Урок русского языка в 4 классе Тема : Правописание частицы НЕ с глаголами
ЦЕЛЬ: раскрыть правописание отрицательной частицы НЕ с глаголами. ЗАДАЧИ: учащиеся узнают о правописании отрицательной частицы НЕ с глаголами; осознают как пишется частица НЕ с глаголами; соотнесут различные глаголы и сделают выводы; проанализируют своё отношение к работе; будут развивать умение работать в группе; выработают лидерские качества. ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, кассета с классической музыкой, стих на ватмане, новогодний мешочек (по количеству групп), тексты для детей, учебник. ФОРМА РАБОТЫ: групповая. ХОД УРОКА. 1. ПОБУЖДЕНИЕ. - Сегодня на уроке мы поговорим о глаголе, а также познакомимся с правописанием частицы НЕ с глаголами. 1) Минутка чистописания ( под музыку). 2) « Свободное письмо» - Сейчас вы в группе обсудите вопрос «Что вы знаете о глаголе?», затем все свои знания отобразите на листе, который я вам дам. 3) «Словарная работа» - Каждая группа получает карточку со словосочетанием. У глаголов пропущена буква. Вы вставляете букву, в скобках указываете проверочное слово. Готовите спикера для ответа у доски. Прим_ рить врагов – прим_ рять платье; Зал_зать рану – зал_ зать на стул; Пол_скать щенка – пол_ скать бельё; Разв_вать память – разв_ вается флаг; Зап_вать лекарство – зап_вать песню. 4)Д/и «Узнай меня» ( на доске ватман) - Корней Иванович Чуковский записал предложения, которые говорили дети. Давайте их прочитаем. Подумайте, что здесь неправильно. Ты не дадашь, а я взяму. Я вам зададу, подождите. Веерка плювается. Я как только лягну, так и вижу сон. Мой папа воевает. Не воевает, а войнует. А я твоего петушка спрятаю. А я отыскаю. Ну тогда я сядаю и заплакаю. - Я предлагаю записать все глаголы правильно и определить лица. 2. РЕАЛИЗАЦИЯ. 1) «Новогодний мешочек» - Каждая группа получает конверт ( мешочек) для того, чтобы нарядить ёлку. А ёлка у нас необычная, а морфологическая, т.е. все украшения для неё – слова (части речи). Дайте характеристику каждой части речи. 2)Физминутка «Поза дерева», «Медвежье покачивание» 3) – А сейчас я расскажу вам сказку «Капризуля». … Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю»,- а она ему… Как вы думаете? (Не люблю.) Да. Он признавался: «Верю»,- а она ему… (Не верю!) И вот однажды частица совсем заупрямилась. Она забралась на стул… А что было дальше, сейчас узнаем. (Инсценировка стихотворения детьми) - Слезь со стула! - Не хочу! - Упадёшь! - Не упаду! - Отойди! - Не отойду! - Приедешь? - Не приеду! - Придёшь? - Нет, не приду! - Услышишь? - Не услышу! - Найдёшь? - Нет, не найду! - Слезаешь? -Не слезаю! - Решаешь? - Не решу! - Мечтаешь? - Не мечтаю! - Молчишь? - Нет, не молчу! - Конфетку, может, хочешь? - Нет! Да, хочу, хочу! (У детей этот же текст, только без частицы НЕ) - На ваших листочках нет частицы НЕ. Вам предстоит её вписать. 4) Работа с пословицами. - Сейчас я вам раздам пословицы. Но они «рассыпались». Вам необходимо их «собрать». Из каждой пословицы выписать в тетрадь через запятую, глаголы с частицей НЕ. Объяснить лексическое значение пословиц. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Под лежачий камень вода не течёт За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Кто не стыдится спрашивать, узнает многое. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. - Итак, что же вы узнали про частицу НЕ? - Давайте я вам расскажу, что же было в сказке дальше. … Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: « Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что мы не можем жить друг без друга». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут. (На доске: НЕГОДУЮ! НЕНАВИЖУ!) - Как вы думаете, почему в этих словах НЕ с глаголом пишется слитно? 5) Работа по учебнику: с. 102 упр. 364.
3. РЕФЛЕКСИЯ 1) – А теперь, ребята, я предлагаю вам последнее задание. (На доске – ватман) ___ выучил - ___ делай, ___ знаешь - ___ сп_ши. С глаголами __________ ч_стицу НЕ п_ши. - Прочитайте, подумайте, что здесь пропущено. Спишите это четверостишие себе в тетрадь. 2) – Наш урок подошёл к концу. Что вам запомнилось больше всего? Как вы оцениваете свою работу на уроке? 3) «Карточка выхода» - Ответьте на вопросы и запишите свои ответы на листочках: - Что узнал нового? - Какие возникли вопросы? - Желание.