Цели урока: • Познакомить детей с творчеством А.П.Чехова. • Отрабатывать навыки выразительного чтения. • Учить делить текст на смысловые части. • Обогащать словарный запас детей. • Развивать мышление, внимание, речь учащихся. Оборудование: слайды.
Ход урока
I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Выступление детей. Чтение рассказов о своем детстве.
III. Постановка цели урока. -- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством А.П.Чехова.
1. Слово учителя. (Слайд 1 – портрет Чехова) Антон Павлович Чехов – один из известнейших на весь мир писателей. Он родился в 1860 году в городе Таганроге в семье мелкого торговца. Отец Чехова разорился и переехал в Москву. Антон остался один в Таганроге. Он учился в гимназии, зарабатывал на жизнь частными уроками. Его писательский талант проявился уже в гимназии. В 19 лет поступил на медицинский факультет Московского университета, через пять лет получил звание врача. Еще студентом Чехов начинает печатать маленькие рассказы в юмористических журналах. Эти произведения приносят ему популярность. В 90 – е годы Чехов стал писателем с европейской известностью, то есть его произведения были известны не только в России, но и во многих Европейских странах. Основная тема рассказов, повестей, пьес, написанных Чеховым в эти годы, - это жизнь обыкновенных людей, современников писателя. В настоящее время имя Чехова является одним из самых популярных в мировой литературе, а пьесы великого драматурга идут на сценах всех континентов.
2. Чтение учителем вступительной статьи в учебнике. -- Что нового вы узнали о жизни писателя? -- Какой он был? Что о нем говорили друзья? -- Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? На ней изображен дом Чехова в Ялте, из – за болезни он достаточно долго прожил в этом доме. Сейчас в этом доме открыт музей. А.П.Чехов не писал специально для детей, но много писал о детях. Сегодня мы прочтем рассказ Чехова, который называется «Мальчики».
IV. Изучение нового материала.
1. Первичное чтение Дети читают цепочкой, по ходу чтения идет словарная работа: (Слайд 2) Розвальни – низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком. Башлык – суконный теплый головной убор, остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки. Сюртук – длинный двубортный пиджак, обычно в талию. Кучер – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже. Бизон – крупное полорогое парнокопытное животное с мягкой шерстью, дикий североамериканский бык. Пампасы – южноамериканские степи. Мустанги – одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий. Урядник – низкий чин уездной полиции. Флигель – пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания.
2. Беседа после чтения: -- Понравился ли вам рассказ? -- Как вы думаете, это грустный или веселый рассказ? Объясните свой ответ. -- Какой фрагмент рассказа вам запомнился? -- Как сестры относились к Володе? -- Как автор относится к мальчикам? Окажите свое мнение примерами из текста. -- В начале и в конце описаны встречи мальчиков с семьей? Чем эти встречи отличаются, чем они похожи? -- Как вы оцениваете поступок мальчиков? -- Правильно ли поступили родители в этой ситуации?
V. Физкультминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас. Поднимаем руки мы по команде «раз». А над нами весело шелестит листва. Опускаем руки мы по команде «два». Соберем в корзинки ягоды, грибы – Дружно наклоняемся по команде « три». На «четыре» и на «пять» Будем дружно мы скакать. Ну, а по команде «шесть» Всем за парты тихо сесть!
VI. Закрепление нового материала
1. Составление плана. Подготовка к выразительному чтению. -- Давайте разделим рассказ на отдельные эпизоды. -- Какие эпизоды вы бы выделили? (Текст делится на части, в каждой части обсуждается, с какой интонацией нужно читать диалоги, выделяется главная мысль) 1) Первый приезд Володи (Его ждут дома, ему очень рады). 2) Действие в столовой (Сравнение мальчиков). 3) Действие в детской (Обсуждение побега). 4) Диалог Чечевицына с Катей. 5) Девочки подслушивают разговор. 6) Прощание с родными (Володя не трусит, он в первую очередь думает о маме, которую очень любит). 7) Диалог Чечевицына с Володей (Напористая сила Чечевицына, нерешительность Володи). 8) Поиски мальчиков (Напряженность действия). 9) Второй приезд Володи (Суета, но нет веселья. Раскаяние Володи). 10) Отъезд Чечевицына (Чечевицын не раскаивается в поступке).
2. Выразительное чтение
VII. Итог урока (Слайд 3) • С творчеством, какого писателя мы познакомились на уроке? • Чем увлекались мальчики того времени? • Какие подвиги хотели совершать? • Можно ли сказать, что характеры у мальчиков одинаковые? Почему? Подтвердите свой ответ примерами из текста. • В чем главная мысль рассказа? • Чему учит этот рассказ?
VIII. Домашнее задание Охарактеризуйте главных героев.