«Тестовая методика контроля как одно из средств повышения уровня обученности учащихся и подготовки к ЕГЭ»
Описание педагогического опыта по теме: «Тестовая методика контроля как одно из средств повышения уровня обученности учащихся и подготовки к ЕГЭ»
Российское общество предъявляет сегодня школе новые требования. Они во многом обусловлены переходом старшей школы на профильное обучение и сдачей итоговых экзаменов в новом для российской школы формате – как единый государственный экзамен (ЕГЭ). Более очевидной стала необходимость комплексного подхода к системе оценивания. В последнее время для оценки качества знаний на экзаменах все шире применяются тесты как объективные, достоверные и теоретически обоснованные методы измерения, снимающие к тому же влияние фактора субъективности. Использование тестовой методики контроля является одним из средств повышения уровня обученности учащихся и подготовки к ЕГЭ. Актуальность заключается в том, что в отечественной и зарубежной педагогике важное место занимают проблемы контроля результатов обучения. В настоящее время наиболее перспективной из них является объективизация и стандартизация контроля в образовании. Традиционные формы и методы контроля подвергаются аргументированной критике, поскольку в теории и практике разработан иной метод мониторинга уровня компетентности обучаемых - тестирование. Этот диагностический метод представляет собой стандартизированную процедуру объективного измерения образовательных достижений испытуемого по различным учебным предметам. Педагогический тест - это система специально подобранных проверочных заданий специфической формы, позволяющая количественно оценить учебные достижения в одной или нескольких областях знаний. Сложившееся сегодня противоречие между традиционными формами промежуточного контроля знаний учащихся (опрос устный, письменный) и итоговым тестированием в рамках единого государственного экзамена обусловливает важность создания системы тестового контроля в процессе всего курса обучения в средней общеобразовательной школе. Русский язык относится к числу общеобразовательных предметов, по которым проводится обязательное централизованное тестирование, совмещающее итоговую государственную аттестацию выпускников школ и вступительных экзаменов в высшее учебное заведение. ЕГЭ по русскому языку обязывает учителя перестроить свою работу с обучающимися так, чтобы в результате помочь им успешно сдать тестирование в колледжи, вузы. В пользу тестирования можно привести такие аргументы: • тестирование позволяет свести к минимуму субъективность учителя и объективно оценить знания учащихся; • с помощью тестового контроля возможно быстро проверить наличие некоторого объема зафиксированной информации в памяти учащегося; • предоставляет возможность обучающимся работать в своём темпе, на своём уровне сложности; • создаёт каждому обучающемуся ситуацию успеха; • позволяет приобрести опыт работы с тестами; • является залогом успешной подготовки к ЕГЭ; • для учителя применение тестовой методики– это способ повышения качества обучаемости по предмету; • средство осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в обучении; • в ходе работы с тестом учащимся реализуется самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности; • тестирование развивает наблюдательность и догадку; • тесты выявляют “зону ошибок учащихся” с целью ее последующей ликвидации. Исходя из положительной оценки тестирования, утверждается целесообразность его применения как метода обучения и формы текущего контроля знаний и умений учащихся. Работа с обучающимися строится по-разному, в зависимости от уровня учебных возможностей группы и сложности учебного материала. Это может быть и повторение учебной темы перед самостоятельной работой, и коллективная работа с комментарием последовательности выполнения. Тесты позволяют наладить самоконтроль – самую гуманную форму контроля знаний, а также организовать рейтинг – эффективное средство повышения учебной мотивации. Контроль качества обучения по его результатам является обязательным компонентом учебного процесса. Контроль осуществляется выявлением уровня усвоения знаний учащимися, который на момент окончания обучения в средней школе должен соответствовать государственным стандартам. Предлагаемая технология дополняет традиционную систему текущего контроля системой тестов различного назначения, что позволит получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний, достигнутом каждым учащимся. Система включает тесты следующих видов (в зависимости от назначения): 1. Базовые тесты - тесты, позволяющие проверить усвоение базовых понятий на репродуктивном и алгоритмическом уровнях; время проведения - 10-15 минут. 2. Диагностические тесты - тесты, дающие возможность выявить не только пробелы в знаниях по теме, но и уровень ее усвоения, учебные возможности обучаемого. 3. Тематические тесты - тесты для проведения в конце изучения темы, позволяющие зафиксировать объем и уровень ее усвоения; 4. Итоговые тесты - тесты для проведения в конце полугодия, года, за курс основной (средней) школы с целью выявления объема и уровня усвоения материала. Итоговый контроль (полугодие и год) уровня усвоения учебных знаний учащихся лишь констатирует определенный результат, но не дает способа достижения учащимся необходимого уровня знаний. Базовые, диагностические и тематические тесты предназначены для проведения учащегося по "лестнице деятельности" в ходе подготовки к итоговому контролю. Цель проведения уроков русского языка в старших классах — повторение и углубление материала, изученного в среднем звене, и подготовка к выпускному экзамену. Тестирование дает максимально объективную оценку подготовки выпускников. За время работы сложилась определенная последовательность в проведении занятий: - начинаем занятие с повторения. В этом хорошо помогает модифицированное пособие, в котором представлены таблицы и схемы, пояснения, примеры рассуждения для выбора правильного ответа. Это пособие используется для работы в основном со слабоуспевающими детьми. Обращается внимание на наиболее сложные вопросы, рассматривается несколько примеров; - переходим к самостоятельной работе, напоминаю, что следует внимательно читать задание, время на выполнение одного задания части А - одна минута. Хронометраж соблюдается строго, поэтому уже через четыре месяца на выполнение одного задания уходит 15 – 30 секунд, за «сэкономленное» время можно вернуться к вопросу, который вызвал сомнение, и правильно выполнить задание; - используем метод «отбрасывания» (в чем уверен на 100%), затем, сужая круг, приходим к правильному ответу. Так выпускники учатся не теряться в ситуациях, вызвавших затруднения. На следующем этапе занятия намечается программа устранения ошибок: - предлагается домашнее задание, ведётся строгий учет выполнения: так легче определить пробелы каждого ученика и всей группы и наметить пути их ликвидации: для этого учащиеся возвращаются к теории и получают задание: выполнить упражнение из учебника для практического закрепления, работают самостоятельно. - итоги по каждому этапу работы объявляются обязательно. Составляется рейтинг. Рейтинговая система контроля является мотивацией к успешному освоению программы и повышению качества знаний по предмету. При такой системе накапливаются не числовые оценки работ, а содержательная информация о них. Оцениваются индивидуальные достижения обучающихся. Используя тестовую методику, на занятиях применяю следующие формы: - лекция по теме (тематический материал + углубление); - работа с тренировочными тестами (орфография, пунктуация, анализ текста); - домашнее задание (тест по той же теме); - проверка домашнего задания; - контрольные и итоговые тесты (на бумажных или электронных носителях). Электронная форма представления теста позволяет включать большой объем контрольного материала. Обучение идет быстрее, если обучаемый "узнает результат" каждого своего ответа немедленно. Знание обучаемого в каждый момент результатов своей работы стимулирует выполнение очередного задания. Общаюсь с учащимися не только в реальном времени, но и в виртуальном, так как любые работы учеников могут быть присланы ими на мой электронный адрес: tbogatova3551@mail.ru Уровень обученности, сдававших ЕГЭ по русскому языку, за последние три года составил 86%, 95% и 100% соответственно. Мочелова Елена, выпускница 2007-2008 учебного года получила за ЕГЭ 87 баллов, это был лучший результат по городу. Опыт работы был обобщён и представлен на школьном, городском МО учителей русского языка и литературы, на заседании учителей северо-западной зоны, опубликован на школьном сайте и на сайте ИМЦ г.Бугуруслана. Так как сдача экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ обязательна для всех выпускников, а уровень обученности и качество знаний выпускников оставляют желать лучшего, у данного опыта работы большие перспективы. Преподаватели третьей ступени образования активно используют данный опыт в своей работе. Это Кулаева Е.М., Османова О.Ю., Данилова М.Ю.(МОУ СОШ № 3), Гулящева И.В., Михайлова А.А.(МОУ СОШ № 1)
К особенностям компьютеризованных тестирующих конструкций, которые качественно отличают их от других методов контроля, можно отнести следующее: • Структурированность тестовых заданий повышает скорость проверки результатов тестирования. • Многовариантность теста позволяет проведение тестирования для больших аудиторий испытуемых. • Электронная форма представления теста позволяет включать большой объем контрольного материала. Автоматизированная проверка результатов уменьшает субъективный фактор при оценке ответов.
Возможность статистической обработки результатов тестирования существенно повышает объективность контроля и создает условия для мониторинга и повышения качества тестирования.