Билет № 12. Сравнительная характеристика климата Северного Кавказа и Приморья, причины различий.
Практически вся равнинная территория Северного Кавказа и территория Приморья расположены в зоне умеренного типа климата, только Северный Кавказ находится в подзоне умеренноконтинентального климата, а Приморье – умеренного муссонного. В западной части Северного Кавказа господствуют влажные атлантические воздушные массы (на западных склонах и на побережье выпадает более 2000 мм осадков в год – это влажные субтропики). В восточной равнинной части Северного Кавказа выпадает только 300 мм. В Приморье хорошо выражены влажный летний (когда с Тихого океана приходит муссон) и относительно сухой зимний (когда над сушей устанавливается антициклон) сезоны года. Количество осадков уменьшается с востока на запад с 800—1600 мм до 600—800 мм в районах, расположенных западнее Сихотэ-Алиня. Лето на равнинной части Северного Кавказа теплее и засушливее, чем в Приморье (средняя температура 20—25 °С). Зима так же теплее (0—5 °С). Соответствующие значения для Приморья: 15—20 и –10...... –25° С. В отличие от Приморья, где один тип климата (муссонный), на Северном Кавказе присутствует еще высокогорный (в горной части) и субтропический (в районе Сочи). Высокогорный тип климата характеризуется уменьшением температуры воздуха с высотой и изменением количества осадков. Многие западные вершины Кавказа покрыты ледниками. Кавказские горы выполняют роль барьера на пути холодных северных воздушных масс, и поэтому на побережье Черного моря от Сочи до Туапсе климат субтропический (самое теплое и влажное место в России). 2. Значение транспорта в хозяйстве страны. Виды транспорта и их особенности. Главные транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития транспортной системы России.
Транспорт выполняет роль связующего звена между разными населенными пунктами и производствами; он перевозит людей и грузы, обеспечивает внутреннюю и внешнюю торговлю. Показатель работы транспорта – количество перевезенных пассажиров/грузов, умноженное на расстояние перевозок (пассажирооборот и грузооборот). В России по грузообороту лидируют железнодорожный и трубопроводный виды транспорта, а по пассажирообороту – автомобильный внутригородской. Основная сеть железных и автомобильных дорог России расположена в европейской части. Через всю территорию с запада на восток, начиная от границы с Белоруссией и заканчивая во Владивостоке, проходит самая длинная в мире железная дорога – от Челябинска, именуемая Транссибирской магистралью. Другая крупная железнодорожная магистраль протянулась от Усть-Кута в Восточной Сибири до Комсомольск-на-Амуре на Дальнем Востоке. Это Байкало-Амурская магистраль. Существует проект постройки трансконтинентальной железной дороги, проходящей через территорию Восточной и Северо-Восточной Сибири и Чукотского полуострова через Берингов пролив в Северную Америку. Большинство железных дорог России электрофицированы, а на самых грузонапряженных участках два и более путей. В России, за исключением Москвы и Московского региона, практически нет автомобильных дорог с качественным покрытием (автобаны). До сих пор нет автодороги, проходящей через всю территорию России с запада на восток (она обрывается в Чите и вновь начинается в Хабаровске). Основное количество нефте– и газопроводов начинается в Западной Сибири, и далее они идут, в основном, на запад с выходом в страны Европы. Построен газопровод в Турцию, проходящий по дну Черного моря. В труднодоступных районах (Сибирь и Дальний Восток) большое значение имеет авиационный и речной транспорт. В России существует целая система внутренних водных путей. Некоторые реки и озера связаны между собой судоходными каналами. Самая значимая для народного хозяйства река – Волга. Над территорией России проходит несколько международных авиалиний, главные из которых связывают европейские страны со странами Восточной и Юго-Восточной Азии. Международные аэропорты есть в Москве, Санкт-Петербурге, Минеральных Водах, Екатеринбурге, Хабаровске, Новосибирске. Развит морской транспорт, которому принадлежит главная роль в международных перевозках. Большое значение для районов Крайнего Севера имеет каботажное плавание, т. е. плавание вдоль морского побережья России. Например, Северный морской путь, начинающийся в Мурманске, и заканчивающийся во Владивостоке. Самые крупные морские порты: Санкт-Петербург и Калининград, Мурманск, Архангельск и Игарка, Владивосток и Находка, Новороссийск и Туапсе, Астрахань и Махачкала. Существуют однопрофильные (специализированные —нефтяной в Туапсе) и многопрофильные (универсальные – Петербургский) морские порты. Порты Мурманска и Калининграда незамерзающие. В России почти нет глубоководных портов. В связи с потерей Россией нескольких портов на Балтийском море в Ленинградской области в пункте Усть-Луга идет строительство нового порта, а также расширяется порт в городе Высоцке Выборгского района Ленинградской области. Населенные пункты, где сходятся несколько видов транспорта, выполняют роль транспортных узлов. Самый большой в России транспортный узел – это Москва (более десятка железных и автодорог, 4 аэропорта, 3 речных порта, метро). 3. Определение по карте географических координат географических объектов (по выбору учителя).
Географические координаты – это величины, определяющие положение какой-либо объекта на земной поверхности относительно начального меридиана (долгота измеряется от 0 до 180°) и экватора (широта от 0 до 90°). Определение широты. Необходимо через искомую точку на карте визуально или карандашом на самой карте провести, линию параллельную, параллели до ее пересечения с боковой рамкой карты, а затем определить численное значение широты объекта. Точки земной поверхности в Южном полушарии имеют южную широту (ю. ш.), в северном – северную широту (с. ш.). Определение долготы. Необходимо через искомую точку на карте, визуально или карандашом на самой карте провести линию, параллельную меридиану, до его пересечения с нижней рамкой карты, а затем определить численное значение долготы объекта. Точки на земной поверхности, находящиеся к востоку от нулевого меридиана (Гринвичский) до противоположного ему 180° имеют восточную долготу (в. д.), а к западу – западную долготу (з. д.) В России все объекты имеют северную широту и восточную долготу, за исключением объектов, расположенных в восточной части Чукотского полуострова, где долгота – западная.