Пятница, 29 Мар 2024, 14:34
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Учителю физики [224]
Учителю химии [112]
Учителю биологии [744]
Учителю информатики [147]
Учителю математики [110]
Учителю русского языка [250]
Учителю астрономии [437]
Учителю иностранного языка [182]
Учителю истории (открытые уроки) [151]
Учителю обществознания [53]
Учителю истории [354]
Учителю труда [14]
Учителю ОБЖ [2]
Учителю искусствоведения [0]
Изо
Учителю белорусского языка и литературы [1]
Учителю допризывной и медицинской подготовки [0]
Учителю географии [9]
Учителю МХК [1]
Учителю музыки [3]
Учителю физкультуры [15]
Учителю черчения [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » По предмету » Учителю русского языка

Урок русского языка по развитию речи. Подготовка к сочинению "Слово о Родине" (9 класс)
Урок русского языка по развитию речи.
Подготовка к сочинению «Слово о Родине» (9 кл.)

Цели и задачи:
образовательные:
• развивать умения вдумываться в тему сочинения, составлять цитатный план, собирать и систематизировать материал для сочинения;
• формировать умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;
развивающие:
• развивать мыслительную деятельность и творческие способности школьников;
• развивать речевую культуру учащихся, память и умение пересказывать
воспитательные:
• - воспитывать любовь к Родине, убеждение в том, что жизнь каждого из нас, внутреннее становление человека немыслимы без бескорыстной любви к Родине.

Оборудование:
Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков и др., - 28 изд. – М.: Просвещение; тетради по развитию речи; раздаточный материал; цветной мел; музык. композиция «С чего начинается Родина?» в исполнении М. Бернеса.
Эпиграфы к уроку:

Покажет Русь, что есть в ней силы, что есть грядущее у ней.
Н. А. Некрасов

Если будет Россия,-
Значит, буду и я.
Е. Евтушенко

Ход урока
1.Организационный момент.

Сегодня на уроке мы с вами должны подготовиться к написанию сочинения-рассуждения «Слово о Родине». Итогом нашей работы станет творческое домашнее задание, в котором вы постараетесь ответить на вопрос: «За что я люблю Родину?»
Но прежде чем самим написать такое сочинение, мы должны составить план (мы сегодня будем работать над цитатным планом!), подобрать материал.
Запишите в тетрадях число, тему урока: «Слово Родине» и эпиграфы. (Число, тема урока, эпиграфы записаны на доске, использован цветной мел.)
Эпиграфами к нашему уроку я взяла цитаты из стихотворений двух великих поэтов: 2-й половины XIX века Николая Алексеевича Некрасова и слова нашего современника, земляка – Евгения Евтушенко. Прочитаем эпиграфы, вдумаемся в слова поэтов. (Рассуждения ребят)

II. Вступительное слово учителя, высказывание А. Т. Твардовского.

«У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, Отчизны, дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души; с нею, с этой отдельной и личной родиной он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и – в великом целом свете – для всех одна.»

III. Лексическая работа. Работа с учебником.
Слова Александра Трифоновича Твардовского подсказали нам следующий вид работы:
- Назовите синонимы к слову Родина из высказывания поэта.
(Запись на доске, ребята записывают в тетради)

1. Слова-синонимы
Родина – Отчизна - Россия, Русь
Отечество
родная страна – сторона, сторонка, государство, держава
отчий край
земля

2. Работа с пословицами
– Как вы думаете, что в русском языке более всего доказывает, как всегда сильна была любовь русского народа к своему Отечеству?
Правильно, пословицы о Родине, о верности ей. В качестве примера приведём по 2 пословицы к записанным синонимам.
(Ученики заранее выполнили задание (подобрали пословицы): Родина. Отчизна (Отечество), сторона (сторонка), край, земля, Россия, Русь).

Нет ничего краше, чем Родина наша.
Родина любимая – мать родимая.

Первое в жизни – честно служить Отчизне.
За Отечество жизнь отдают.
Каждому своя Отчизна мила.

За морем и светлее, и теплее, а всё своя сторона милее.
Своя сторонка каждому мила.

За родной край и жизнь отдай.
В родном краю как в раю.

Своя земля и в горсти мила.
Чужой земли мы не хотим, но и своей не отдадим.

Врагу смерть неси – не позорь Руси.
Наша Россия – мать наша.

3. Работа в тетради и на доске. Продолжение лексической работы.
- Подберём эпитеты к слову край.
(Любимый, удивительный, родной, милый, прекрасный, чудесный, бесценный, притягательный.)
- Составьте и запишите в тетради словосочетания с синонимами к слову Родина.
Слова-помощники (записаны на доске):
о людях о чувствах
гражданин любить (любовь)
современник уважать (уважение)
труженик чтить (что?)
патриот восхищаться (чем?)
энтузиаст восторгаться
творец преклоняться (перед чем?)
герой удивляться (чему?)
созидатель радоваться

4. Работа с учебником.
С. 68, упр. №148.
- Прочитаем текст Г. Титова. Какой общей мыслью объединены тексты этого и 147-го упражнений? (№147 выполняли дома)
- Выпишите слова с пропусками, графически объясните орфограммы. (Не только, родился, возрасте, чувства, составляют)
- Объясните знаки препинания во всех предложениях, кроме последнего.
- Последнее предложение запишите в тетради и графически объясните знаки препинания.
(Холмы и овраги, луга и озёра, реки и степи, стога и скирды хлеба – всё это в зрелом возрасте складывается в совершенно конкретное понятие – Родина, и чувства, которые испытывает человек, общаясь с природой, и составляют ту основу, которая определяет человека как личность.)

IV. Коллективная работа над цитатным планом по теме «Есть разные страны на свете, а Родина только одна».
Одна из тем домашнего сочинения будет звучать так: «Есть разные страны на свете, а Родина только одна»
- Какое в названии темы ключевое слово или ключевые слова, которые надо раскрыть в своём сочинении?
- О чём мы можем написать в сочинении, чтобы раскрыть тему?
(ответы ребят)
Правильно вы говорите, только я к вашим ответам подобрала цитаты. Что такое цитаты?
(План записан заранее на обратной стороне доски, кроме 1-го пункта.)
- Как можно начать сочинение о Родине? Какая песня нам подсказывает оглавление 1-го пункта?
Да, можно сделать лирический зачин, или «запев», начало сочинение-раздумье об Отчизне.
(Звучит песня в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?».)
I. «С чего начинается Родина?»
(Заранее подготовленный ученик выразительно читает слова И. Соколова-Микитова. См. приложение.)
Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу необъятные поля, волнующиеся урожаем. Тёплый ветер пролетает над ними, поднимая цветочную пыль. Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки, пересекающие пространства её. Обширны зелёные леса. Высоки горы, блистающие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в их снеговых вершинах. Широки знойные степи. Непроходима глухая сибирская тайга, раскинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные в нашей стране. На многих языках говорят люди, населившие эту величественную страну. Просторны синие дали, звонки и чудесны песни живущего в ней народа.
(И. Соколов-Микитов)
II. «Есть разные страны на свете, а Родина только одна»

1. «На всех – одна,
Для всех – едина
И всё ж у каждого
Своя.
(В. Коротаев.)
- О чём мы здесь можем написать?

2. «Россией завещанный круг,
Чтоб предок гордился потомком,
Чтоб верен был прадеду внук»
(М. Вега.)
Советский писатель Семён Шуртаков говорил: «Человек, лишённый святого сыновнего чувства к своему краю, не способен по-настоящему любить свою Родину, свою Отчизну. Ведь само слово «отчизна» означает не что иное, как земля отцов. Не земля вообще, не какое-то отвлечённое географическое понятие, а земля твоих предков».

3. «Родина – это люди».
(А. Романов.)
- Запишем предложение, объясним орфограммы и знаки препинания, составим схему.
Историю делают люди – это мы не раз повторяем, но далеко не всегда думаем о том, что эти люди живут вокруг нас.
(Ребята работают в тетрадях, 1 человек выполняет на доске.)
- Да, наша земля богата талантливыми людьми: металлургами и врачами, хлеборобами и учителями, художниками и солдатами…
В годы Великой Отечественной войны миллионы солдат верно защищали Родину. Многие погибли. Они не имели орденов, но высшей наградой для них, пусть посмертной, стала благодарная память потомков.

4. «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране».
(К. Г. Паустовский.)
- Прочитаем высказывания великих людей о родной земле, о родном крае. (Карточки с отпечатанными текстами даны заранее. Подготовленные ребята выразительно читают. См. приложение.)

а) Родной землёй мы называем тот край, где родились и выросли, если даже он покрыт болотами и песками. Русской землёй издревле именуют мою большую Родину, хотя пашен на ней в десяток раз меньше, чем лесов. Землёй-матушкой, землёй-кормилицей приравнены друг другу несчётные человеческие судьбы и поколения.
(В. Чивилихин.)
б) Земля… Земля! Не открою истины, если скажу, что самым бесценным богатством, каким обладает человек, является земля.
Она - прародительница всей нашей жизни: она вскормила человека, поставила его на ноги и открыла дорогу к цивилизации и прогрессу. Человек поклонялся земле и обожествлял её, лелеял и обихаживал, проливал на ней пот и кровь и вкладывал в неё свою живую душу, и… по временам обращался с ней, как с мусором, как с хламом, не имеющим цену.
(А. Ананьев.)

III. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может
обойтись»
(И. С. Тургенев.)

V. Проверка дом. задания (допол. задание для сильных ребят.).
- Дома вы продумывали план основной части сочинения по теме «Что означает Родину любить?» (А. Межиров.) (Анализ подготовленных планов.)
Примерный план. II. «Что означает Родину любить? (А. Межиров.)
1) Изучать её прошлое и настоящее.
2) Оберегать родную природу.
3) Хранить традиции Отчизны.
4) Добросовестно трудиться на благо Родины.
5) Быть преданным своей стране.

VI. Вывод:
Великий русский писатель-сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин писал: «А главное всё-таки: люби, люби и люби своё Отечество! Ибо любовь эта даст тебе силу, и всё остальное без труда совершишь».

VII. Домашнее задание
Темы сочинений:
1. «Есть разные страны на свете, а Родина только одна».
2. «Люблю тебя, моя Россия!»
3. «Россия, Русь! Храни себя, храни…»
4. « О, Русская земля!..»
- Какой стиль (и) вы выберете для написания сочинения? (публицистический или художественный)
- Тип (ы) речи? (рассуждение; может быть сочетание разных типов речи)

Литература:
1. Широковская Т. А. , Широковский Ю. С. Уроки русского языка: 9 кл.: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2005 г.

2. Никитина Е. И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений /Науч. Ред. В. В. Бабайцева. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1997.

Приложение

Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу необъятные поля, волнующиеся урожаем. Тёплый ветер пролетает над ними, поднимая цветочную пыль. Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки, пересекающие пространства её. Обширны зелёные леса. Высоки горы, блистающие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в их снеговых вершинах. Широки знойные степи. Непроходима глухая сибирская тайга, раскинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные в нашей стране. На многих языках говорят люди, населившие эту величественную страну. Просторны синие дали, звонки и чудесны песни живущего в ней народа.
(И. Соколов-Микитов)

а) Родной землёй мы называем тот край, где родились и выросли, если даже он покрыт болотами и песками. Русской землёй издревле именуют мою большую Родину, хотя пашен на ней в десяток раз меньше, чем лесов. Землёй-матушкой, землёй-кормилицей приравнены друг другу несчётные человеческие судьбы и поколения.
(В. Чивилихин.)

б) Земля… Земля! Не открою истины, если скажу, что самым бесценным богатством, каким обладает человек, является земля.
Она - прародительница всей нашей жизни: она вскормила человека, поставила его на ноги и открыла дорогу к цивилизации и прогрессу. Человек поклонялся земле и обожествлял её, лелеял и обихаживал, проливал на ней пот и кровь и вкладывал в неё свою живую душу, и… по временам обращался с ней, как с мусором, как с хламом, не имеющим цену.
(А. Ананьев.)

Дополнительный материал

Долг
Мы все должники Родины. Мы должны ей за воздух, которым дышим, и за траву, по которой ходим, и за шум её лесов, и за её дожди, и за её снега…
Родина добрая, потому что наших долгов не считает, но иногда напоминает о них. Это значит, что Родина в опасности, и долг вернуть ей надо мужеством и отвагой. Она не напоминала бы, да хочет, чтобы её богатства остались вам, а не достались врагу. (А. Митяев.)
Категория: Учителю русского языка | Добавил: TheNuha (27 Фев 2012)
Просмотров: 9081 | Теги: Урок, сочинению, подготовка, слово, языка, по, Родине, Русского, развитию, речи. | Рейтинг: 1.1/ 14 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
29 Мар 2024
14:34


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz