Машиностроительный комплекс — совокупность отраслей промышленности, производящих оборудование для всех подразделений хозяйства, а также многие предметы потребления. Машиностроение как отрасль возникло 200 лет назад в Англии. И сейчас по стоимости производимой продукции и по числу занятых (более 80 млн. чел.) занимает I место среди отраслей мировой промышленности. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависят производительность труда во всех отраслях хозяйства, научно-технический прогресс. Машиностроение определяет не только отраслевую структуру промышленности, но и ее размещение. Для машиностроения характерно углубление специализации производства и расширение его масштабов. Состав и значение различных отраслей машиностроения (которых насчитывается около 70) подвергаются значительным изменениям. Так, например, в начале XX века отраслями, определяющими развитие всего машиностроения, были станкостроение и электромашиностроение. Затем к их числу прибавились автомобилестроение и самолетостроение. Сейчас по стоимости продукции лидирует электронная промышленность — самая наукоемкая из отраслей машиностроения. В ее составе особенно выделяются производство вычислительной техники (лидируют США, Япония, Республика Корея, о. Тайвань и др.) и электронной аппаратуры. Вторая по значению отрасль современного машиностроения — производство наземных, воздушных и водных средств транспорта. Транспортное машиностроение имеет 2 направления — гражданское и военное. По стоимости и количеству выпускаемой продукции лидирует в отрасли автомобилестроение. Почти половина всех автомобилей а мире выпускается четырьмя крупнейшими компаниями: «Дженерал моторе», «Форд», «Фольксваген», «Тойота». Основные страны производители: германия, США, Франция, Япония. Авиаракетно-космическая промышленность — очень наукоемкая и включает в себя большое количество различных производств. Лидерами отрасли стали США, Россия, Франция, Великобритания, Германия. По-прежнему сохраняют свое значение судостроение и производство железнодорожного оборудования, хотя география их размещения испытала значительные изменения. В состав общего машиностроения включены заводы по изготовлению машин и оборудования для всех отраслей народного хозяйства. Продукция отрасли очень разнообразна и востребована всеми государствами мира, но почти 90% ее выпускается в четырех государствах — США, Германии, Японии, России. Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его размещение. Во-первых, е эпоху научно-технической революции развитие машиностроения немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производства продукции наукоемких отраслей все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой. Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли. В третьих, до-статочно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения, часто ориентируются на ее центры. Но в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась, за счет увеличения трудоемкости и наукоемкости. Машиностроение все больше становится отраслью повсеместного распространения. В четвертых, стадии производства машиностроительной продукции осуществляются, как правило, на отдельных специализированных предприятиях — в машиностроении велика роль специализации кооперирования. Но вследствие этого приобретает исключительное значение транспортный фактор. В пятых, вследствие специфики многих предприятий машиностроения (например, выпускающих комбайны или оборудование для горнодобывающей промышленности и т. п. — которые сложно транспортировать), многие из них ориентируются на потребителя. В эпоху НТР машиностроение возникло и стало быстро развиваться в десятках новых стран, поэтому ни одна другая отрасль промышленности не может сравниться с ним по распространенности в мире. И тем не менее, различия между отдельными странами достаточно велики. Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и Германия. В этих странах выпускается наиболее разнообразная продукция. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, обладающие весьма широкой номенклатурой машиностроения, Китай, Канада и Бразилия. На экономической карте мира можно также выделить четыре машиностроительных региона. Первый — Северная Америка, где производится практически вся машиностроительная продукция. Второй регион — зарубежная (по отношению к СНГ) Европа, который производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, в нем высоко развиты также некоторые новейшие отрасли. Третий — Восточная и Юго-Восточная Азия, в котором лидирует Япония, также сочетающая продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии. Четвертый регион — страны СНГ, отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей. В цепом, по объему производства машиностроительной продукции развивающиеся страны сильно отстают от развитых, давая всего 1/10 объема. Но в некоторых из них машиностроение развивается высокими темпами — в Бразилии. Индии, Аргентине, Мексике и особенно — в «новых индустриальных странах», что в целом связано со строительством в них филиалов западных фирм.
Машиностроительный комплекс Машиностроение — ведущий МОК нашей страны. Он состоит из большого числа подотраслей и производств, выпускающих разнообразные машины. Машиностроительный комплекс - основа научно-технического прогресса в российской экономике. На предприятиях машиностроительного комплекса занято более 9 млн. чел., на его долю приходится почти 1/4 всей промышленной продукции, в нем сосредоточено более 1/2 всех производственных фондов. Машиностроение — самая сложная отрасль л ..с промышленности. В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции оно делится на энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное и др. (всего более 100 специальных подотраслей и производств). По характеру конечной продукции и особенностям факторов размещения можно выделить три большие группы подотраслей — тяжелое, общее и среднее, точное. Основными факторами, влияющими на размещение предприятий машиностроительного МОК, являются наукоемкость, трудоемкость, металлоемкость, транспортный и потребительский факторы. Важнейшими факторами размещения являются также специализация и кооперация. Специализация выражается не только в обособлении отдельных подотраслей, но и в четком разделении труда между предприятиями одной подотрасли. Так, отдельные части машин производятся на специализированных предприятиях. Выпуск же готового изделия, напротив, требует кооперирования между предприятиями. Это приводит к возникновению машиностроительных комплексов. Различные заводы одного комплекса (расположенные в разных городах) совместно участвуют в производстве готовой продукции. В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей, оно развито во всех экономических районах. Тяжелое машиностроение включает производство металлургического горного, подъемно-транспортного оборудования, энергетических блоков (паровых котлов, атомных реакторов, турбин, генераторов), а также других металлоемких и крупногабаритных изделии. Тяжелое машиностроение ориентировано на крупных производителей металла и основных потребителей продукции — металлургические базы Центра, Урала, Сибири. Крупнейшие центры тяжелого машиностроения сложились на Урале (лидер отрасли — «Уралмаш» в Екатеринбурге), в Сибири (Красноярский завод, предприятия Кузбасса), в Центральном, Центрально-Черноземном районах. В общем машиностроении преобладают сборка металлоконструкций и изготовление крупных заготовок. Предприятия этой группы отраслей широко размещены по территории России. Транспортное машиностроение обеспечивает подвижным составом различные виды транспорта, ориентируется прежде всего на выгодное экономико-географическое положение. Так, например, судостроение ориентировано на морские и речные порты (Нижний Новгород, Мурманск, Астрахань, Санкт Петербург, Тюмень, Хабаровск, Владивосток). Сельскохозяйственное машиностроение - тяготеет к местам потребления готовой продукции, специализация предприятий находится в соответствии с профилем сельского хозяйства в разных районах. Производство зерновых комбайнов сосредоточено, например, на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог) и в Сибири (Красноярск). Среднее машиностроение охватывает отрасли, производящие автомобили, тракторы, станки, машины и оборудование для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства. Автомобилестроение — одна из главных отраслей среднего машиностроения. Автомобилестроение зародилось в Центральной России. В настоящее время по производству легковых автомобилей выделяются Волжский автомобильный завод — ВАЗ в г. Тольятти (почти 70% общего количества), АЗЛК в Москве и «Ижмаш». Выпуск грузовых автомобилей осуществляется в основном на пяти предприятиях: ЗИЛ (Москва), ГАЗ (Нижний Новгород), КамАЗ (Набережные Челны), УАЗ (Ульяновск), УралАЗ (Миасс). Производство автобусов осуществляется в городах Ликино, Голицино, Яхроме, Кургане, Краснодаре; микроавтобусов на базе ЗИЛ — в Москве, на ГАЗе. Станкостроение, точное и военное машиностроение ориентированы на крупные научно-производственные центры, которые имеют выгодное экономико-географическое и военно-стратегическое положение, места сосредоточения высококвалифицированных трудовых ресурсов и научных кадров (Москва, Санкт Петербург, Новосибирск). Эта группа отраслей выделяется наименьшей металлоемкостью и наибольшей трудоемкостью. Как и многие другие МОК России, машиностроительный комплекс находится в кризисе после распада СССР как единого государства. Это, прежде всего, связано с нарушением договорных обязательств по поставкам продукции. В машиностроении высоко развиты специализации и кооперации, поэтому машиностроительные предприятия сильно пострадали от разрыва производственных связей с предприятиями бывших союзных республик. Для выхода комплекса из кризиса необходима его реструктуризация, ускоренное развитие таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники; использование научного потенциала ВПК. Лесные ресурсы России. Обеспеченность, распределение по территории страны, проблемы рационального использования.
Лесные ресурсы — это один из важнейших видов биологических ресурсов. Он включает: стволовые запасы леса (источник получения древесины), технические ресурсы (например, пробку), кормовые, охотничье-промысловые, пищевые (ягоды), лекарственные растения.
Лесные ресурсы также имеют защитное значение (водоохранное, противоэрозионное), оздоровительное и эстетическое. Лесные ресурсы относятся к возобновимым.
Россия богата лесными ресурсами, они занимают 45% ее территории. Лесная полоса протягивается по всей территории страны с запада на восток. Леса разнообразны по видовому составу, особенно леса Дальнего Востока. Преобладают хвойные леса, их древесина — ценное сырье. Еловая древесина идет на изготовление бумаги. Древесина широколиственных деревьев используется для производства мебели, паркета. Леса России богаты животными, дичью. Развита охота, разведение в специальных хозяйствах пушных зверей. Большинство лесных ресурсов сосредоточено в районах Севера, Сибири, Дальнего Востока. Видовой состав лесов изменяется вместе с климатом. В настоящее время районы лесозаготовок в азиатской части страны сосредоточены на юге. Крупные лесопромышленные комплексы работают в Архангельске, Сыктывкаре, Устъ-Илимске, Красноярске.
Для рационального использования лесных ресурсов необходимо комплексно перерабатывать лес, не вырубать его в объеме, превышающем прирост, восстанавливать леса.