Среда, 24 Апр 2024, 06:35
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Шпаргалки для школьников [24]
Шпаргалки для студентов [182]
Шпаргалки для учителей [60]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Шпаргалки » Шпаргалки для студентов

Общая характеристика психоаналитической ориентации в зарубежной социальной психологии
Психоаналитическая ориентация опирается на идеи Фрейда, из работ Фрейда заимствуются идеи которые применяются для анализа социально-психологических проблем. Фрейд. «Массовая психология и анализ человеческого Я». «Тотем и табу». В этих работах Фрейд уходит от анализа отдельной взятой личности, рассматривает групповые процессы, в них рассматривает норму, а не психопатологию. Анализируя групповые процессы, Фрейд использует прием экстраполяции и переноса действия психологических механизмов в семье на любую социальную норму. Любая группа живет по тем же законам, по которым живет любая семья. Фрейд утверждает, что в группе основными механизмами, связывающими людей, являются механизмы идентификации (уподобление себя другому внешнему объекту) и десексуализированного либидо. Либидо - сексуальное влечение, энергетический резерв, который есть у человека, который придает динамику человеку. Десексуализованное – лишено сексуальной энергетики, т.е. не предполагает достижения сексуального компонента (цели). Достигнув сексуальной цели, группа должна распасть, но группа остается, потому что остальные члены не являются сексуальными партнерами, но эмоциональное влечение сохраняется.

По Фрейду сущность любой группы - это эмоциональные либидонозные связи. Очень важным в группе является отношение к лидеру. Группа - это совокупность людей, которые принимают лидера за идеал. Если они идеализируют лидера, значит, идентифицируют, а если они идентифицируются с одним человеком, значит, они идентифицируются друг с другом. В структуре первичной группы выделяет две линии отношений: 1. отношение рядового члена группы к лидеру (идеализация, идентификация) 2. отношение между рядовыми членами группы. Отношение к лидеру является связью 1-го порядка. Если бы не было отношений к лидеру, то не было бы отношений между членами и не будет идеализации лидера, не будет идентификации в группе, считает Фрейд. Фрейд особо рассматривает лидера. Лидер - это человек у которого отсутствуют эмоциональные привязанности к кому бы то ни было, кроме самого себя. Он никого не любит. Именно отсутствие эмоциональных привязанностей делает его независимым и самоуверенным. У других членов группы этих качеств нет, они зависимы и привязаны. Лидер характеризуется нарциссизмом, и благодаря этому он и становится лидером группы. В своих взглядах на природу группы Фрейд дает подробную характеристику отношению к лидеру. Описывая идентификацию, он считает не позитивное отношение к нему, он считает, что она является защитным механизмом. Отношения к человеку амбивалентны, это стремление защитить свое Я, (например, Эдипов комплекс: мальчик – рядовой член группы, а отец – лидер). Отношению к лидеру совпадает отношение ребенка к отцу. Влияние лидера на группу по Фрейду – гипнотическое.

В начале 50-х годов создание теории среднего ранга, которая использует идеи Фрейда. Одна из них - динамическая теория функционирования группы, автор Байон (Бион) – практикующий психоаналитик. Вел группы психоанализа. Его практика наблюдения привела к идеям, которые помогли создать его теорию. Байон предлагает рассматривать группу как макровариант индивида. По мнению Байона: 1) Группы обладает теми же характеристиками, что и отдельно взятая личность. У группы есть потребности, мотивы, эмоции и цели. Проведение такой аналогии позволяет выдвинуть второй тезис: 2) Групповая жизнь протекает на 2-х уровнях или имеет 2 плана. 1 уровень – выполнение какой-либо задачи, на этом уровне действия участников группы являются рациональными и осознанными. 2 уровень – это неосознаваемые вклады членов группы в создании групповой субкультуры (создание системы групповых норм, создание групповых мифов, создание группой истории). Эти 2 уровня групповой жизни необязательно находятся в гармоничном отношении друг с другом, а могут находиться в состоянии конфликта. Если возникает конфликт, то действуют групповые защитные механизмы, которые аналогичны индивидуальным.

Теория развития группы Бенниса и Шепарда Создается в 50-е годы. В основе этой теории лежат процессы, происходящие в Т-группах. Т-группы - это группы социального психологического тренинга. Цель группы социально-психологического тренинга – совершенствование социально-психологической компетенции участников группы. В ходе группы происходит обучение знаниям, умениям и навыкам в сфере межличностных отношений. Формой проведения группы является групповая дискуссия, предметом обсуждения являются реальные отношения между участниками группы. В ходе групповой дискуссии группа анализирует процессы, которые происходят в этой группе, как бы обсуждая себя. В результате такого анализа каждый участник, начинает лучше понимать собственные мотивы, собственные фрустрации, лучше понимает окружающих, и что мешает успешному общению. Также у каждого участника получает возможность апробировать различные способы снятия помех общения. Необходимо чтобы в группе была установлена валидная коммуникация. 1) Валидная коммуникация предполагает, что каждый участник группы может сообщать о своих переживаниях участникам группы. 2) Каждый участник группы воспринимает свое место в системе существующих отношений в соответствии с восприятием других людей, т.е. каждый участник адекватно адекватно воспринимает свое отношение в группе. Должен соблюдаться в группе принцип «здесь и теперь», т.е. участники группы в ходе встречи обсуждают только настоящую ситуацию, а не то, что происходит вне группы. Отлаженная обратная связь должна быть. Именно обратная связь является основным способом, который позволяет изменить отношения и установки человека, и нужно чтобы в группе была создана психологическая безопасность. В группе должно произойти «размораживание», т.е. участники группы должны отказаться от привычных способов поведения и восприятия окружающих людей. Наличие тренера. Функции тренера заключаются: обеспечить атмосферу доверия. демонстрация группе тренером желаемую модель поведения, т.е. ведет открыто, терпимо, является идеальным участником группы.

Тренер не является руководителем этой группы. Количественный состав классической группы от 5 до 7 человек, желательно чтобы участники были незнакомыми людьми. Не продолжительные группы, не терапевтические, они живут от 2-х дней до 2 месяцев. Развитие группы происходит благодаря помехам, которые возникают на пути установления валидной коммуникации. Основная помеха - это ситуация неопределенности, ситуация в которой участники находятся на старте работы. Неопределенность является по мнению Бенниса и Шепарда в вопросе о власти (кто будет лидером?) в группе, и в вопросе взаимозависимости (вопрос о тесноте эмоциональных связей членов группы). Первичным считается вопрос о лидере, а затем вопрос о характере взаимоотношений между участниками группы. Бенис и Шепард выделяют две фазы группового развития и внутри каждой фазы они выделяют по 3 подфазы. Т-группа фактически проходит 6 этапов. I фаза 1 подфаза: Начинается с того, что группа ждет, что тренер возьмет на себя лидерские полномочия, но тренер открыто отказывается от этих полномочий и как следствие этого отказа в группе возникает напряжение, некая обида и неудовлетворенность. Этот отказ становится началом дискуссии, что они будут делать и зачем. Как только дискуссия начинается, то начинается переход к следующей подфазе. 2 подфаза: Группа начинает выбирать лидера. 3 подфаза: Вопрос о лидере решается или нет, кто-то из претендентов либо становится лидером, либо нет, если лидер выдвигается – группа продолжает свое существование, если нет – то группа распадается. Заканчивается I фаза. 4 подфаза: Начинается с эмоционального отреагирования или «всеобщей любви».Участники группы начинают выражают положительное отношение друг к другу. В ходе групповой дискуссии на этой подфазе решается вопрос о групповых нормах, взаимоотношениях, взаимодействиях. Формируется всегда 2 лагера: сторонники близких эмоциональных отношений и сторонники дистанцированных эмоциональных отношений. 5 подфаза: Сторонники близких отношений - это сторонники демократического стиля, а дистанцированные – это сторонники авторитарного. Завершением 5 подфазы становится решение вопроса о характере отношений в группе, в зависимости от того какой лидер был выбран. 6 подфаза - это подфаза оценивания. Происходит оценка каждому участнику.
Категория: Шпаргалки для студентов | Добавил: Wrecker (01 Июн 2012)
Просмотров: 1528 | Рейтинг: 1.0/ 7 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Среда
24 Апр 2024
06:35


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz