Суббота, 20 Апр 2024, 01:51
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю математики

Не только математика, или за что я люблю свою работу
В этом году, с вводом обязательного ЕГЭ многие школьники и их родители встрепенулись: «три пишем, два в уме» получить стало труднее. Если раньше ко мне обращались, в основном, с просьбой подготовить к вступительным экзаменам в ВУЗ, то теперь просят подготовить к ЕГЭ. Причем приходят одиннадцатиклассники, которые не знают формул сокращенного умножения, не умеют обращаться с дробями, складывать числа с разными знаками. (Один такой товарищ хочет поступать в Высшую Школу Экономики). И вот передо мной стоит дилемма: натаскать их на ЕГЭ, или медленно, «с чувством, с толком, с расстановкой» ликвидировать пробелы и переводить на другой уровень понимания математики. С определенной точки зрения первый путь предпочтительней: результат появляется достаточно быстро. Задания группы А и В практически клонированы и мало отличаются от демоверсии (демонстрационная версия, публикуемая ФИПИ в районе ноября месяца). Прорешав достаточно много вариантов, аналогичных демоверсии можно спокойно рассчитывать на 4, или даже, если немного повезет, на 5 — если решить все задания по алгебре группы А и В).

Видимо, в каждом отдельном случае решения надо принимать индивидуально, но если позволяет время, я все-таки предпочитаю второй путь. По одной, очень важной для меня причине. Попробую объяснить.

Поскольку основные способы поведения человека проявляются в любой ситуации, можно считать, что подходы ученика к решению задач похожи на то, как он принимает решение в реальных жизненных ситуациях. Мы все хорошо знаем, что в жизни действие по аналогии экономит ресурсы, но часто приводит к нежелательным последствиям, неумение извлекать урок из собственных ошибок, или просто их игнорирование приводит к повторению одних и тех же жизненных сценариев. Напротив, осознание своих действий, умение действовать по правилам, мобилизация сил в ситуации, когда не знаешь с чего начать, умение признавать свои ошибки и учитывать их в последующих действиях, согласитесь — важные жизненные навыки. И учить им можно на любом материале, в частности, на алгебраических задачах.

Вот основные правила, которым я учу своих учеников:

Если не знаешь, что делать, делай то, что можешь. Можно совершить эквивалентные преобразования, например, разложить на множители или привести подобные члены. Когда совершаешь какое-либо преобразование, нужно осознать, что именно ты собираешься делать, и вспомнить соответствующее правило, или алгоритм.
Если ты совершаешь неэквивалентные преобразования, нужно об этом помнить, и быть очень осторожным, то есть иметь в виду все последствия, к которым могут привести эти преобразования. И, соответственно, принять меры к тому, чтобы не потерять корни, или не получить лишние.
Не просчитывай решение на много ходов вперед — сделай что-нибудь, посмотри внимательно на то, что получилось, а потом думай, что делать дальше. Могут открыться более ясные перспективы. Если опять ничего не ясно, попробуй сделать что-нибудь другое.
Когда ты совершаешь преобразования и ставишь знак «равно», то всегда нужно мысленно проверять, действительно ли левая часть равна правой. Например, если заключил в скобки слагаемые — мысленно раскрой их, разложил на множители — мысленно соверши обратное действие. Потому что лучше вернуться назад на пол шага, чем потом проверять все решение.
Ни в коем случае нельзя подгонять под ответ. Мы решаем задачи исключительно ради того, чтобы научиться их решать. Когда ты подгоняешь под ответ, у тебя создается иллюзия, что на самом деле ты задачу решил, и тем самым вся предыдущая работа теряет смысл.
Если ничего не получилось, то всегда можно начать с начала.
Если ты сделал ошибку, то нужно ее осознать, понять причину (например, не выучил формулы сокращенного умножения), и устранить ее (выучить формулы). А если говорить себе «Ну, это пустяки, по невнимательности», то подобные ошибки будут повторяться до бесконечности.

Я считаю свою работу хорошо выполненной, если ребенок не только учится решать задачи и начинает получать хорошие оценки в школе, или успешно сдает вступительные экзамены, но если происходит внутренний рост: робкая девочка становится более уверенной в себе, перестает бояться сложных задач, решать по аналогии, думать, что она не способна к математике; самоуверенный мальчик становится более критичным к себе, начинает понимать, что неуспешность в чем-то — не признак слабости, о котором лучше сразу забыть, а стимул для роста.

Недавно у меня был разговор с одной ученицей. Лена, толковая девочка, в конце седьмого класса получила по алгебре двойку за год. Я вижу, что с мозгами все в порядке, но лень — зашкаливает. «Это очень трудно», — постоянно приговаривает она при решении примеров. «Ты знаешь, — призналась я ей — я не знаю что мне делать — давать тебе задачи на нижнем уровне сложности, или учить тебя в соответствии с твоими способностями». «А как Вы думаете?» — серьезно спросила она. «Мне кажется, что человек должен учиться преодолевать свои пределы. Подумай, что для тебя важно». Она подумала, и сказала, что будем учиться решать задачи посложнее. Это было ее решение. Оно меня порадовало.

Собственно, это то, ради чего стоит работать репетитором.
Категория: Учителю математики | Добавил: ZarZar (02 Окт 2012)
Просмотров: 697 | Теги: или, свою, люблю, Что, не, работу, только, за, Математика | Рейтинг: 1.0/ 4 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Суббота
20 Апр 2024
01:51


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz