Содержание деятельности по психолого-педагогическому сопровождению периода адаптации вновь прибывших учащихся в ОУ
Педагог (классный руководитель):
1. Изучение документации вновь прибывшего учащегося с целью обеспечения преемственности обучения, прогнозирования возможных трудностей в период адаптации.
2. Знакомство вновь прибывшего ученика с правилами поведения и режимом работы новой школы. Формирование представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в классном коллективе.
3. Создание доверительных отношений; авансирование доверием в школе со стороны учителей и одноклассников.
4. Создание ситуации успеха в учебной деятельности, оказание помощи в поиске личностного смысла и мотивации учения.
5. Работа с классом по принятию новичка в коллектив (организация совместной деятельности ради достижения групповых целей через стимулирование между учащимися отношений сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки).
6. Осуществление наблюдения за протеканием процесса адаптации учащегося по разработанным совместно с психологом критериям (основным показателям эффективности адаптации учащихся в коллективе): комфортность, тревожность, коммуникабельность, толерантность, эмпатия, рефлексия, объем контактности, положение в коллективе, наличие общих с коллективом интересов и целей, усвоение и выполнение правил, норм поведения, потребность в коллективном общении.
Организация работы с родителями вновь прибывшего учащегося:
- собеседование с целью выяснения ожидания родителей в связи с обучением их ребенка в новой школе, информирование родителей об особенностях деятельности школы, выработка единых требований к ребенку;
- включение родителей в жизнедеятельность класса с целью мотивации на сотрудничество с педагогами, согласования ценностей семьи и образовательного учреждения;
- помощь в оздоровлении условий семейного воспитания, коррекция стиля семейных отношений (при необходимости).
Педагог-психолог:
1. Изучение документации (личное дело, психолого-педагогическая характеристика и др.) с целью ознакомления с личностными ресурсами учащегося, определения закономерностей протекания адаптации.
2. Совместная разработка (педагог и психолог) диагностически значимых критериев наблюдения за протеканием процесса адаптации учащегося.
3. Анализ и обсуждение полученной в ходе наблюдения информации (выявление различных психолого-педагогических факторов, затрудняющих адаптацию учащегося; выявление синдромов тревожности, агрессивности, нарушений системы самооценок ребенка, уровня притязаний, его интересов и мотивации).
4. Проведение углубленной диагностики эмоционально-волевой, личностной, интеллектуальной сферы учащегося, системы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в случае выявления в процессе наблюдения за учащимся показателей дезадаптации).
5. Разработка индивидуального плана психолого-педагогического сопровождения ребенка, испытывающего трудности адаптации (по итогам углубленной диагностики).
Работа с родителями (при необходимости):
- ориентация родителей в «проблемном поле» ребенка (по итогам наблюдения), разработка рекомендаций;
- анализ недостатков семейного воспитания и коррекция родительского отношения к ребенку.