Суббота, 27 Апр 2024, 18:27
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Поурочные планы 2;3;4 класс

Конспект урока русского языка в 4 кл. «Проверка написания гласной в суффиксах -ик, -ек»
Разработала: Круговых Любовь Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ-Лопушская СОШ
им. Н.М.Грибачева,
I кв. категория

Тема: «Проверка написания гласной
в суффиксах -ик, -ек».

Цель: познакомить учащихся с условиями выбора гласных в суффиксах –ик, -ек.
Задачи:
 формировать представление о написании суффиксов –ик, -ек;
 подвести учащихся к самостоятельной формулировке вывода о правописании суффиксов –ик, -ек;
 повторить словообразовательный разбор;
 развивать самостоятельность мышления и познавательные потребности у учащихся;
 способствовать развитию орфографической зоркости;
 воспитывать культуру поведения при работе в парах, группах.

Ход урока.
1. Оргмомент. (Приветствие, знакомство с учителем и гостями. Проверка готовности к уроку.)
-Здравствуйте, дети! Пусть этот урок принесет нам радость общения. Сегодня вам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих успехов.
2. Чистописание.
-Начнём наш урок с минутки чистописания.
-Сегодня вспомним правописание букв к,и,е и соединений с ними.
к и е ки ке ик ек
-А теперь прочитайте предложение на доске. Объясните встретившиеся орфограммы. (Попытаться объяснить написание суффикса в слове «шишек» проблема)
Дятлы и клесты добывают пищу из шишек.
(На доске картинки птиц. Какие сведения об этих птицах вам известны?)
-Запишите предложение в тетрадь. Выделите грамматическую основу предложения.
(Проверка: выделяю на доске. Работа в парах. Дети меняются тетрадями. Карандашом ставят оценки.)
3. Проверка домашнего задания.
-Ребята, скажите, что необычного вы видите на доске? (поезд)
-Как по-другому называют поезд? (состав)
_Что входит в состав поезда? (вагоны)
-А на уроках русского языка где встречалось это слово? (при изучении состава слова)
-Так как мы с вами на уроке русского языка, то и вагоны будут называться по-особому.
-А как, вы узнаете, ответив на вопросы.
(На доске вывешен «поезд», пустые окна вагончиков заполняются ответами)
 Перед корнем есть часть слова,
Слитно пишется она.
И при помощи той части
Образуются слова. ПРИСТАВКА
 Это главная часть основы, общая часть однокоренных слов. КОРЕНЫ
 После корня он стоит,
Перед окончанием.
Его я если заменю,
Другое слово получу. СУФФИКС
 На конце любого слова
Эту часть найдёт наш Вова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь. ОКОНЧАНИЕ
-А какие части слова входят в основу слова?
(приставка, корень, суффикс)
-Эти знания помогут нам выполнить следующее задание.
4. Актуализация знаний.
a) Грамматическая зарядка.
сн жок

к рмушка

зв рек

мяч к
-Объясните, какую букву нужно вставить.
-Какое слово вызвало затруднение? Почему?
-Давайте выясним, в какой части слова находятся орфограммы. Для этого разберем слова по составу.
б) Работа в тетради.
-Запишите слова в тетрадь. Разберите их по составу.
-В какой части слова встретились орфограммы?
-Безударную гласную в корне мы умеем проверять?
-А в суффиксе мы можем проверить написание гласной?
-Так что же мы сегодня должны узнать на уроке? И как мы это можем сделать? (Т.е. какова цель нашего урока? С чего начнем?)
5.Сообщение темы и цели урока.
-Верно. Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, каким правилом нужно руководствоваться при написании гласной в суффиксах -ик, -ек.
-А тема нашего урока: «Проверка написания гласной в суффиксах -ик, -ек». (вывешивается на доске)
6.Изучение нового.
а) Работа на доске и по учебнику. С.132-133.
-Прочитайте слова на доске.
Ключик, кусочек.
-Назовите суффикс в этих словах. Скажите, ударный или безударный в нем гласный звук? (как в слове мячик)
-Значит, совпадает или расходится произношение гласного в суффиксе с его обозначением на письме?
-К какому выводу мы опять пришли? (гласный в суффиксах –ик, -ек надо проверять)
-Обратимся к упражнению107 на с. 132. Может оно поможет нам разобраться, какую же гласную надо писать в суффиксах –ик,-ек.
(Читают задание, просматривают, обсуждают в паре. Затем обращаю внимание на такую же таблицу на доске.)
-Какие изменения произошли со словами из первого столбика? (Было ед.ч., стало мн.ч.)
-Т.е. что сделали? (изменили форму слова)
-Для чего? Что нам это дает? (Мы увидели, что, если гласная остается, то пишем суффикс –ик, а если «убегает», то суффикс –ек.) ИЛИ –Сохранилась ли гласная в суффиксе при изменении формы слова?
б)Работа с правилом, с 133.
-Прочитайте правило на с.133. Какое открытие вы сделали для себя? (Мы сделали правильный вывод о том, как надо проверять безударную гласную в суффиксах –ик, -ек.)
-Сможем ли мы теперь, пользуясь своим открытием, объяснить, какую гласную надо вставить в слове «мячик»? (возвращаемся к этому слову, дети объясняют)
г)Составление алгоритма действий при проверке написания гласного в суффиксах –ик, -ек.
-Составим инструкцию, т.е. алгоритм действий по проверке написания гласной в суффиксах –ик,-ек.
(Проговаривают, я вывешиваю на доске)
7.Физминутка.
-А сейчас проведем физминутку, но не простую. Будьте внимательны. Вам поможет памятка-алгоритм.
-Если я назову слово с суффиксом –ик, приседают мальчики, а если с суффиксом –ек, то приседают девочки.
Дубочек, дождик, дворик, цветочек, песик, звоночек.
8. Закрепление нового материала.
а)Словарная работа.
-Запишите слова-отгадки в тетрадь через запятую, обозначая орфограммы.
• Сам алый, сахарный.
Кафтан зеленый, бархатный. АРБУЗ
-А вы знаете, дети, что арбуз – это большая сладкая ягода.
• Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы. ЗАЯЦ
• Кусочек ткани, обычно квадратной формы.
Предмет одежды или гигиены. ПЛАТОК
• Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом проведет,
Там заметку кладет. КАРАНДАШ
• Маленькая птичка
с коричнево-серым оперением,
живущая обычно близ строений. ВОРОБЕЙ
-Проверим записанные слова. Поменяйтесь тетрадями. Возьмите карандаши. Если слово написано правильно, ставите +, если неправильно _. Правильность написания сверяйте по словам на доске. (вывешены на доске карточки со словами)
-Если все +, то «5», если один _, то «4», два _ -«3», три _ -«2».
б)Образование слов с суффиксами –ик, -ек.
-Образуйте от словарных слов однокоренные с уменьшенным значением.
-Какая часть слова поможет в этом?
-Что мы должны помнить, чтобы правильно написать гласную в суффиксах –ик, -ек?
(Вспоминаем по алгоритму)
-Запишем слова с комментированием.
Арбузики – арбузик, зайчики – зайчик, карандашики - карандашик, платочки – платочек, воробышки – воробышек.
9.Самостоятельная работа.
-Вы, наверное, читали сказку Лии Герасимовой «В стране невыученных уроков» или смотрели мультфильм с одноименным названием. Так вот, Витя Перестукин не хотел учиться. В один из дней даже умудрился получить сразу пять двоек. А единственное правило, которое он знал, это - правило написания суффиксов –ик, -ек. Но прежде чем, он его вспомнил, когда должен был открыть ворота ключом, вот что у него получилось.
Ключек, слоник, хвостек, лучек, сыночик, орешик, садек, овражик.
-Вы же не хотите оказаться в «Стране невыученных уроков»?
-Слушайте задание. Ваша задача – найти ошибки, исправить их и доказать правильность своего утверждения. Записать слова нужно в исправленном варианте, т.е. правильно.
(слабым даю слова-подсказки)
-Проверим, что у вас получилось? (фронтально, подходят по-одному к доске доказывают и исправляют, остальные сверяют в своих тетрадях)
-У кого не было ошибок? Кому было трудно выполнять задание? Почему?
10.Дополнительное задание.
(кто справится быстро с самостоятельной работой)
-Вспомним о весне.
Иду по тропинке,
У самой сосны
Синеет подснежн . к-
Фонар . к весны.
-Списать, вставить пропущенные буквы. Доказать правильность написания.
11.Итог урока.
а)Обобщение. Написание синквейна.
Синквейн (с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения.
Правила составления синквейна:
• одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
• два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
• три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
• фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
• слово или несколько слов, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Написание синквейна детьми.
б)Рефлексия.
-Какова была тема нашего урока? А проблема?
-Что нового вы узнали сегодня?
-Кто научился правильно писать суффиксы
–ик, -ек? А кто еще не уверен в своих силах?
-Вы стали еще умнее и научились применять новое правило на практике.
12.Оценки.
13.Домашнее задание.
-с.133, правило, упр. 109.
Категория: Поурочные планы 2;3;4 класс | Добавил: almar71 (19 Мар 2012)
Просмотров: 2899 | Теги: гласной, языка, конспект, суффиксах, написания, кл., -ик, Русского, «Проверка, урока | Рейтинг: 1.0/ 8 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
27 Апр 2024
18:27


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz