Воскресенье, 05 Май 2024, 00:52
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Дефектологу

Особенности коррекционной работы с детьми с комплексными нарушениями в условиях надомного обучения
Одной из задач современной системы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями в развитии является поиск наиболее эффективных форм коррекционного воздействия.

Для детей с выраженными комплексными нарушениями, у которых может наблюдаться сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата, зрительного, слухового анализатора, эмоционально-волевой сферы, решение этой задачи особенно актуально. Это объясняется тем, что дети с такой тяжелой патологией в развитии воспитываются преимущественно дома, т.к. их не берут в специализированные дошкольные учреждения. Эти дети и их родители остро нуждаются в систематической консультативной и реабилитационной помощи специалистов (врачей и коррекционных педагогов).

Одной из форм такой помощи может быть организация надомного обучения и, по возможности, кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) общеобразовательных дошкольных учреждениях.

На современном этапе законодательная база, регулирующая организацию надомного обучения при ДОУ компенсирующего и комбинированного вида, отсутствует. Однако разработка и попытки реализации такой системы обучения ведутся активно( 2,3).

Далее будут рассмотрены результаты коррекционной работы с двумя детьми старшего дошкольного возраста со сложной структурой нарушения в условиях надомного обучения.

Это два брата (В. и Д.) из разнояйцовой двойни, воспитывающиеся в полной, благополучной семьи, в которой есть еще один ребенок – здоровый старший брат 16 лет.

На момент первичного обследования учителем-дефектологом детям было 6 лет 3 мес. (март 2009 года). Анализ предоставленной родителями медицинской документации и результаты беседы с ней позволили выяснить поставленные детям диагнозы и собрать анамнез.

В. Органическое поражение ЦНС (герпетическая инфекция). Спастический тетрапарез. Симптоматическая эпилепсия. Частичная атрофия зрительных нервов, расходящееся косоглазие, нистагм, расходящееся косоглазие, хориоретинит в стадии рубца (сочетание воспаления сосудистой и сетчатой оболочек глаза). Системное недоразвитие речи тяжелой степени у ребенка с выраженным нарушением интеллектуального развития.

Д. Тяжелое органическое поражение ЦНС (герпетическая инфекция). Двойная гемиплегия с гиперкинезами. Судорожный синдром. Частичная атрофия зрительных нервов, хореоретиномегалия слева, расходящееся косоглазие, нистагм. Системное недоразвитие речи тяжелой степени у ребенка с выраженным нарушением интеллектуального развития.

Раннее психомоторное развитие детей протекало с задержкой.

Двигательная сфера. В неврологическом статусе наблюдается нарушение мышечного тонуса по типу спастичности, отмечается ригидность мышц, локальные и глобальные синкинезии.

У обоих детей объем спонтанной двигательной активности резко снижен. Голову не держат, могут поворачивать ее в какую-либо сторону при не продолжительном прослеживании за игрушкой, самостоятельно не сидят (только с опорой и в коляске). Принимаемая поза носит вынужденный характер. Дети не способны самостоятельно передвигаться. Могут совершать движения ногами в виде постукивания, поднимания.

Наблюдается выраженное нарушение мелкой моторики, движения кисти и пальцев рук значительно ограничены. Пальцы приведены к ладони, нет противопоставления большого пальца, отсутствует дифференцированный захват предметов, наблюдаются трудности их удержания. Руки согнуты в локтях и приведены к туловищу. Ведущая рука не сформирована.

Не развита зрительно-моторная координация.

Навыки самообслуживания отсутствуют. Дети питаются протертой пищей. Во время приема пищи и питья постоянно поперхиваются.

Особенности эмоционально-личностной сферы и поведения характеризуются в целом преобладанием положительных эмоций. Однако могут наблюдаться и неадекватные эмоциональные проявления (громкие вскрики, плач и т.д.) в ответ на утомление.

В. очень чувствителен, эмоционально и телесно легко возбуждается. Новые раздражители вызывают мышечное напряжение, клонус в руках и отведение головы с закатыванием глаз и общим легким подергивнием, что может быть похоже на судорожный приступ.

Д. более активный и подвижный, спокойнее реагирует на новые раздражители.

С детьми возможно установить эмоциональный контакт, вызвать у них улыбку и оживление. Общение с членами семьи заключается в том, что дети эмоционально-положительно реагируют на мать, на появление брата и отца, особенно посте относительно продолжительного отсутствия. Незнакомых взрослых встречают с настороженностью и напряжением.

К общению друг с другом проявляет интерес только Д. Это общение заключается в постукивании В. ногами.

Характеристика уровня психоречевого развития детей.

Познавательное развитие детей характеризуется снижением познавательной активности, интереса к окружающему, который незначительно возрастает при привлечении внимания к игрушкам или предметам.

Самостоятельная исследовательская и предметно-манипулятивная деятельность не сформированы. Длительность сосредоточения внимания на каком-либо действии или предмете значительно ограничена. Быстро наступает утомление.

Наблюдающиеся ориентировочные реакции на слуховые и зрительные раздражители не носят познавательный характер. Слуховое внимание на голос и речь снижено.

Характеристика сенсорной сферы: Фиксация взора на предметах и игрушках выражена слабо. Прослеживание движущегося предмета фрагментарно, быстро теряют его из вида.

Наблюдаются значительные трудности понимания обращенной речи. Отмечается неустойчивая ориентировочная реакция на собственное имя. Нет внимания к зрительному восприятию речи.

Характеристика голосовой активности: Дети спонтанно издают недифференцированные звуки, отраженного и певучего гуления нет. Наблюдается произношение гласных а, э.

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания: Отмечается спастичноть мышц губ, языка, щек. Нарушение подвижности губ и языка затрудняет процессы сосания и глотания. Наблюдается повышенная саливация. Из-за патологического строения челюсти (патологических прикус, утолщенные десны) рот остается постоянно приоткрытым, особенно у В. Голос тихий, слабый, немодулированный, быстро истощающийся.

На основании данных обследования дефектологом была разработана программа индивидуальной коррекционной работы с каждым ребенком.

Содержание и организация коррекционной работы.

Дети находятся под наблюдением педагогов лекотеки детского сада компенсирующего вида №2555. В связи с этим, раз в неделю с ними проводит занятие психолог. Задачи работы психолога заключаются в следующем: 1) познавательное и эмоционально-личностное развитие детей; 2) развитие моторики; 3) работа с семьей.

Один – два раза в год детям делается курс массажа (10 процедур).

Структура, направления и задачи коррекционной работы дефектолога с детьми основаны на системе коррекционной работы с детьми раннего возраста, страдающими ДЦП, предложенной Е.Ф.Архиповой [1].

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы дефектолога являются следующие:

1. Формирование мотивационного компонента деятельности.

2. Развитие эмоциональных реакций.

3. Развитие зрительно-моторной координации и слухового внимания и восприятия.

4. Развитие движений рук, нормализация положения кисти и пальцев, необходимая для формирования зрительно-моторной координации и действий с предметами.

5. Формирование манипулятивной функции.

6. Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного массажа, артикуляционной гимнастики: нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата.

7. Формирование понимания обращенной речи.

8. Развитие подготовительных этапов формирования активной речи: стимуляция голосовых реакций, вызывание звуков, произнесение лепетных или простых общеупотребительных слов.

Занятия проводятся раз в неделю, преимущественно в первой половине дня, реже во вторую половину, после обеденного сна. Общая продолжительность занятия колеблется в зависимости от состояния детей и составляет от 1ч.15 минут до 1ч. 45 минут. Занятия проводятся в индивидуальной форме (массаж, отдельные игры), либо совместно (это способствует большей эмоциональности в поведенческих реакциях детей).

Во время занятия дети располагаются на диване, либо на руках у родителей, в связи с отсутствием специализированного рабочего места и не удобством в использовании специализированной мебели. Подобранная для них поза фиксируется подушками и специальными валиками.

Работа с родителями.

На начальном этапе общения с дефектологом поведение мамы было несколько настороженным и тревожным по отношению к педагогу.

Мама постоянно присутствовала на занятиях. Первое время это присутствие являлось пассивным наблюдением. Затем она начала активно включаться в процесс коррекционной работы в виде реализации отдельных элементов занятия (массаж рук, обучение детей простым предметным действиям и т.д.) под контролем дефектолога.

По результатам каждого занятия с мамой организовывалась беседа, направленная на анализ отмеченной на данном этапе положительной динамики, неуспехов детей, особенностей ее самостоятельной работы с ними, наблюдающихся у нее трудностей. Затем маме давались задания на следующую неделю с учетом результатов данного занятия.

Маме также было рекомендовано ведение дневника наблюдения. Однако эта работа не была ею реализована в полном объеме.

Направления самостоятельной работы мамы:

1. Развитие мелкой моторики:

А) Массаж рук.

Б) Развитие предметно-манипулятивной деятельности детей. Формирование умения удерживать предмет в руке. Совместное выполнение предметных действий (перекладывание, вкладывание и т.д. разных по величине предметов). Игра с пирамидкой, «стаканчиками», перекладывание предметов. Игра с куклой (мишкой или другой подобной игрушкой): учить здороваться, кормить, выполнять с ней движения («сядь», «стой», «ляг»), укачивать куклу, катать машину.

Поглаживание разнофактурной поверхности (жесткой, шершавой, мягкой, ворсистой и т.д

2. Стимуляция у детей собственных речевых звуков, слогов и лепетных слов. Выполнение (пассивное) артикуляционных упражнений.

3. Развитие понимания простых инструкций. Учить прислушиваться к звукам речи, дифференцировать различные звуки, понимать свое имя и т.д.

За год, проводимой с детьми коррекционной работы выявлена следующая умеренная положительная динамика, которая была отмечена как дефектологом и психологом, так и родителями:

1. Оба ребенка достаточно быстро адаптировались к занятиям и дефектологу (новому педагогу), узнают его при появлении, эмоционально положительно на него реагируют.

2. Чаще возникают (при появлении педагога, психолога, при одевании) и разнообразнее проявляются положительные эмоциональные реакции.

3. Значительно возросла познавательная активность и мотивация к выполняемым на занятиях действиям: более длительно рассматривают предлагаемые предметы и игрушки, во время прогулок более активны, рассматривают природу, машины и т.д.

4. Небольшое уменьшение спастичности в руках. Начали появляться попытки захвата и удержания предмета.

5. Значительно увеличилась длительность зрительного сосредоточения на предмете и прослеживания за ним при его перемещении (особенно у Д.).

6. Улучшилось понимание обращенной речи. Реагируют на свое имя поворотом головы.

7. Отмечено уменьшение проявления спастичности в артикуляционной мускулатуре.

8. По подражанию и с механической помощью произносят гласные (и, о), их сочетания (иа, аи); появились согласные звуки и слоги (р горловое, га, ка), с механической помощью произносят простые общеупотребительные и лепетные слова (на, дай, иди, ляля). Самостоятельно произносят только некоторые слоги. Следует отметить, что речевая активность В. значительно больше, чем у Д., но у него она характеризуется большей произвольностью. Произнесение звуков стало более напевным.

9. Увеличилась сила и звонкость голоса.

10. Уменьшилась саливация.

Таким образом, организация коррекционно-педагогической работы с детьми с выраженной комплексной патологией в условиях надомного обучения способствует максимальному вовлечению в процесс реабилитации семьи и максимальной реализации индивидуальной системы работы, что способствует появлению динамики в развитии даже у детей с выраженной и сложной структурой дефекта.
Категория: Дефектологу | Добавил: ZarZar (02 Окт 2012)
Просмотров: 1044 | Теги: надомного, детьми, коррекционной, условиях, комплексными, особенности, работы, обучения, нарушениями | Рейтинг: 1.0/ 4 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Воскресенье
05 Май 2024
00:52


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz