Общее представление о характере. Основные типологии характера и его акцентуации.
Характер – индивидуально-психологические особен-ти лич-ти, харак-щие отношение чел-ка к миру, другим людям. Х-р – содержательная сторона лич-ти, т к отражает качество отнош-ний (смысл, мотивы). Структура характера: По Ананьеву: Характер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности: В отношении к другим (общительность, замкнутость, лживость, правдивость, тактичность, грубость). В отношении к делу (ответственность, безответственность, трудолюбие, леность). В отношении к себе (скромность, гордость, самоуничижение). В отношении к собственности (жадность, щедрость, аккуратность, неряшливость). Характер обнаруживается в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Различают черты (в общих особен-тях повед-я) и типы характеров (общие способы взаимодействия со средой).
Группы черт хар-ра:1. волевые – целенаправленность, выдержка, дисциплинированность, настойчивость; 2. интеллектуальные - критичность, любознательность, аналитичность, вдумчивость; 3. эмоциональные – вспыльчивость, сентиментальность, экспрессивность. Типология хар-ра строится на основе разных критериев или основаниях. Э. Фромм выделил типологию социальных характеров на основе адаптации чел-ка к социуму и особен-тях взаимодействия с ним: 1. ."садист- Мазохист ", агрессия направлена не на объект, а на чел-ка или самого себя; 2. "Конформист-автомат", приспособление к группе; 3. «Разрушитель», Характеризуется выраженной агрессивностью и активным, стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. Типологии также могут строится по критерию стиля жизнедеят-ти: 1 . гармонично-целостный тип – хорошо адаптируется в разл-х ситуациях, не имеет внутр.конфликтов; 2. внутренне-конфликтный тип, но внешне согласованный со средой – противоречия между внутр. побуждениями и внешним поведением, однако, повед-е согласуется с требованиями общ-ва, склонность к импульсивным действиям, но они сдерживаются волевыми усилиями; 3. конфликтный тип с пониженной адаптацией – импульсивный, преоблагадают негативные эмоции, конфликт между внутр. побуждениями и соц норамами; 4. вариатывный тип, очень быстроадаптируется к любым усл-ям в рез-те беспринципности.
Акцентуация – заострение личностных черт, крайний вариант нормы, но не патология, считается пограничным состоянием. Кербиков выделил три критерия отличие А от психопатии: 1. тотальность проявления, А проявл-ся только в провоцирующих ситуа-ях; 2. стабильность проявл-я при П; 3. соцдезадаптация при П, при А – отклонение от повед-я. Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А. Е. Личко, выглядит следующим образом:
1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее. Со взрослыми - родителями и педагогами - у них нередко возникают конфликты. Увлечения поверхностны и быстро проходят. Они переоценивают свои способности, самоуверенными, стремятся показать себя.
2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают одиночество, тяжело переживают незначительные неприятности, на замечания реагируют раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного.
3.Лабильный тип. Этот тип изменчив в настроении, причем оно непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться ничтожными, Поведение зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.
4. Астеноневротичесчий тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.
5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр. Они застенчивы и робки при посторонних людях, производят впечатление замкнутости. В юношеском возрасте могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников,
6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Однако, они бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенны, нерешительны.
7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа - замкнутость. Они демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир наполнен различными фантазиями.
8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты - жестокость, властность, себялюбие.
9.Истероидный тип. Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. Выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим.
10.Неустойчивый тип. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.
11.Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо - "быть как все". Это тип приспособленца.