидимкой Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна. (Оля С. читает вслух.) -О чем это стихотворение? (-О лесе.) -О каком? (-О зимнем) -Какие литературные приемы использовал С.Есенин в своем стихотворении, чтобы оно стало красивым? (-Олицетворение: дремлет, подвязалася; -Сравнение : словно белою косынкой) -Найдите имена существительные в данном стихотворении и поставьте под ними (.)
-Сколько имен сущ. нашли ? (6)
(Дети проверяют и доказывают с карандашом в руках. По ходу проверки 2 ученика не отметили сущ. сна)
-Определите падеж данных существительных.
(В помощь над доской висит алгоритм определения падежа: 1. Найти слово, от которого зависит данное сущ. 2. Поставить от него вопрос. )
-По цепочке проверяем, исправляем ошибки ручкой с зеленой пастой. (3 ученика нашли ошибку во время проверки, 2 ученика исправили до проверки.) -Что еще можем определить у данных существительных? (-Склонение) -У каких сущ. вы легко определили склонение? (-лес, сосна) -Почему? ( Ваня Г. – Они в Н.ф., и мы знаем алгоритм) -Кто определил склонение у других сущ. ? (2 ученика подняли руку) -Почему у остальных сущ. труднее определить склонение? (Вероника М- они не в Н.ф.) -Как еще можно сказать? (Артем Г. – они в косвенных падежах)
-Итак! Задача данного урока?
(Миша К.- Мы должны научиться определять склонение существительного, которое стоит в косвенном падеже) На доске под знаком ! написано: Сущ. в косвенном падеже
-Вернемся к стихотворению чуть позже.
Физкультминутка(1 мин)
4 . «Открытие» детьми нового знания (9мин)
-Как же нам поступить, чтобы определить склонение у сущ., которое стоит в косвенном падеже? (Люся П. (ученица, которая попыталась в стихотворении определить склонение всех сущ.) – Мы можем их поставить в начальную форму)
- У нас есть версия. Проведем исследование.
- Возьмите карточку №2 (Такой же текст на доске)
2. Наступила ранняя весна (_____________) в лесу(____________). По дорожке (_____________) побежал говорливый ручеек (_______________). Яркий луч (__________) солнца (____________________) весело заиграл в воде(______________). На пригорке (_____________) появилась молоденькая травка (____________________). Запахло смолой (_______________).
- Прочитайте предложения про себя. -Вслух. - Можно ли прочитанное назвать текстом? - Докажите. (Полина С. – Все предложения связаны по смыслу, можно дать заголовок «Ранняя весна») -Почему ручеек говорливый ? ( Виталий Т. – Вода журчит и ручеек как будто без умолку говорит) -Какое настроение возникает после прочтения этого текста? (Катя Г. – приятное, веселое, Лера К. – весеннее, радостное) -Итак! Какую версию проверяем? (Показывают на доску, где стоит ! и карточка : сущ. в косвенном падеже) (Антон И. – чтобы определить склонение сущ. в косвенном падеже, надо поставить его в Н.ф.)
Три ученика по очереди работают у доски с комментированием. ( В скобках, где необходимо, пишут сущ. в Н.Ф. и определяют склонение)
-Делаем вывод.
На доске появляется алгоритм: Сущ. в косв. падеже - Н.ф.(И.п., ед. ч.) - род, окончание- склонение
(1 ученик у доски проговаривает алгоритм)
- В учебнике на стр. 19 тоже есть вывод, Прочитаем сравним.
5. Первичное закрепление . Самостоятельная работа с проверкой в классе (7 мин)
-Вернемся к стихотворению. -Списать его в тетрадь по памяти. (Ученики выполняют это задание в такой последовательности: 1. Подчеркнуть орфограммы. 2. Прочитать орфографически. 3. Запомнить. 4. Диктовать, проговаривая слоги с орфограммами.)
-Определить склонение сущ., стоящего в косвенном падеже.