План классного часа «О совести». Рекомендации классному руководителю: все вопросы обсуждаются сначала в группе, а затем в классе, итоги обсуждения подводятся с помощью слайдов. Замечание: материалы к классному часу взяты в Интернете. Оборудование: Посадка в группах, музыка Стихи детей, стихи учителя Сердечки для самооценки Карточки для самооценки Презентация учителя Подготовленное чтение по ролям рассказа Гайдара «Совесть» Фильм с А. Лихановым «Совестливость» Синквейн Памятка по воспитанию совести Результаты интервью учителей и учащихся Результаты анкетирования Самооценка Три уровня воспитанности чувства совести Ход классного часа: Сообщение классного руководителя о результатах анкетирования учащихся класса по воспитанности учащихся (Приложение 6) (слайд 2) Чтение рассказа А.П.Гайдара «Совесть» по ролям в начале классного часа, почему с него начали? (Приложение 1) Что такое совесть, и какую роль играет она в совершенствовании человека? (слайд 3) Результаты интервью учителей. В чём проявляется совесть? (слайды 4 - 5) Почему она уходит? (слайд 6 - 7) Для чего нужна совесть? (слайд 8) Результаты интервью детей. Самооценка. (Приложение 3) каждый ребенок ставит на сердечке точки в случае, если он не выполняет какой – либо пункт самооценки. Самопределение уровня воспитанности совести (Приложение 5) Дебаты: Совесть помогает жить Совесть мешает жить Каковы пути формирования совести? (слайды 9 - 11) Стихи. (Приложение 2) Рефлексия – синквейн (слайд 12). Стихи Евтушенко ( читает учитель) Научись встречать беду не плача, Горький миг не зрелище для всех. Знай, душа растет при неудачах И слабеет, если скор успех. Мудрость обретают в трудном споре, Предначертан путь нелегкий твой Синусоидой радости и горя, А не вверх взмывающей кривой. Рекомендация литературы (слайд 13), вручение памяток (Приложение 4) Фильм с А. Лихановым «Совестливость» Приложение 1. А.П.Гайдар «Совесть» Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить. — Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу? — Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть. Приложение 2. Кто ты? Зачем ко мне пришла? Ведь я тебя не звала Жила себе спокойно я всегда Меня ничто не волновало. И что же делать мне теперь? Как жить? Я все хочу исправить. Уж если ты проснулась, совесть Помоги! Как жить теперь мне, совесть, научи. Ведь ты мне друг, советчик мой Тебе себя вверяю. А я с тобой меж тем была всегда Вот только задремала. Теперь проснулась Вижу, ты прекрасно поживаешь Хотя не видишь ничего И ложь не замечаешь, Обиду, зависть подкрепляешь ты И не задумываясь, зло распространяешь. На зло ты отвечаешь злом И цепь свою Тем самым укрепляешь. И вот уже свободы нет Ты в рабстве своего несовершенства Грех, слезы, боль разлук и смерть Вот твой удел теперь вовек. Порви цепь рабства добротой Потоком добрых дел. Любовью ты покроешь зло Прощеньем – наказанье. Верь мне и слушайся меня Я покажу тебе Твой верный путь. Держись его, иди смелей, люби И наслаждайся жизнью вечно!
Приложение 3. Самооценка. 1. Я стараюсь вернуть найденную вещь хозяину без вознаграждения. 2. Я не завидую подруге, когда вижу ее нарядной и красивой. 3. Я возвращаю долг до копейки и в обещанный срок. 4. Я добросовестно выполняю любую работу, в том числе и учебную. 5. Я уступаю место в автобусе слабым и старшим. 6. Я с уважением отношусь к окружающим. 7. Я безвозмездно помогаю старшим. 8. Я никогда не беру чужую вещь. 9. Я не обманываю людей, даже если это выгодно мне. 10. Я требователен к себе. 11. Я проявляю терпение в конфликтах. 12. Я избегаю мстить. 13. Каждый день вечером перед сном я обдумываю, как прошел мой день, что я сделал не так. Приложение 4. Памятка. 1. Знать нравственные понятия. 2. Моральная истина должна стать личной точкой зрения, линией поведения. 3. Делать добро и поступать справедливо из внутренних побуждений, а не ради похвалы. 4. Человек тоже должен чего-то бояться, что-то для него должно быть святым, нерушимым. Святым и нерушимым для человека должны быть сам человек, его честь, достоинство, красота. 5. Видеть то прекрасное, что есть в человеке и что способно пробудить у каждого подростка, юноши, девушки желание быть настоящим человеком. 6. Вкладывать свои духовные силы в труд во имя счастья и блага людей. И.Сельвинский: «Человек, влюбленный в труд, — это чудо, ангел и творец». 7. Бесстыдным, наглым становится тот, кто считает, что ему обязаны все, что он — ни перед кем не обязан. Среди подростков и юношей есть и такие, которые ведут паразитический образ жизни: ничего не дают, а берут все. 8. У человека должны быть обязанности перед другим человеком, это верность человеку. Невоспитанность и невежество в этой сфере приносят большое горе людям (некрепкие браки, родители оставляют детей, а дети — родителей).
Приложение5.
Три уровня воспитанности чувства совести: 1. Высокий. Характерно строгое соблюдение этических стандартов, всегда стремятся к вьполнению нравственных требований. Учащиеся глубоко порядочны не потому, что следят за своим поведением, а из-за внутренних стандартов и требовательности к себе. На нечестные поступки не идут, даже если это не грозит никакими последствиями. Принципы нравственности никогда не нарушают, не идут на компромисс даже в малом. Несут в себе заряд нравственного здоровья. Высокая добрсовестность сочетается с хорошим самоконтролем и стремлением к утверждению нравственных ценностей. Постоянно совершенствуют свой духовный мир. Требования к себе выше, чем требования к другим. Характерно наличие самоконтроля. 2. Средний. Они порядочны, с уважением относятся к нравственным нормам. Точны и аккуратны в делах, стараются быть устойчивым в конфликтных ситуациях. Характерны такие черты, как чувство ответственности, добросовестности, долга, сопереживания. Своим поступкам дают адекватную самооценку, с уважением относятся к нравственным нормам , но в определенных ситуациях не всегда их соблюдают. Уровень требований к себе несколько занижен. Проявляют способность к нравственным суждениям. Любым действиям могут дать собственную оценку. 3. Низкий. Требовательность к себе занижена. Требования к себе ниже, чем требования к другим. Не прилагают усилия для соблюдения нравственных и моральных норм, пренебрежительно относятся к моральным ценностям. Они не постоянны в своем поведении, в отношениях с людьми. Уклоняются от выполнения своих обязанностей. Ради собственной выгоды способны на нечестность и ложь. Могут игнорировать общепринятые правила. В любой момент могут подвести, не испытывая при этом угрызения совести.
Приложение 6. Анкета по определению уровня воспитанности учащихся.
Долг и ответственность 1 Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. 4 3 2 1 0 2 Вношу предложения по совершенствованию работы класса. 4 3 2 1 0 3 Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. 4 3 2 1 0 4 Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. 4 3 2 1 0 Бережливость 1 Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. 4 3 2 1 0 2 Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах. 4 3 2 1 0 3 Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью). 4 3 2 1 0 4 Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,). 4 3 2 1 0 Дисциплинированность 1 Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. 4 3 2 1 0 2 Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. 4 3 2 1 0 3 Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе). 4 3 2 1 0 4 Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. 4 3 2 1 0 Ответственное отношение к учебе 1 Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. 4 3 2 1 0 2 При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. 4 3 2 1 0 3 Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета). 4 3 2 1 0 4 Аккуратен, исполнителен, точен. 4 3 2 1 0 Отношение к общественному труду 1 Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. 4 3 2 1 0 2 Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). 4 3 2 1 0 3 Выполняю трудовые поручения родителей. 4 3 2 1 0 4 Добросовестно выполняю все поручения. 4 3 2 1 0 Коллективизм, чувство товарищества 1 Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. 4 3 2 1 0 2 Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. 4 3 2 1 0 3 Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. 4 3 2 1 0 4 Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. 4 3 2 1 0 Доброта и отзывчивость 1 Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. 4 3 2 1 0 2 Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. 4 3 2 1 0 3 Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим . 4 3 2 1 0 4 Ко мне всегда можно обратиться за помощью. 4 3 2 1 0 Честность и справедливость 1 Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. 4 3 2 1 0 2 Честно сознаюсь, если что-то натворил. 4 3 2 1 0 3 Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. 4 3 2 1 0 4 Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. 4 3 2 1 0 Простота и скромность 1 Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. 4 3 2 1 0 2 Понимаю, что человека уважают не за деньги. 4 3 2 1 0 3 Иногда люблю похвастаться. 4 3 2 1 0 4 Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности 4 3 2 1 0 Культурный уровень 1 Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. 4 3 2 1 0 2 Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. 4 3 2 1 0 3 Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. 4 3 2 1 0 4 Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте) 4 3 2 1 0