Авторская программа по лечебной физкультуре для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе
Развитие и становление школьной системы
здравоохранения, ее профилактическая
направленность определили особую роль средств
физической культуры в профилактике и лечении
ряда заболеваний и повреждений. Лечебная
физическая культура - составная часть
медицинской реабилитации больных, метод
комплексной функциональной терапии,
использующий физические упражнения как средство
сохранения организма больного в деятельном
состоянии, стимуляции его внутренних резервов в
предупреждении и лечении болезней, вызванных
вынужденной гиподинамией.
Средства лечебной физической культуры -
физические упражнения, закаливание, массаж,
трудовые процессы, организация всего
двигательного режима школьников, стали
неотъемлемыми компонентами
здоровьесберегающего пространства в школе.
Понятие "Здоровье сберегающие технологии"
давно уже на слуху у медиков, учителей,
руководителей образовательных учреждений. Почти
каждое образовательное учреждение использует в
образовательном процессе ту или иную здоровье
сберегающую технологию. Тем не менее, здоровье
детей школьного возраста, к сожалению, не
становится лучше. Поэтому такое важное значение
имеет медицинская профилактика непосредственно
в школе. Изучив все формы профилактической
работы, руководство школы остановилось на
открытии кабинета лечебной физкультуры для
занятий с учащимися, отнесенными к специальной
медицинской группе. Основной целью создания СМГ
поставили: содействие правильному физическому
развитию и закаливанию организма, повышению
физической активности органов и систем,
ослабленных болезнью, повышение физической и
умственной работоспособности, освоение
двигательных умений и навыков, предусмотренных
программой.
Имея сертификат, дающий право на занятия в
группах ЛФК, на протяжении восьми лет я работаю с
ребятами, отнесенными к специальной медицинской
группе. Работая с этой категорией школьников, я
разработала и апробировала программу по
лечебной физкультуре.
Цели и задачи программы.
Оздоровительные задачи:
охрана жизни и укрепления здоровья;
укрепление связочно-суставного аппарата;
совершенствование деятельности
сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
способствовать правильному функционированию
внутренних органов;
увеличение жизненной емкости легких;
совершенствование деятельности ЦНС.
Образовательные задачи:
формирование двигательных навыков и умений;
развитие физических качеств (ловкость,
гибкость, равновесие, выносливость);
привитие навыков гигиены;
сообщать знания, связанные с физическим
воспитанием: о пользе занятий ЛФК, о значении и
технике физических упражнений, методике их
проведения;
формирование нравственных качеств: честность,
взаимопомощь, умение заниматься в коллективе,
уверенность в своих силах, настойчивость в
преодоление трудностей, выдержка;
Нагрузка на занятиях ЛФК осуществляется с
учетом возраста школьников, показателей их
физической подготовленности, функционального
состояния и степени выраженности
патологического процесса.
Курс включает в себя 15 - 20 занятий, которыепроводятся
2раза в год.Занятия ЛФК включают в себя
три периода:
1. Вводный период проводится в виде
тестирования. По его итогам получаем оценку
функционального состояния организма ребенка.
2. Основной период включаетв себя:
упражнения по совершенствованию дыхания;
общеразвивающие упражнения;
корригирующие упражнения;
тренировкимышечной дыхательной и сердечно
- сосудистой систем с индивидуальнымдозированиемнагрузки и дальнейшим её возрастанием.
3. Заключительный период,в ходе
которогоосуществляется дальнейшее
совершенствование и закрепление техники
выполнения общих развивающих упражнений и
индивидуальных комплексов специальных
упражнений. На этом этапе подводятся итоги всех
занятий, даются рекомендации для
самостоятельных занятий.
Оценка и контроль функционального состояния
организма учащихся проводится с использованием
следующих тестовых упражнений:
1. Функциональное состояние сердечнососудистой
системы определяется пробой Мартинэ (20
приседаний)
2. Оценка функционального состояниявнешнего
дыхания определяется спирометрией
3. Оценка состояния нервно-мышечной системы
определяется способностью сохранять равновесие
в положении "стояна одной ноге,руки в
стороны,глаза закрыты" (упражнение
"цапля"). При этом любое движение считается
потерей равновесия. Фиксируется время до потери
равновесия.
4. Оценка силы мышц - сгибателей туловища
определяется, количеством подъемов ног за 10 сек.
в положении лежа на спине. Прямые ноги
поднимаются до угла 45 и опускаются до касания
ковра.
5. Оценка мышц - сгибателей туловища
определяется временем, проведенным испытуемым в
положении "лежа на животе, руки вытянуты
вперед". Руки и грудь не касаются ковра
(упражнение "лодочка").
6. Оценка силы мышц верхнего плечевого пояса
определяется, количеством сгибателей рук в упоре
лежа за 10 сек.
7. Оценка подвижности тазобедренных суставов и
позвоночника определяется в сантиметрах, в
упражнении испытуемый делает глубокий наклон в
положении "сидяна полу, ноги на ширине
плеч", руками касаясь сантиметровой ленты.
Тесты для выявления изменений функционального
состояния организма.
Проба Мартине
Спирометрия
"Цапля"
Поднимание ног в положении лежа
"Лодочка"
Отжимание от пола в упоре лежа или на коленях
"Складка"
Нормы оценок.
Оценивание осуществляю:
По основным знаниям;
По технике владения двигательными действиями (в
зависимости заболевания);
По уровню физической подготовленности (с учетом
заболевания);
По посещаемости.
Оценка "пять": двигательное действие
выполнено правильно (заданным способом), точно в
надлежащем темпе, легко, четко.
Оценка "четыре": двигательное действие
выполнено правильно, но не достаточно легко.
Оценка "три": двигательное действие в
основном выполнено правильно, но допущена одна
грубая или несколько мелких ошибок, приведших к
неуверенному или напряженному выполнению
Оценка "два": двигательное действие
выполнено неправильно, с грубыми ошибками,
неуверенно, нечетко.