Обобщающий урок по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Нет, весь я не умру…». 9 класс.
Цели: обобщить знания по творчеству А.С.Пушкина, выявить уровень знаний, приобретенных при изучении творчества писателя, формировать умения применять полученные знания при анализе произведений, понимать временное пространство, в котором жил и создавал свои произведения, развивать мышление, речь, память, прививать читательский интерес. Оборудование: портреты, презентация по творчеству, жетоны, эпиграф, даты. Ход урока Орг момент. Вступительное слово учителя. Нет, весь я не умру, Душа в заветной лире Мой прах переживет И тленья убежит, И славен буду я, Доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. 27 января 1837 года в Петербурге на Черной речке состоялась дуэль А.С.Пушкина с французским подданным Дантесом, который находился в России на царской службе. У Черной речке возле леса, В дымящемся туманами логу, Ещё чернеет пистолет Дантеса На окровавленном снегу. «Солнце нашей поэзии закатилось.» Убитый – стал он бронзой на бульваре, И выше слова – Пушкин – слова нет! Скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща! Пушкин! Наш поэт! Наша радость! Слава! Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина? К этой мысли нельзя привыкнуть! Русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери,»- написал Одоевский в день смерти Пушкина. - Как вы понимаете фразу Ф.Глинка, взятую за эпиграф к нашему уроку? Следы исчезнут поколений, Но жив талант, бессмертен гений. Ф.Глинка / Пушкин – явление уникальное, единственное. Талант от Бога. Его образ – это икона нашей России. В честь признанности великого поэтического пера Пушкина давайте зажжем свечи памяти.
Сообщение темы урока В течение всего урока буду задавать вопросы. Вы будете получать жетоны за правильные ответы. В конце урока определим знатока Пушкинской поэзии и прозы. Актуализация знаний Мир Пушкина! Как он велик и многообразен! Какое наслаждение проникнуться в творческий мир гения! - Какие произведения А.С.Пушкина вы читали? - На какие этапы творчества можно разделить произведения автора? - Соотнесите названия произведений с тематическим периодом: «Медный всадник», поэма «Цыганы», «19 октября», ода «Вольность», «Повести Белкина», «Я вас любил…», «Пиковая дама», «Памятник», сказки 1. Лицейская лирика (1811-1817) 2. Петербург (1817-1820) 3. Южная ссылка (1820-1824) 4. Михайловское(1824-1826) 5. Болдинская осень (1830) 6. Петербург (1833) 7. Последние годы жизни. Викторина по сказкам. Приложение 1 Сказка ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок. А.С.Пушкин Пауза: стихотворение наизусть «О красоте и правде он вещает…» Вопросы- задания по сборнику «Повести Белкина» - Дайте полное название сборника? - Перечислите все произведения, входящие в эту книгу? - По диалогу определите название произведения? («Позвольте мне сегодня пойти в гости…» отрывок из произведения «Барышня- крестьянка») - Почему произведение называется «Барышня – крестьянка»? - Как разрешился конфликт между Берестовыми и Муромскими? - По пейзажной зарисовке определите название произведения? ( описание метели из рассказа «Метель»). Пауза: стихотворение наизусть. «Он волновать умел сердца людей…» Конкурс: «Знаете ли вы?» - Какое стихотворение было написано поэтом для чтения на публичном экзамене 8 января 1815 года? - К какому произведению эпиграфом была взята пословица: «Береги честь смолоду»? Что она обозначает (на примере произведения)? - В каких произведениях Пушкина встречаются герои: Мария и Владимир? - Кому посвящаются строки: Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман. - Кто такой Чаадаев? - Кому посвящено стихотворение? Прослушайте запись.( чтение стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» - Кто написал музыку к стихотворению «Я помню чудное мгновенье»? Пауза: чтение стихотворения - по репродукциям определите название произведения? 3 вопроса задают учащиеся (индивид задание) «И пробуждается поэзия во мне…» Разминка для памяти - Из каких произведений эти строки: 1. Сижу за решёткой В темнице сырой… 2. Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! 3. В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, …, как грозный часовой, Стоит – один во всей вселенной. 4. в душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит… 5. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык… - По репродукциям определите название самого популярного произведения («Зимнее утро») - Какое произведение напоминают сухие листья, лежащие у вас на столе? («Октябрь уж наступил…») Обобщение Наш урок подходит к концу. Сегодня мы затронули частичку поэтического искусства. Произведения Пушкина – это наше наследие, которое мы должны хранить на века. Вашему вниманию представлена выставка книг произведений Пушкина, начиная от лирики и заканчивая дружеской перепиской. И критическая литература о Пушкине и его произведениях. Штрихи к портрету. В вашем классе тоже есть ребята, которые серьёзно занимаются исследовательской работой по творчеству А.С.Пушкина. Изучают, анализируют его сочинения. - Чем интересна вам эта работа? - Какие советы вы можете дать нам, простым читателям, поклонникам Пушкина? Итог Подведение итогов. Показ презентации. Приложение 2. - Задуем свечи и сохраним тепло в своём сердце от нашего урока.