Вторник, 30 Апр 2024, 00:44
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Поурочные планы 2;3;4 класс [281]
Тематическое планирование [208]
Контрольные работы [140]
Проверочные работы диктанты сочинения конспекты [6742]
Внеклассное чтение [140]
Тесты [276]
Классный час (начальная школа) [132]
Открытый урок (начальная школа) [73]
Разное (для начальных класов) [214]
Экология [2]
школьный курс
Новости управления образования [0]
Новости ММЦ [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Для начальных классов » Поурочные планы 2;3;4 класс

И.С. Никитин. «Полно степь моя, спать беспробудно...»
И.С. Никитин. «Полно степь моя, спать беспробудно...»

Тема урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С. Никитина, с его стихотворением «Полно степь моя, спать беспробудно...»; прививать любовь к природе, к слову.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Речевая разминка.
Вёз на горку Саня за собою сани.Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
Прочитайте «жужжащим» чтением.
Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному ?(Одно слово означает имя, а другое
предмет, на котором катаются.)
Назовите знакомые части речи. (Дети называют глаголы: вёз, ухал; имя существительное-горку, Саня, сани; предлоги — на, за, с; местоимение — собою.)
Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы. ( Дети читают.)
Прочитайте с утвердительной интонацией на глаголах.
Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.
А теперь скороговоркой.
III. Введение в тему. Знакомство с творчеством поэта И.С. Никитина.
1.Учитель читает стихотворение И.С. Никитина «Утро».
УТРО

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом,— на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися.
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут...
А восток всё горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт,
По плечу молодцу всё тяжёлое...
Не боли ты, душа! Отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!
2.Знакомство с биографией поэта.
Понравилось вам стихотворение? А знаете, кто его написал ? Его написал Иван Саввич Никитин. (1824-1861) — русский поэт XIX века.
Никитин Иван Саввич (21.9.1824 года, Воронеж - 16.10.1861 года, Воронеж ) - известный поэт.

Родился в Воронеже в семье купца и владельца небольшого воско-белильного завода. В восьмилетнем возрасте он поступил в духовное училище, затем в Воронежскую cеминарию (1834–1843), где у него пробудился интерес к литературе, в это же время начинает писать первые стихи. В 1854 - 55 публикует стихи "Бурлак", "Жена ямщика", "Уличная встреча". За этим последовала поэма "Кулак", такие стихи, как "Ночлег в деревне" (1857 - 58), "Пахарь" (1856), "Нищий" (1857), "Пряха" (1858), "Поминки", "Мать и дочь"(1860). На стихи Никитина создано свыше 60 романсов и песен русскими композиторами. В 1859, после успеха его второго сборника, Никитин приобрел книжную лавку, ставшую центром литературно-общественной жизни Воронежа. Но жизненные силы были на исходе, Никитин заболел чахоткой и 16 октября (28 н.с.) скончался в Воронеже.
Захотелось вам прочитать другие стихи Ивана Никитина ?
Давайте отдохнём, а потом продолжим работу.
IV. Физкультминутка
V. Новая тема
1. Работа над стихотворением « Полно степь моя, спать беспробудно...»
Откройте учебник на странице 66. Посмотрите на портрет писателя... Прочитайте имя поэта. ( Иван Саввич Никитин.)
Я буду читать стихотворение , а вы следите по учебникам.(Учитель выразительно читает стихотворение.)
* * *
Полно, степь моя, спать беспробудно:
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал, — и тепло и светло.
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Белоснежные тучки толпами
В синеве, на просторе, плывут,
По груди у тебя полосами,
Друг за дружкою, тени бегут.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, — посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
Там уж лето… ложись под косою,
Ковыль белый, в угоду косцам!
Подымайся, копна за копною!
Распевайте, косцы, по ночам!
И тогда, при мерцанье румяном
Ясных зорек в прохладные дни,
Отдохни, моя степь, под туманом,
Беззаботно и крепко усни.
(Октябрь) 1854
Понравилось вам стихотворение ? А чём оно ? (Оно о том, как наступает весна.)
2. Беседа по прочитанному.
Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина ?
Опишите их.( Первая картина о том, как степь должна пробудится и умыться росою. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, ка невеста. Т. е. Первая картина о том, как степь расцветёт. Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят. Третья картина — картина неба, по которому плывут тучки.)
Как называет автор траву ? (Муравой.)
К кому обращается поэт ? ( Поэт обращается к степи.)
Согласны ли вы, что поэт изображает степь ка живую? Докажите.( Да поэт изображает степь ка живую. Он обращается к ней:
Степь моя, полно спать беспробудно,
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись.
Принакрой, нарядись,
полюбуйся...)
Как бы вы озаглавили стихотворение ? (Предложение детей.)
Ребята, а все ли выражения вам были понятны в тексте ?
Объясните значение слов:
ПОЛНО (спать беспробудно)- значит, хватит,
КОВЫЛЬ- это степная трава.
В УГОДУ КОСЦАМ- удовлетворить косцов,сделав им приятное (хорошей травой).
КОПНА- небольшой округлый стог сена,снопов.
3.Подготовка к выразительному чтению.
Подумайте в каком темпе вы будете читать стихотворения: в быстром,чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно.(Будем читать медленно,напевно.)
4.Выразительное чтение стихотворения.
VI. Итог урока
С творчеством какого поэта познакомились на уроке ?
О чём стихи Ивана Никитина?
Домашнее задание.
Категория: Поурочные планы 2;3;4 класс | Добавил: vadik11092 (28 Янв 2012)
Просмотров: 14300 | Рейтинг: 1.3/ 23 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Вторник
30 Апр 2024
00:44


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz