урок русского языка, 3 класс. Три склонения имён существительных
ема: Три склонения имен существительных.
Цель: • Формировать умение решать учебную проблему, составлять план рассуждения, делать выводы, анализировать. • Определять тип склонения имен существительных по н. ф. • Учиться применять знания на практике.
Оборудование: Шкала понимания, концепции, отношения, 3 карточки с вопросами для повторения, 12 карточек со словами для разбора, 3 карточки с номером склонения, таблица склонения, треугольник, 3 карточки (выдели окончание, определи род, определи тип склонения), учебники, колокольчик, фломастеры, дополнительные слова для определения склонения на 12 карточках.
Ход урока
Пояснение: Дети сидят за тремя столами с номером групп, на столах стикеры с именами, план урока записан на доске.
I. Орг. момент
- Сегодня на уроке русского языка я предлагаю вам поработать в группах. План нашего урока (чтение хором).
Пояснение: По ходу работы по плану, клеятся стрелки.
- У вас на столах листы с вопросами (по 5 вопросов). Вы должны обсудить ответы на эти вопросы и по сигналу колокольчика передать листы по часовой стрелке другой команде. Вопрос, который вызовет у вас затруднение, обведите фломастером.
Вопросы
Первая команда: 1. Что такое склонение? 2. Сколько падежей в русском языке? 3. Как определить падеж имени существительного? 4. На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже? 5. На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?
Вторая команда: 1. На какие вопросы отвечают имена существительные в дательном падеже? 2. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже? 3. На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже? 4. На какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже? 5. В каком падеже всегда стоит подлежащее?
Третья команда: 1. В каком падеже имена существительные никогда не употребляются с предлогами? 2. Как отличить имя существительное в И.п. от существительного в В.п.? 3. В каком падеже употребляются предлоги К, ПО.? 4. Что такое начальная форма имени существительного? 5. Как определить тип склонения слова «газета»?
Фронтальный опрос
- Давайте проверим, как вы выполнили задание?
Пояснение: Учитель задает эти вопросы вразброс, дети отвечают.
- Какие отношения помогли вашей команде выполнить работу успешно? (дети отвечают: уважение, сотрудничество, терпение и т.д.)
- На какой вопрос не смогли ответить? (Как определить тип склонения слова газета)
- Сформулируйте проблему.
III. Постановка проблемы
Проблема: Как определить тип склонения имени существительного? (определяется первичное понимание).
- Отметьте стикерами на шкале «Понимание» насколько вам понятна эта проблема.
Распаковка: - Выделите главные слова. - Что мы уже знаем?
(Дети отвечают по глоссарию) Имя существительное – часть речи; обозначает предмет, живые существа, явления природы, явления действительности.
Вопросы: Кто? Что?
Неизменяемые признаки – род ……. Изменяемые признаки – число, падеж.
- Что должны узнать сначала? (тип склонения).
- Что потом? (научиться определять тип склонения).
Пояснение: По ходу распаковки ставится порядковый номер работы с проблемой.(№1 – Имя сущ., №2 – Склонение, №3 - Определение).
IV. Решение проблемы
- С какими концепциями связан проблемный вопрос (форма, связь, изменение).
- Какие вопросы мы зададим, чтобы решить проблему (как выглядит, как действует, как изменяется).
- У вас на столах карточки со словами. Первая команда трава дядя стол дочь Вторая команда дедушка озеро конь мышь Третья команда земля поле сирень лень
1. Первая команда (одушевленные, неодушевленные; м.р., ж.р.) 2. Вторая команда (одушевленные, неодушевленные; м. р., ж. р., ср. р.) 3. Третья команда (одушевленные, неодушевленные; ж.р., ср. р.)
- Сравните окончания (у существительных разного рода – разные окончания).
- Посмотрите на таблицу. 1 столбик: м. р., ж. р., ср. р. 2 столбик: -а, -я-а, -я 3 столбик: □-о, -е 4 столбик: ь □
- Вы должны распределить слова на три группы в соответствии с таблицей.
- Определим шаги исследования (к треугольнику на доске крепятся карточки №1, №2.).
1. Выдели окончание 2. Определи род 3. Определи тип склонения Пояснение: студенты выделяют окончания, определяют род и крепят слова на доску под таблицу в три столбика, по 4 слова.
- По каким признакам группировали слова?
(По роду и окончанию)
- Сколько разных групп получилось?
(Три)
- Значит, сколько типов склонения существует в русском языке?
(Три)
Пояснение: прикрепить сверху над таблицей, номера 1, 2, 3.
- Как сократить слово «склонение»?
(скл.)
Пояснение: прикрепить рядом с номерами слово «скл.».
- Какой грамматический признак вы определяли в начале?
(Род)
- Что же такое тип склонения?
(Грамматический признак, который определяется по роду и окончанию)
- Сделайте вывод: какие имена существительные относятся к 1 скл.; 2 скл.; 3 скл.
- Теперь вы можете определить склонение слова газета?
• 1 Шаг (по треугольнику) – Выдели окончание. • 2 Шаг (по треугольнику) – Определи род. • 3 Шаг (по треугольнику) – Определи склонение (прикрепить карточку №3 к треугольнику).
Пояснение: дети определяют склонение слова газета по таблице.
V. Практическая работа
- Сравните свои выводы с правилом учебника.
Пояснение: три ученика читают правило на странице 81 по частям.
- У вас на столах цветные листы со словами. Вам необходимо определить склонение имен существительных. Как будете действовать? (по треугольнику повторить шаги определения склонения).
Взаимопроверка в парах.
VI. Оценивание
- Чему учились на уроке? Отметьте, насколько вы продвинулись в понимании этой темы «Три склонения имен существительных».
(Учащиеся передвигают стикеры на другой уровень по континууму «Понимание»)
1. понимаю частично 2. понимаю хорошо 3. понимаю и могу применить Дополнительный материал: Дать пословицу «Делу время, а потехе час».
- Как определить склонение имен существительных в косвенном падеже?
(Эта работа может быть проблемой следующего урока)